Индивидуальный подход в обучении иностранному языку

Разделы: Иностранные языки


Одной из актуальных проблем методики преподавания иностранных языков является индивидуальный подход в обучении. Эта проблема не новая, но, наверное, далеко не полностью раскрыто всё многообразие её сторон, вся значимость её при решении задач активизации процесса обучения. Термин «индивидуальный подход» понимается как система дидактических средств организации учебного процесса по иностранному языку, включающая изменение цели, содержания, процесса и формы урока. Индивидуальный подход рассматривается как сложное педагогическое явление, определяющее эффективность обучения иностранному языку и предполагающее активную роль субъекта учебной деятельности. Условиями успешной реализации индивидуального подхода выступают дифференциация, которая выражается в учете первоначальной языковой подготовки учащихся, постановка личностно значимых для ученика целей, выработка устойчивых и рациональных навыков самостоятельной работы и умения осуществлять системный подход к овладению знаниями. Эта, на первый взгляд, вроде бы не сложная проблема вызывает трудности почти у каждого учителя.

Главная трудность вызвана неумением найти оптимальное сочетание индивидуальных, групповых и фронтальных форм работы при обучении иностранному языку. Другие трудности связаны с определением индивидуальных особенностей личности учащегося и организацией на этой основе деятельности учителя, направленной на развитие умственных способностей каждого обучающегося. Прежде всего, бесспорным фактом является разная степень подготовленности обучающихся. Чтобы правильно понять причины неравномерной успеваемости, необходимо выявить причины отставания каждого и разобраться в них. Эти причины различны: один пропустил уроки по болезни, другой был невнимателен на уроке, а третий не понял объяснение учителя на уроке. Некоторые психологи и методисты считают, что зачастую дифференциация в обучении иностранному языку основывается не на индивидуальных особенностях личности, а лишь на индивидуальных пробелах в его знаниях.

Способности к изучению иностранного языка не одинаковы: одним язык даётся легко, другим – с большим трудом. Следует отметить и тот факт, что учебный материал на разных ступенях обучения может усваиваться учащимися одного и той же группой  по-разному: одни легче усваивают лексику, в силу хорошо развитой механической памяти, у других более развито слуховое восприятие, поэтому они успешно справляются с заданиями по аудированию и т.д. Кроме того у всех обучающихся  разный склад мышления. Изучение интересов и склонностей учащихся, их учебных возможностей, а также анализ перспектив развития этих возможностей должны послужить исходным моментом в индивидуальном подходе к обучению иностранному языку. Я убедилась на собственном опыте, что осуществлять всё это на практике нелегко.

Основная трудность заключается в подборе и использовании заданий дифференцированной степени сложности. При выполнении заданий с одинаковой степенью сложности способный и менее способный ученики могут добиться одинакового результата только при разных затратах времени. Знание индивидуальных особенностей ребят позволяет предвидеть возникновение возможных конфликтных ситуаций на уроке, как, например, в случае несовпадения самооценки обучающегося с оценкой его ответа учителем. На уроках иностранного языка есть условия для развития индивидуальных учебных способностей обучающихся. Языковые способности учащихся проявляются не только в быстроте, легкости и прочности овладения учебным материалом, но и в предпочитаемых и наиболее успешно осуществляемыхобучающимися формах учебной деятельности.

Так, учащиеся с низким уровнем обучаемости по иностранному языку предпочитают репродуктивные задания, например пересказ заранее выученного текста; средний уровень обучаемости позволяет им сочетать заученное с элементами самостоятельного высказывания; достаточная обучаемость проявляется в том, что обучающиеся охотно выполняют задания, требующие самостоятельности; в случаях повышенного уровня обучаемости по иностранному языку учащиеся сопротивляются репродуктивным формам работы и предпочитают творческую самостоятельность. Правильно организованное обучение предусматривает не только учет, но и развитие индивидуальных учебных способностей обучающихся благодаря использованию творческих приемов учебной работы. Такие приемы позволяют идти впереди имеющегося уровня развития способностей обучающихся и целенаправленно формировать навыки творческой речемыслительной деятельности.

