Урок-обобщение по теме "Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева"

Разделы: Химия


Цель урока: Систематизация и контроль знаний учащихся по пройденным темам; развитие у школьников познавательного интереса, чувств товарищества и взаимовыручки.

Задачи урока:

  • Образовательные: обобщение знаний у учащихся о строении вещества, о Периодической системе химических элементов и ее значении.
  • Развивающие: развитие логического мышления, внимания, закрепление умений, навыков по работе с периодической системой химических элементов Д.И.Менделеева.
  • Воспитательные: воспитание эстетического отношения к окружающему миру.

Оборудование: портрет Д.И.Менделеева, Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, бумага и ручки.

Содержание игры. О проведении такого урока инструктируются заранее. Все ученики получают задание повторить изученную тему: «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома».

Ход урока

Тур 1. Парные соревнования (разминка)

Два игрока – по одному от каждой команды, условно от команды А и Б, соревнуются между собой: первая пара игроков, вторая пара и т.д.

1. Найдите лишний элемент в каждом ряду.

Первая пара

А) Водород, гелий, неон, аргон

Б) Железо, кобальт, никель, аргон

Вторая пара

А) Водород, литий, бериллий, бор
Б) Фтор, хлор, марганец, бром

Третья пара

2. Какой это элемент?

А) 11 протонов, 12 нейтронов (Натрий)

3. Электронная формула этого элемента заканчивается на 4s1 (Калий)

Б) 9 электронов, 10 нейтронов (Фтор)

Электронная формула элемента заканчивается на 3s23p2 (Кремний)

Тур 2. Загадочный элемент

Из каждой команды участвуют по одному человеку. Один участник загадывает химический элемент, другой его отгадывает, задавая первому вопросы, которые могут помочь дать правильный ответ. На вопросы можно отвечать только «да» или «нет». Выигрывает та команда, представитель которой за меньшее число ходов (вопросов) сможет определить загаданный элемент. Пример:

- Это металл? (Да)

- Он находиться в главной подгруппе? (Да)

- Он находиться в третьей группе? (Нет)

- Он находиться в первой группе? (Да)

- Он находиться во втором периоде? (Нет)

-Он находиться в первом периоде? (Да)

Ответ: Натрий

Тур 3. Химический диктант

Ребята получают игровые поля — цветные карточки из картона, которые представляют собой фрагменты периодической таблицы. Каждое поле разделено на девять клеток с символами элементов-соседей (рис. 1,а).

Рис. 1,а

Под знаком каждого химического элемента имеется кармашек из цветной бумаги. Цвет игрового поля соответствует сложности варианта (всего их шесть): красный — I, коричневый — II (это варианты повышенной сложности); оранжевый — III, жёлтый IV, зеленый — V (варианты средней сложности); синий — VI (облегчённый вариант). Учащимся выдается также девять белых листочков — вкладышей.

Учитель задаёт постепенно усложняющиеся вопросы, связанные с положением элементов в периодической системе и строением их атомов. Пользуясь периодической таблицей, ученики должны определить, о каком элементе идет речь. Если игровое поле содержит знак этого элемента, ребята должны закрыть соответствующую клетку игрового поля, вложив вкладыш в карма­шек и указать на нём номер вопроса. На одном из вкладышей игрок подпишет свою фамилию.

Вопросы для участников:

Укажите химический элемент:

  1. Порядковый номер элемента равен 13 (алюминий).
  2. Заряд ядра атома +20 (кальций).
  3. Относительная атомная масса элемента равна 52 (хром).
  4. Общее число электронов в атоме элемента равно 15 (фосфор).
  5. В ядре атома 21 протон (скандий).
  6. Элемент второго периода пятой группы (азот).
  7. Элемент третьего периода шестой группы (сера).
  8. s - элемент четвертого периода (калий).
  9. Элемент четвертого периода пятой группы побочной подгруппы (ванадий).
  10. Элемент второй группы, в его атоме два энергетических уровня (бериллий).
  11. Элемент второго периода, в его атоме семь валентных электронов (фтор).
  12. Сумма масс протонов и нейтронов в ядре равна 24 (магний).
  13. Сумма масс протонов и нейтронов в ядре равна 48 (титан).
  14. Из оставшихся элементов главных подгрупп выберите самый активный металл (натрий).

Варианты игровых полей составлены таким образом, что для школьников, работающих на синем поле, игра заканчивается после ответа на вопрос 11. Для учеников, решающих варианты средней сложности, последним будет вопрос 13. Наиболее сложный вопрос 14 предназначен для учащихся, играющих на коричневых и красных полях, они заканчивают игру последними. По окончании игры карточки лото передаются на первые парты и далее учителю.

Оценить работу учащихся несложно, для этого необходимо только разложить поля по цветам и проверить работы, используя ключ, представленный на рис. 1,б.

Независимо от уровня сложности выданного игрокам задания, учащимся, допустившим 1 ошибку, ставим отметку «4», 2 или 3 ошибки - «3», более 3 ошибок - «2».

Рис.1, б

Тур 4. Викторина, основанная на фактах из биографии Д.И.Менделеева и на Периодической системе

Учитель, обращаясь ко всей команде, задает вопросы. Ответ нужно дать в течение 1 минуты (может отвечать любой член команды). Каждый правильный ответ оценивать в 1 балл.

1. Какие химические элементы названы в честь известных ученых?

2. «Имя» одного химического элемента совпадает с названием страны, занимающей второе место в мире по численности населения? Назовите этот элемент.

3. Из курса ботаники мы все хорошо усвоили, что без растений на Земле жизнь была бы невозможна. Зеленые части растений содержат хлорофилл, который и участвует в процессе фотосинтеза, поглощая углекислый газ и выделяя кислород. Изучая химию, вы узнали, что хлор – очень ядовитый газ, убивающий все живое. И все-таки хлорофилл и хлор имеют что-то общее! Что именно?

4. В живых организмах этот химический элемент содержится в очень малых количествах, но зато в различных растениях его много. Земная кора «выделила» ему около 30% своей массы. Он относится к самым распространенным химическим элементам, занимая второе место после кислорода. Напишите  формулу его соединения с кислородом.

5. Дочь Д.И.Менделеева (от второго брака) Люба вышла замуж за будущего известного поэта России. Кто этот поэт?

6. Как увековечено имя Д.И.Менделеева в нашей стране?

Ответы на вопросы 4 тура

1. Кюрий – в честь М.Склодовской-Кюри; Эйнштейний – в честь А.Эйнштейна; Менделеевий – в честь Д.И.Менделеева.

2. Элемент индий был назван в честь Индии.

3. И хлорофилл, и хлор окрашены в зеленый цвет. Название и того, и другого происходит от греческого слова «хлорос», которое означает зеленый.

4. Кремний. Соединение кремния с кислородом SiO2.

5. Александр Блок

6. Имя Менделеева носит город в Татарстане, действующий вулкан на о.Кунашир на Курилах, Московский химико-технологический университет, Петербургский химический университет, Тобольский педагогический университет, Всероссийское химическое общество.

Подведение итогов

Учитель подсчитывает баллы, определяя команду-победителя и оценивает индивидуально каждого учащегося за проделанную работу в течении игры.