Проект "Деятели культуры в годы Великой Отечественной войны"

Разделы: Патриотическое воспитание

Классы: 3, 4

Ключевые слова: исследовательский проект, классный час, патриотическое воспитание, внеклассная работа


Цель проекта: нравственно-патриотическое воспитание детей.

Задачи проекта: 

  • Воспитание в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия - великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим. 
  • Воспитание уважения к традиционным ценностям: уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям.
  • Воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.
  • Расширять кругозор детей о деятелях культуры в годы Великой Отечественной войны
  • Вызвать интерес к литературе патриотической тематики; воспитывать у детей чувство гордости за нашу Родину,

Этапы Проекта

1 этап - предварительный

Класс делится на 4 рабочих группы:

  • Вклад художников в Великую Победу.
  • Писатели и поэты на войне и о войне.
  • «И музыка врага громила…»
  • Радио и кинематограф.

Подбор и изучение литературы по теме проекта (методическая и художественная литература, иллюстрации, репродукции, открытки).

2 этап - познавательный (реализуется по блокам)

Блок

Содержание работы в блоке

Экскурсии

- по достопримечательным местам города Звенигород
(к памятному мемориалу, Вечному огню);
- в городской краеведческий музей;
- в Мемориальный комплекс «Снегири»;

Беседы

«И музыка врага громила»
«Музы и пушки»
«Поэты и писатели в годы Великой Отечественной Войны»
«Радио и кинематограф в годы Великой Отечественной Войны» «Художники в годы Великой Отечественной Войны»

Чтение (обсуждение) литературных произведений, заучивание стихотворений наизусть, слушание музыкальных произведений и песен 

К.Симонов «Жди меня…»
А.Твардовский «Василий Тёркин»
Д.Шостакович «7 симфония»
Песни военных лет «Синий платочек», «Землянка», «Священная война»

Изучение картин и плакатов

Кукрыниксы, А.А.Пластов, А.Дейнека

Просмотр видеофильмов

В.Катаев «Сын полка»
«Девочка ищет отца»

3 этап - познавательно - практический

Работа над собранным материалом, оформление презентаций и реферата, участие в праздничном концерте ко Дню Победы.

4 этап - работа с родителями

Встреча с ветераном Великой Отечественной войны (Совет ветеранов г.Звенигород), участие в праздничном концерте ко Дню Победы.

5 этап - презентация итогов проекта

Сценарий защиты проекта

Презентация к проекту

Обращение Левитана 22 Июня 1941 года. Объявление о начале войны.

«Священная война»

Макс: В один из июньских дней 1941 года на Белорусском вокзале в Москве эшелоны с бойцами готовились к отправке на фронт. Провожавшие их артисты Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски СССР запели новую песню. Её чеканная мелодия, суровость, мужественная сдержанность так захватили всех присутствующих, что песню пришлось повторить пять раз. Это была «Священная война», написанная композитором А.В.Александровым на стихи поэта В.И.Лебедева-Кумача.

Отсюда она начала свой боевой путь и прошла его вместе с советскими воинами через все испытания. Под эту песню многие солдаты прямо с Красной площади уходили на фронт во время парада 7 ноября 1941 года.

Многие музыканты сражались с врагом в рядах Советской Армии. Оставшиеся в тылу отдавали фронту свой талант и своё искусство.

Гоша С.: Дмитрия Дмитриевича Шостаковича война застала в его родном городе — Ленинграде. Там он начал писать Седьмую симфонию. К середине сентября Шостакович закончил две части симфонии, а 29 сентября завершил третью часть.

В середине октября 1941 г. был эвакуирован в Куйбышев, где и продолжил работу над симфонией.

В июле 1942 года специальным самолётом партитура была доставлена в Ленинград, начались репетиции. Для исполнения симфонии требовался усиленный состав оркестра, поэтому была проделана большая работа по розыску уцелевших музыкантов в самом Ленинграде и на ближайшей передовой.

9 августа 1942 г. в переполненном зале Ленинградской филармонии состоялось исполнение Седьмой симфонии. 80 мин., пока звучала музыка, орудия врага безмолвствовали: артиллеристы, защищавшие город, получили приказ во что бы то ни стало подавлять огонь немецких орудий. Во время исполнения симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Новое произведение Шостаковича потрясло слушателей, вселило уверенность и придало силы защитникам города.

Седьмая («Ленинградская») симфония Д.Д.Шостаковича по праву является музыкальным символом блокады Ленинграда.

