Влияние методов контроля и оценки образовательных результатов на познавательную мотивацию школьников

Разделы: Общепедагогические технологии

Классы: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Аннотация: Статья посвящена вопросам эффективности применения различных методов и приёмов контроля и оценки образовательных результатов с целью повышения познавательной мотивации школьников. Автор раскрывает функции, методы, приёмы и средства формирования самооценки и познавательной мотивации учащихся. Особое внимание обращается на формирование оценочной самостоятельности школьников. На основе анализа влияния применяемых методов контроля и оценки на познавательную мотивацию учащихся, результативности использования представленных методов, определяется повышение уровня познавательной мотивации школьников.

Abstract: the Article is devoted to questions of the effectiveness of various methods and techniques of monitoring and evaluation of the educational results with the aim of improving cognitive motivation of schoolchildren. The author reveals the functions, methods, techniques and means of formation of self-esteem and cognitive motivation of students. Particular attention is drawn to the formation of valuation independence of school students. Based on the analysis of the impact of control methods applied and evaluation for the cognitive motivation of students, efficiency of the presented methods is determined by increasing the level of cognitive motivation of schoolchildren.

Ключевые слова: мотивация, самооценка, метод, приём, контроль, оценка.

Key words: motivation, self-concept, method, technique, monitoring, assessment.

Проверка и оценка достижений школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Такой компонент, наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации), должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования на уровне начальной школы.

Система контроля и оценки позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения. Система оценивания и контроля учебной работы школьника не может ограничиваться утилитарной целью – проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения.

Основная задача контроля – выявление уровня правильности, объема, глубины и действительности усвоенных учениками знаний, получение информации о характере познавательной деятельности, об уровне самостоятельности и активности учащихся в учебном процессе, определение эффективности методов, форм и способов их учения. При оценивании, прежде всего, необходимо учитывать психологические особенности ребенка: неумение объективно оценить результаты своей деятельности, слабый самоконтроль, неадекватность принятия оценки учителя и др. Любая проверка знаний должна определяться характером и объемом ранее изученного материала и уровнем общего развития учащихся, а также способствовать повышению уровня познавательной мотивации.

По данным Ш. А. Амонашвили, 78% учеников начальных классов, получивших разные отметки (кроме «5»), уходят домой из школы недовольные, считая, что они заслужили более высокие отметки, а учителя занизили их. Другие привыкают к своим неудачам, постепенно теряют веру в свои силы и становятся совершенно безразличными к получаемым отметкам.

Рассмотрим нормативно-правовую базу современной системы оценивания. При осуществлении контрольно-оценочной деятельности учитель должен соблюдать определённые требования, которые изложены в ряде нормативных документов. Самым главным из них является «Федеральный закон об образовании  в РФ», принятый в 2012 году. В статье 28 «Федерального закона об образовании в РФ» «Компетенция, права, обязанности и ответственность  образовательной организации» в пункте 3 есть ряд подпунктов, определяющих компетенции образовательной организации относительно осуществления контроля и оценки образовательных результатов учащихся.

В статье 58 «Федерального закона об образовании в РФ» ряд пунктов статьи раскрывает компетенции образовательной организации относительно промежуточной аттестации обучающихся.

Требования к системе оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования излагаются в Федеральном государственном образовательном стандарте 2009г.

В Письме Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.98 г. №1561/14-15 предложен следующий ряд функций контроля и оценки в начальной школе:

Образовательная функция определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным. Со стороны учителя осуществляется констатация качества усвоения учащимися учебного материала: полнота и осознанность знаний, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, умение выбирать наиболее целесообразные средства для выполнения учебной задачи: устанавливается динамика успеваемости, сформированность (несформированность) качеств личности, необходимых как для школьной жизни, так и вне ее, степень развития основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение); появляется возможность выявить проблемные области в работе, зафиксировать удачные методы и приемы, проанализировать, какое содержание обучения целесообразно расширить, а какое исключить из учебной программы.

Со стороны ученика устанавливается, каковы конкретные результаты его учебной деятельности; что усвоено прочно, осознанно, а что нуждается в повторении, углублении; какие стороны учебной деятельности сформированы, а какие необходимо сформировать.

Воспитательная функция выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки учащихся и тревожности.

Эмоциональная функция проявляется в том, что любой вид оценки (включая и отметки) создает определенный эмоциональный фон и вызывает соответствующую эмоциональную реакцию ученика. Действительно, оценка может вдохновить, направить на преодоление трудностей, оказать поддержку, но может и огорчить, записать в разряд «отстающих», усугубить низкую самооценку, нарушить контакт со взрослыми и сверстниками.

Информационная функция является основой диагноза планирования и прогнозирования. Главная её особенность - возможность проанализировать причины неудачных результатов и наметить конкретные пути улучшения учебного процесса как со стороны ведущего этот процесс, так и со стороны ведомого.

Функция управления очень важна для развития самоконтроля школьника, его умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность, адекватно принимать оценку педагога. Учителю функция управления помогает выявить пробелы и недостатки в организации педагогического процесса, ошибки в своей деятельности («что я делаю не так...», «что нужно сделать, чтобы...») и осуществить корректировку учебно-воспитательного процесса. Таким образом, устанавливается обратная связь между педагогом и обучающимися.

Используемые ресурсы

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в РФ"
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373.
  3.  Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.98 г. №1561/14-15
  4. Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. - М., - Воронеж, 2002.
  5. Лопатин А. Р., Медникова Л. А. «Педагогические технологии в начальном образовании» Издательство: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2015 г.