Итак, на уроках иностранного языка и в процессе самостоятельной учебной работы имеются резервы для развития личностных свойств обучающихся. Причем это развитие носит системный характер, выражающийся в том, что одни свойства подкрепляются другими, зависят от них (например: формирование иноязычных речевых механизмов является основой развития познавательных функций психики; абстрактное мышление и филологическое мышление взаимосвязаны между собой; культура умственного труда необходима для эффективного накопления фоновых знаний; межличностное взаимодействие есть реальное проявление общечеловеческих гуманистических ценностей в первичном коллективе; осознание общечеловеческих ценностей наполняет более широким содержанием чувство национальной самобытности; развитие важных черт характера, поэтапная смена ведущей деятельности, становление индивидуальных учебных способностей необходимы для постепенной подготовки обучающихся к практической деятельности) и в своей совокупности дают новый уровень развития личности.

Дифференцированное обучение предусматривает такие организационные формы, при которых каждый работает на уровне своих способностей, преодолевая посильную, но достаточно ощутимую для него трудность. Наблюдения за педагогическим процессом показывают, что в ходе осуществления индивидуального подхода к учащимся учителя, как правило, делят группу на слабых и сильных. Критериями этой дифференциации служат такие показатели, как активность ученика на уроке, добросовестное отношение его к занятиям, внимание, наличие интереса к изучению предмета и уровень успеваемости. Это позволяет учителю варьировать объем заданий, их сложность и характер оказываемой им помощи ученикам при выполнении заданий. Такой подход к дифференцированному обучению, безусловно, является правильным и с общедидактических позиций вполне обоснованным.

Имеющиеся в практике преподавания сложности, связанные с реализацией принципа дифференциации, сопряжены с тем, что «деление» учащихся на группы по уровню обученности носит, как правило, субъективный характер, так как на уроке не всегда применяются объективные способы определения уровня владения учащимися речевыми навыками и умениями. Кроме того, в настоящее время учителя не имеют необходимых методических рекомендаций и учебных материалов, позволяющих последовательно индивидуализировать учебный процесс.

Следует также принять во внимание и то, что современная методика преподавания иностранных языков трактует индивидуализацию обучения не только как « адаптацию» учебного процесса к возможностям обучаемых, т.е. создание таких условий для работы учащихся, которые бы в наибольшей степени отвечали всему комплексу индивидуальных характеристик каждого из них. Речь идет также о наилучшем изменении, целенаправленном формировании индивидуальных особенностей каждого ученика. Это значит, что индивидуализация обучения иноязычной речевой деятельности при групповых формах работы должна предполагать не только знание и учет учителем уровня владения учащимися иностранным языком, но и максимальное использование уровня развития индивидуально - психологических особенностей учащихся, определяющих их способность к тому или иному виду речевой деятельности. Это дает возможность учителю опереться на сильные свойства компонентов способности к иноязычной речи, развить слабые и в случае необходимости возместить их другими. И не случайно учет индивидуально-психологических особенностей является одним из важных факторов научения иностранным языкам.

Подобный подход к решению вопросов индивидуализации обучения основывается на том, что человек обладает определенными врожденными особенностями – задатками, являющимися важным условием сложного процесса развития способностей. Однако эти задатки могут вообще не превратиться в способности, если их соответствующим способом не стимулировать и не развивать. Таким образом, индивидуализация обучения предполагает учет как уровня подготовки учащихся, так и их потенциальных возможностей. Отсюда следует, что та или иная серия упражнений должна включать в себя специальные задания, направленные на развитие индивидуально-психологических особенностей учащихся, определяющих их способность к иностранному языку. Дифференцированное обучение строится, в основном, на подборе индивидуальных заданий, в зависимости от подготовки учеников и уровня сформированности речевых навыков и умений.

Формы дифференцированного обучения разнообразны. Это, например:

  • использование разных вариантов однотипных заданий;
  • применение заданий разной степени сложности;
  • оказание различной помощи учащимся при выполнении одного и того же задания;
  • различная длина пауз для выполнения заданий;
  • различное количество повторений для выполнения одного и того же задания; различные виды ключей, опор;
  • чтение текстов разной трудности;
  • выполнение упражнений по индивидуальным Карточкам.