(звучит «Седьмая Симфония» Шостаковича)

Саша: Быстрее всех других музыкальных жанров в будни войны вошла песня, она стала частью жизни фронта и тыла. Лишь за первые два дня войны московские композиторы написали 40 песен, а через четыре дня их было уже более 100.

Песни военных лет по праву можно назвать музыкальной летописью Великой Отечественной войны. Они звучали буквально с первого и до последнего дня войны. Песни рождались на фронте и в тылу, поднимали бойцов в атаку, согревали сердце на привале, помогали выстоять, выжить.

Вложенные в солдатские треугольники и другие самодельные конверты они пересылались с фронта в тыл и обратно, передавались из уст в уста.

Самыми популярными песнями о войне стали:

  • «Синий платочек»,
  • «Тёмная ночь»,
  • «В землянке»,
  • «На безымянной высоте»,
  • «Последний бой»,
  • «День Победы».

(звучит микс)

Ариша: Поднимали боевой дух советских воинов многочисленные концертные бригады, выезжавшие на фронт.

В первые дни войны родились и быстро завоевали популярность песни моего прадедушки Тихона Хренникова – «Вороны фашистские будут перебиты», «Песня о дружбе», солдатская строевая песня «Все за родину!». Немного позже появилась, пожалуй, главная песня Хренникова военной поры – «Прощание».

В первых числах марта 1945 года композиторы Тихон Хренников и Матвей Блантер были откомандированы на 1-ый Белорусский фронт. В течение двух месяцев Хренников и Блантер почти ежедневно выступали в частях, на батареях, в штабах дивизий, в полках и госпиталях, в общей сложности отыграв около пятидесяти концертов на передовой линии фронта.

По собственным воспоминаниям Тихона Николаевича больше всего ему запомнился концерт в артиллерийском полку, который первым открыл огонь по центру Берлина. Он пел в минуты затишья.

«Марш артиллеристов» из кинофильма «В шесть часов вечера после войны»! как будто был написан для них еще в самом начале войны. Автору пришлось исполнять ее более 10 раз! Он уже охрип, а артиллеристы его не отпускали.

Когда замолкли пушки, вновь настало время муз. Через несколько дней, 7 мая 1945 года случился самый знаменательный концерт из всех, которые были у Тихона Хренникова в военное время. Поблизости оказались композиторы Матвей Блантер, поэты Константин Симонов и Евгений Долматовский. Перед небольшой аудиторией из солдат и офицеров советской армии артисты дали часовой концерт. И ведь он, в отличие от всех других, оказался записан на пленку! И не просто записан, а передан в радиоэфир в непосредственной живой трансляции!

По символичности этот концерт победителей можно сравнить разве что с водружением знамени Победы над рейхстагом.

Рома: Радио и кинематограф также поддерживали дух советского народа во время войны. К концу 1941 года во фронтовых киногруппах находилось 129 операторов. Всего в годы войны было отснято 5 млн. метров плёнки, выпущено 400 номеров «Киножурнала», более 100 документальных картин («Блокада Ленинграда», «Берлин», «Вена», «Битва за Орёл» и др.).

Было множество специальных фильмов, которые знакомили участников войны с разнообразной военной техникой, рассказывали о тактике военного боя, организации воздушной обороны.

Также за годы войны было выпущено 102 художественных фильма. Особенной популярностью пользовались фильмы:

  • «Два бойца»,
  • «Секретарь райкома»,
  • «Жди меня».

Настя: Первым публицистическим фильмом о войне стал фильм «Разгром немецких войск под Москвой» режиссёров И.Копалина и Л.Варламова, с триумфальным успехом прошедший по всем экранам всего мира (только в США его посмотрели более 7 млн. зрителей) и удостоенный высшей награды Американской киноакадемии - премии «Оскар» как лучший зарубежный документальный фильм 1942 года.

Среди операторов был известный советский кинодокументалист, лауреат Ленинской премии, режиссёр Роман Кармен. Он был участником четырёх войн и объездил полмира с кинокамерой. Во время ВОВ оператор запечатлел на кинокамеру сражение под Москвой, блокадный Ленинград, сражение в Сталинграде, штурм Берлина, подписание капитуляции гитлеровской Германии. Кармен был не только оператором, он и талантливым писателем.

Свыше 40 фронтовых кинодокументалистов пали смертью храбрых в годы минувшей войны… Молодой кинооператор, воспитанник ВГИКа Мария Сухова, смертельно раненая, вертела ручку аппарата до того момента, пока не потеряла сознание. Смертью героев пали операторы-фронтовики В.Сущинский, В.Муромцев, П.Быков и многие-многие другие. Их имена начертаны на мемориальных досках в зданиях Центрального Дома кино, Центральной студии документальных фильмов, Центральной студии детских и юношеских фильмов имени Горького.

Гоша З.: Не осталось в стороне и советское радиовещание. С начала войны многие радиостанции пришлось эвакуировать. Радиопередачи звучали в основном в живом исполнении.

Юрий Борисович Левитан был диктором Всесоюзного радио во время Великой Отечественной войны. Он обладал редким по тембру и выразительности голосом. В годы войны он читал сводки и приказы Главнокомандующего И.В.Сталина. Его голос стал известен каждому жителю СССР. Именно Ю.Левитану было доверено объявить о взятии Берлина и о Победе. (звучит голос Левитана)

Адольф Гитлер объявил Ю.Левитана своим личным врагом №1. Германские спецслужбы хотели похитить Ю.Левитана и за его голову рейхом была назначена награда 100 тыс. рейхсмарок.

Маша: С началом Великой Отечественной войны художники также принимают самое активное участие в борьбе с врагом. Часть из них ушли сражаться на фронт, другие – в партизанские отряды и народное ополчение. В тылу художники были пропагандистами, устраивали выставки, они превратили искусство в оружие против врага.

Даша Вол.: Уже в первые дни Великой отечественной войны появился один из самых известных плакатов военных лет «Родина – мать зовёт!» Ираклия Тоидзе. Он был издан миллионными тиражами на всех языках народов СССР.

Советский художник Ираклий Моисеевич Тоидзе – грузин по происхождению – был женат на красивой русской женщине по имени Тамара. 22 июня 1945 года Ираклий Тоидзе работал у себя в мастерской, когда дверь внезапно распахнулась и в комнату вихрем ворвалась жена. «Война!» - только и вырвалось у неё. Художник никогда ещё не видел свою жену в таком состоянии. «Стой так, не двигайся», - попросил Тоидзе и тут же стал один за другим делать наброски.

Уже к концу месяца плакат «Родина-мать зовёт!» увидела вся страна. Репродукции плаката размером чуть меньше обычной почтовой открытки хранились у многих фронтовиков. Их носили в нагрудных карманах рядом с фотографиями родных и близких.

Призывом отомстить врагам стал плакат В.Г.Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!», написанный в 1942 году. На нём была изображена женщина, в ужасе прижавшая к себе ребёнка, на которого был направлен штык со свастикой. Казалось, не было ни одного человека, кого бы не пронзила трагическая сила этого образа. Плакат стал как бы клятвой каждого солдата.

Маша: В 1941-1942 годах была написана сюжетная картина Сергея Герасимова «Мать партизана». Картина «Окраина Москвы. Ноябрь 1941г.» А.А.Дайнеке, изображающая пустынные московские улицы, перегороженные стальными «ежами», передаёт незабываемую атмосферу тех грозных дней, когда враг рвался к Москве и был у её порога. Также большую известность получила картина Дайнеке «Оборона Севастополя».

Мировую известность получило произведение Пластова «Фашист пролетел», созданное в 1942 году. Художник отобразил варварство фашиста, убившего невинного ребёнка.

Зимой 1943 года Пластов выезжал в составе бригады художников на Сталинградский фронт. Он был свидетелем штурма города. В своей картине «На Сталинградских дорогах» Пластов показал врагов поверженными.

Одно из самых известных произведений Пластова – «Жатва» 1945 года – художник посвятил старикам, женщинам, детям, самоотверженно работавшим в тылу.

Гимном победе стала картина Пластова «Сенокос», написанная в 1945 году. Работа над картиной, художник всё время думал: «Ну, теперь радуйся, брат, каждому листочку радуйся – смерть кончилась, началась жизнь!»

Аня: Большую группу военных лет занимают сатирические плакаты, главной задачей которых было внушить народу оптимизм и уверенность в победе. Обычно на таких плакатах изображались остроумные сценки, забавные, едкие сравнения. Мастером карикатуристов был Борис Ефимов. Его по праву считают величайшим.

Не меньшую популярность получило творчество Кукрыниксов. Кукрыниксы – это творческий коллектив советских графиков и живописцев: Ку - Куприянов Михаил Васильевич, Кры - Крылов Порфирий Никитич, НикС Николай Александрович Соколов. А буква Ы указывала на то, что это всё же не один художник, а несколько.