Чтение является составной частью обучения иностранным языкам. Самостоятельная работа с текстом помогает более успешной реализации программных требований. Сложность организации контроля чтения заключается в том, что количество часов, отводимых на изучение иностранного языка, очень ограничено. Дефицит времени может быть компенсирован тщательно продуманными приемами контроля прочитанного дома. Я принимаю во внимание то, что главной целью чтения является получение информации и что только систематический контроль настраивает учащихся на регулярное внеклассное чтение. Для осуществления индивидуального подхода к обучающимся  при контроле чтения учителю необходимо решить ряд организационных вопросов.

Во-первых, исходя из уровня языковой подготовки учащихся, а именно из уровня их навыков и умений чтения на иностранном языке, группа условно делится на подгруппы, равные по подготовке.

Во-вторых, необходимо иметь психологическую характеристику группы, в которую должны войти уровень развития тех индивидуально-психологических особенностей обучающихся, которые обусловливают успешность овладения чтением иноязычных текстов. К таким особенностям относятся память, мышление, внимание, уровень общего развития учеников и сферы их интересов. Так, например, при контроле понимания текста основная группа учеников (со средним уровнем подготовки) получает вопросы к тексту, ответы на которые подробно передадут содержание текста. Следует заметить, что задания в виде вопросов могут предъявляться как на слух, так и в письменном виде. Вопросы в письменном виде целесообразно задавать обучающимся, которые отличаются недостаточным уровнем развития речевого слуха, внимания или слуховой памяти.

Обучающимся с более слабой подготовкой вопросы формулируются таким образом, чтобы ответы на них кратко передали основное содержание текста. Обучающиеся со слабой подготовкой получают карточки с предложениями на родном языке, которые передают основную мысль текста, (эквиваленты их на иностранном языке они должны найти в прочитанном тексте). Возможны и другие способы контроля понимания прочитанного текста. Так, например, несколько человек, которые умеют хорошо рисовать, получают домашнее задание: проиллюстрировать текст двумя – тремя рисунками, другие – передать одним рисунком основное содержание текста. На уроке обучающимся  с высоким уровнем подготовки можно предложить описать эти рисунки, высказать свое мнение, удачно ли они передают содержание текста.

Практика показывает, что такие нетрадиционные способы контроля вызывают большой интерес учеников, кроме того они позволяют использовать материал прочитанного для развития устной речи учащихся. Эффективным является также следующий способ контроля прочитанного: для «сильной» группы даётся задание составить подробный план к тексту, для более «слабой» - пронумеровать данные учителем в неправильной последовательности пункты плана. Опираясь на психологические характеристики обучающихся, учитель развивает их недостаточно развитые психические функции. Так, для развития внимания даются такие задания: (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({}); - скажи, сколько действующих лиц в рассказе; - перечисли последовательно места, в которых происходит действие рассказа. Задания такого типа направляют внимание учеников на содержательную сторону читаемого. Возможны также задания: - прочтите предложения и назовите элементы (слова), отличающие их друг от друга.

Для развития памяти учащихся им можно предложить следующие задания: - Прочтите текст. Расположите предметы (картинки) в порядке, указанном в тексте. Расставьте предложения в последовательности, в какой они находятся в тексте; прочтите их. Для развития языковой догадки, прогностических умений учащихся могут быть предложены задания, следующего типа направленные на догадку о значении того или иного сложного производного слова, на догадку о значении слова с помощью контекста, на понимание текста, в котором есть незнакомые интернациональные слова и т.д. Для общего развития можно назвать еще несколько слов, заимствованных из английского языка, или попросить сделать это обучающихся. Развитию прогностических умений способствуют задания типа: - Прочтите начало предложений и закончите их; составьте из приведенных ниже предложений связный рассказ.

Самым главным при изучении иностранного языка является, безусловно, развитие навыков устной речи, навыков аудирования. Но нельзя упускать из виду и такой важный аспект изучения иностранного языка, как письмо. Программами отводится очень мало времени на изучение грамматики и орфографии. Что может сделать в таких условиях учитель? Применить метод индивидуальных заданий, который имеет немаловажное значение для эффективного усвоения нового материала разными группами учащихся. С помощью индивидуальных заданий учитель может восполнить пробелы в знаниях учащихся, проводя более тщательный контроль усвоения изучаемого. Учащиеся выполняют индивидуальные задания на уроке. Как правило, 3-4 ученика получают задания, написанные на карточках, и работают над ними в течение 5-10 минут. Ученик, выполнивший задание, сдает учителю тетрадь и тут же получает оценку. Задания могут быть одинаковыми для всех учащихся или совершенно разными.

Основная задача обучения иностранным языкам – научить учащихся говорить на изучаемом языке. Уровень сформированности речевых умений и навыков своих учеников следует оценивать по отдельным видам речевой деятельности. Для развития умений монологической речи можно делить следующие задания: - слабо успевающие ученики готовят тему по опорам, - хорошо успевающие ученики составляют сообщение по данной теме на заданную ситуацию, выступают в роли экскурсовода (в музее, по городу), помогают составлять опорные вопросы по теме. При выполнении задания по аудированию текста учащиеся встречают много трудностей: большой по объёму текст, много говорящих.

Опыт показывает, что значительную трудность для многих учащихся при выполнении задания по аудированию представляют и понимание содержания текста, и умение показать учителю то, что понято (т. е. раскрыто содержание). Поэтому сильным учащимся можно предложить выполнение одного упражнения, а слабым другого, затем при втором прослушивании учащимся можно соответственно предложить упражнение, данное при первичном прослушивании сильны ученикам. Индивидуальные особенности обучающихся учитываются и при определении домашнего задания. Например, хорошо успевающим ученикам даётся задание пересказать текст. слабо успевающим – развёрнутый ответ на вопрос, план текста и т.д. Особенно помогают при дифференцированном подходе рабочие тетради к учебнику, так как там есть упражнения разного типа и разной сложности. Разумеется, вопрос о том, применять ли индивидуальные задания и на каком уроке, решает учитель.

Характер заданий зависит от того материала, который учащиеся изучали на предыдущих уроках. Для осуществления индивидуального подхода в обучении иностранному языку для более эффективного достижения целей является возможность использования цифровых технологий. Интерактивные упражнения, то есть, обучение во взаимодействии, могут помочь обучающимся  избежать неэффективной и нудной зубрежки и активизировать самостоятельную работу вне урока. Огромную дидактическую поддержку может оказать электронные презентации Power Point, содержащие как лингвострановедческий материал, так и разработки грамматических тем. К созданию презентаций с удовольствием подключаются учащиеся среднего и старшего звена. Такая работа для них — форма совершенствования навыков поиска, обработки и систематизации информации, а также — замечательный способ самовыражения.

Некоторые учащиеся испытывают трудности при работе вместе со всей группой, так как методы обучения, применяемые учителем, не соответствуют их индивидуальным особенностям. Причиной могут быть различия обучающихся в преобладающем способе восприятия информации.

Американские психологи К.Роджерс, Бетти Лу Ливет, С.Стрингер, Г.Дейл по индивидуальным особенностям восприятия разделили детей не три группы: аудиалы, визуалы, кинестеты [3].

Аудиалы – это учащиеся, отдающие предпочтение слуховому восприятию. Они хорошо воспринимают устное объяснение, любят слушать, но и с нетерпением ждут возможности высказаться.

Визуалы – это учащиеся, отдающие предпочтение зрительному восприятию. Они обучаются на основе наблюдений и демонстраций, невосприимчивы к звукам, отвлекаются на зрительную информацию.

Кинестеты – обучаются в действии, через непосредственное участие в деле, они импульсивны, сразу начинают действовать, выбирают решения, требующие активных действий. Для учащихся с преимущественно кинестетическим типом восприятия лучший способ для развития речевой деятельности – ролевая игра.