В 1942 году Кукрыниксы написали картину «Таня», запечатлев героическую смерть Зои Космодемьянской. Эта картина вызвала слёзы у зрителей. Затем появилось полотно «Бегство фашистов из Новгорода». Особое место в творчестве Кукрыниксов занимает картина «Конец» (в 1949 году Кукрыниксы были удостоены за неё Сталинской примии).

Искусство не избегало страшной правды войны. Главное в содержании живописных полотен были мужество советских людей, гордость за свою Родину, ненависть к врагу. Произведения живописцев укрепляли в сердцах людей уверенность в победе над фашизмом.

Даша Вин.: Более тысячи писателей и поэтов также вступили в ряды действующей армии в качестве военных корреспондентов. Более 150 корреспондентов находились на передовой линии фронта и в партизанских отрядах. 10 писателей стали героями Советского Союза.

Камилла: Константину Симонову было 25 лет, когда началась война. В июле 1941 он оказался в 6 километрах от города Могилёва. Военный корреспондент прибыл в стрелковый полк, оборонявший город. Солдаты приняли неравный бой. Командир полка сказал Симонову: «Мы решили, что у Могилёва будем стоять, пока живы».

Люди, полегшие у Могилева, навсегда остались для Симонова образцом мужества. Он, с трудом выбравшись из окружения, вернулся в Москву, чтобы рассказать об их подвиге. 20 июля в газете «Известия» появился первый репортаж Симонова с войны – очерк «Горячий день» о сражении под Могилёвом и фотографии подбитых танков.

В 1942 году Симонов был награжден орденом боевого Красного знамени, а в 1943 году ему было присвоено звание подполковника. По воспоминаниям тех, кто знал Симонова в годы войны, он был смелым человеком и надёжным товарищем.

Самым известным стихотворением Константина Симонова стало «Жди меня». Оно посвящено актрисе Валентине Серовой, в которую Симонов был влюблен, последствии она стала его женой.

Симонов написал «Жди меня» в июле 1941-го под Москвой в перерыве между командировками на фронт. (звучит стих-е в записи)

Стихотворение стало всенародно известным. Солдаты вырезали его из газет, переписывали, заучивали наизусть и посылали в письмах женам и невестам. Его находили в нагрудных карманах раненых и убитых.

Историки Великой Отечественной считают, что для победы в войне стихотворение "Жди меня" сыграло не меньшую роль, чем разгром немцев под Москвой.

За литературные заслуги был отмечен Ленинской премией и 6 раз Государственной (Сталинской).

Тима: Александр Трифонович Твардовский на следующий день после начала войны уезжает на фронт. Он становится военным корреспондентом Юго-Западного, а затем 3-го Белорусского фронта. В 1941—1942 годах вместе с редакцией Твардовский оказывается в самых горячих точках войны. Отступает, оказывается в окружении и выходит из него. Весной 1942 года Твардовский возвращается в Москву.

В годы Великой Отечественной войны поэт написал свою самую знаменитую поэму «Василий Тёркин». Произведение имело большой успех у читателей. Отрывки из поэмы «Василий Тёркин» заучивали наизусть, передавали друг другу вырезки из газет, считая её главного героя образцом для подражания. (звучит отрывок из поэмы)

Книга "Василий Теркин" получила всенародную известность, переведена на многие языки, удостоена Государственной премии СССР в1946 году.

Александр Трифонович Твардовский награжден орденами Отечественной войны I и II степени, Красной Звезды, медалями.

Даша Вин.: Валентин Катаев во время Отечественной войны был военным корреспондентом газет «Правда» и «Красная звезда», писал очерки, рассказы, публицистические статьи, побывал на многих фронтах, видел боевые действия наших войск, участвовал во многих сражениях. Впечатления военного времени отразились и в его повести «Сын полка», написанной в конце войны, накануне победы.

За эту книгу, повествующую о судьбе мальчика-сироты, усыновленного боевым полком, он в 1946 году получил Сталинскую премию второй степени.

Великая Отечественная война была самой страшной войной в истории нашей страны. Много писателей и поэтов писали о Великой Отечественной войне. В 1961г. Роберт Рождественский написал поэму «Реквием» и посвятил её всем тем, кто сражался за нашу Родину. Этим стихотворением мы хотим почтить память наших прадедушек.

(читают стих-е)

Вспомним всех поимённо,
Горем вспомним своим…
Это нужно не мёртвым –
Это нужно живым!

Последний слайд «Памяти павших будьте достойны».