Часто бывает так, что тип восприятия у учителя и у ученика не совпадают. Например, если учитель предпочитает лекционную форму обучения, а у ученика плохая слуховая память, эффективность такой работы будет невелика. Если ни учитель, ни ученик не обладают достаточной гибкостью, позволяющей приспособиться друг к другу, в конечном счете это может серьезно сказаться на эффективности обучения, на обстановке в группе.

Поэтому учителю важно знать особенности восприятия – как свои собственные, так и своих учеников. Опираясь на эти знания, можно помогать обучающимся усваивать учебный материал, задействуя по возможности все каналы ввода информации.

Упражнения для визуалов.

1. Find the words on the topic “Animals” in this crossword. Найдите слова по теме “Животные” в этом кроссворде

2. Look at the picture and describe the animal in it. Use the following constructions: I see… This is… It has got… It is (blue, big, strong…) It lives in… It likes to eat…. Посмотрите на картинку и опишите животное, изображенное на ней. Используйте следующие конструкции: Я вижу… Это… У него есть… Он (голубой, большой, сильный)… Он живет в… Он любит есть….

3. Guess what animals are there. Угадайте названия животных.

Keymon (monkey), sohre (horse), ogat (goat), phese (sheep), hoghedge (hedgehog), reha (hare), bitrab (rabbit), pionge (pigeon), wol (owl), raprot (parrot), richost (ostrich), wans (swan), rowc (crow), piemag (magpie).

Упражнения для аудиалов.

1. Listen and repeat aloud the words on the topic “Animals”. Послушайте и повторите вслух слова по теме “Животные”.

Night, nightingale, magpie, pie, speech, crow, cat, sound, cow, foot, rat, map, woodpecker, wood, tree, squirrel, hedgehog, piece.

2. Guess what animal it is. Отгадайте, что это за животное. (Учитель читает вслух.)

a) It is a small insect with eight legs. It usually makes a net, catches other insects and eats them. (Spider.)

b) This animal is very unusual. It can not walk. It can not run. It can only jump. (Kangaroo.)

c) It is one of the biggest animals in the world. It has big ears and a long trunk. (Elephant.)

d) It is a brightly colored tropical bird. People often keep it as a pet. This bird can talk like a human. (Parrot.)

3. Listen to me. Please, be attentive. I will call the animals: wild and domestic. If you will hear domestic animal, you must clap your hands. Anyone who makes a mistake is out of the game. Слушайте меня внимательно, я буду называть животных: диких и домашних. Если вы услышите домашнее животное, один раз хлопните в ладоши. Кто ошибается – выбывает из игры.

Monkey, horse, lion, elephant, goat, sheep, hedgehog, hare, cow, wolf, rabbit, tiger, deer, dog, squirrel.

Упражнения для кинестетиков.

1. Imagine any animal. Tell us about it. We must guess this animal. Use the following constructions: It has got… It is (blue, big, strong…) It lives in… It likes to eat….

2.Обучающиеся - кинестетики по очереди выходят к доске и загадывают какое-нибудь животное, а остальные должны угадать при помощи вопросов.

Вопросы: Is it wild or domestic? Is it big or small? What color is this animal? Where does it live? (Forest, jungle, bush, sea, air, town, desert.) Has it got a nest or a hole? Does it sleep in winter? Can it jump? (Run, fly, walk, fight, swim, creep, burrow.) Has it got spots, stripes, thorns or shell?

3. Make up the dialog on the topic “My favorite animal”. Составьте диалог, использую данные выше вопросы на тему “Любимое животное”.

Таким образом, при изучении английского языка необходимо учитывать индивидуальные особенности восприятия учащихся. Для этого необходимо разрабатывать комплекс упражнений в соответствии с типами восприятия учащихся. Однако, поскольку чистых типов восприятия не существует, то в некоторых случаях полезно дополнять упражнения для аудиалов письменными текстами, а для визуалов – аудированием, или же совмещать их, то есть варьировать упражнения.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что осуществление индивидуального подхода при обучении иностранному языку требует от учителя большого искусства. Он должен учитывать реальные условия, складывающиеся в группе, и возможности каждого обучающегося, ни в коем случае не ущемляя достоинства и интересов каждого из них.