Методическая разработка внеклассного мероприятия. Методическая разработка урока письма. Литературная гостиная "Неотправленные письма". 10-й класс

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 10


На материале русской и зарубежной литературы XIX века

ЦЕЛЬ МЕРОПРИЯТИЯ:

  • создать у обучающихся глубокий, творческо-исследовательский интерес к жанру письма как культурному наследию эпохи XIX века.

ЗАДАЧИ:

  • привлечь внимание учащихся к жанру письма с литературной точки зрения: с помощью художественного выразительного чтения, способов передачи чувств героя, выразительных средств и др.;
  • научить созданию собственного (воображаемого) письма в прочитанном литературном произведении на основе знаний особенностей эпохи, текста, стиля и глубокого понимания чувств героя на лучших примерах литературной классики 19 века как новой композиционной и сюжетной детали на основе исследования текста и личной симпатии герою;
  • обучить созданию «неотправленного письма» в литературном произведении с целью развития творческого потенциала учащихся в сотрудничестве с учителем, развитию писательского таланта;
  • развить изобразительно-художественные способности учащихся (рисунок-экспромт, иллюстрация к книге и др.);
  • создать атмосферу понимания неразрывной связи литературы с искусством театра (актерское мастерство, режиссура).

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:

  • развивающее обучение с направленностью на развитие творческой личности;
  • сотрудничества;
  • интеграция филологических знаний;
  • преподавание литературы как предмета, формирующего человека (методика Е.Н.Ильина);
  •  информационно-коммуникативные.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1. ВСТУПЛЕНИЕ

Учитель. Господа, уважаемые гости и участники нашей литературной гостиной! Мы приглашаем вас в XIX век.… И не просто в XIX век, а в необыкновенный мир дворянства, мир высокой культуры, образованности, аристократизма!

1.1. XIX век – самая знаменательная эпоха в русской литературе

XIX столетие является одним из самых знаменательных в русской литературе. Именно эта эпоха подарила миру имена великих классиков, которые оказали влияние не только на русскую, но и на всемирную культуру. Основные идеи, свойственные литературе этого времени – это  рост человеческой души, борьба добра со злом, торжество нравственности и чистоты.

Представители «Золотого века» были разными, их мир был неповторим и своеобразен. Писателей того времени сложно подвести под какой-то один общий образ. Ведь каждый истинный художник создает собственный мир. К примеру, мир Толстого не похож на мир Достоевского. Иначе воспринимал и преобразовывал действительность Салтыков-Щедрин, чем, к примеру, Гончаров. Однако есть у представителей этого века и общая черта – это ответственность перед читателем, талант, высокое представление о той роли, которую литература играет в жизни человека.

Но разговор будет идти не просто о достоинствах литературы XIX века, наше мероприятие называется «Неотправленные письма». Почему письма? Многие из вас догадались, зачем на уроках мы уделяли особое внимание письмам литературных героев, анализировали их, стараясь понять любимого героя и самого автора.  А почему «неотправленные», вы скоро узнаете. В нашей гостиной сегодня не только ученики 10 класса, а уважаемые артисты, юные писатели, ученые-литературоведы и критики, художники просто любители литературы. Именно они раскроют вам тайну названия темы сегодняшнего мероприятия. Слово предоставляется ученым-литературоведам.

1.2. Особенности письма или эпистолярные традиции XIX века

1 ученый. Эпистолярный жанр – (от греч. Epistole – письмо, послание) письменное сообщение, относящееся к глубокой древности: на протяжении не просто многих лет, но веков переписка была единственным способом общения на больших расстояниях. «Разговор на бумаге» - как иногда кратко и просто дают люди определение письма. Письма XIX века - это обращения и приветствия, вопросы, просьбы, поздравления, прощания, напоминания, благодарность, описание жеста, философское размышление, просьба и др. Отличительной особенностью века являлись и такие из них, которые назывались «мужские письма» и «женские письма». В целом - это монологическая речь. Письма многих выдающихся людей – настоящая школа мудрости и нравственности.

1.3. Письмо как средство самовыражения человека

2 ученый. В век высокой дворянской культуры, образованности, аристократизма в письмах герои выражают свои мысли каким-то особенным, возвышенным языком, называют друг друга на «вы», не используют в своей речи грубых, простонародных слов и выражений. И в этой манере говорить сказывается их дворянское воспитание, причастность к аристократической среде.

Форма письма может быть как камерной (классической, строгой), так и интимной, способствует глубокому раскрытию внутреннего мира человека. Но во всех случаях эпистолярная форма (конечно, есть исключения - например, эпистола классицизма) вызывает особое ощущение глубокой личной заинтересованности автора в описываемом, ощущение того, что то, о чем идет речь, не безразлично, а волнующе, жизненно важно для создателя произведения. Может быть, в этом и заключена основная причина привлекательности жанра письма?

1 ученый. Таким образом, можно сделать вывод о том, что эпистолярный жанр занимает огромное место в истории русской литературы. Авторы создают таких героев, которые очень сложны в нравственном, психологическом и эмоциональном плане, и эпистолярный жанр является чуть ли не единственным средством для лучшего понимания произведения.

2 ученый. Безусловно.

Учитель. Благодарим наших ученых, которые, несмотря на свою занятость, нашли время посетить нас и поделиться своими знаниями в области эпистолярного жанра и его роли в литературном произведении (учащиеся садятся на свои места).

2. «НЕОТПРАВЛЕННЫЕ ПИСЬМА»

2.1. «Немного актерского мастерства»

Учитель. А сейчас немного актерского мастерства! Поприветствуем артистов, которые представят свое творчество небольшими сценками из известных вам произведений.

Инсценированный эпизод №1. Ф.М.Достоевский. «Белые ночи». Последняя глава «Утро» (письмо Настеньки своему романтическому другу).*

________________

* Ученица (актриса) пишет письмо. На столе перо и чернильница, лист бумаги, зажженная свеча, в левой руке носовой платочек, расшитый кружевом, девушка читает письмо вслух и плачет.

Ученица-актриса. «О, простите, простите меня! На коленях умоляю вас, простите меня! Я обманула и вас и себя…»

Аплодисменты.

Учитель. Дорогие друзья, поблагодарим нашу актрису за такое трогательное выступление и немного побеседуем.

2.2. Беседа об увиденном и прочитанном*

________________

* Предварительно группе учащихся «Любители литературы» было дано домашнее задание прочитать повесть Ф.М.Достоевского «Белые ночи»; проанализировать последнюю главу «Утро»; ответить на вопросы.

Вопросы к группе учащихся «Любители литературы» и предполагаемые варианты ответов:

1. Какие эмоции и чувства вызывает у вас выступление?

  • поражаешься, как можно передать чувство счастья (возвращение любимого человека и предстоящая свадьба) и одновременно горькое страдание девушки!
  • актрисе прекрасно удался образ наивной и непосредственной Настеньки;
  • чувства умиления, сострадания и удивления, что были такие девушки.

2. Какие традиционные особенности письма, характерные для данной эпохи (эпохи барышень 19 века), вы можете выделить?

  • в первую очередь необходимо сказать, что с точки зрения жанра – это сентиментальная повесть, хотя в некоторых источниках произведение называют романом;
  • письмо Настеньки - это традиционное письмо-прощение, «женское письмо, в котором есть и обращение: «друг мой милый»; восклицания, просьбы и  благодарность: «на коленях умоляю вас», «о боже, если б я могла», «благодарю, благодарю вас за эту любовь», «вы простили меня, не правда ли?

3. Как характеризует это письмо нашу героиню?

  • это милая девушка, как и в самой повести, добрая, нежная, ласковая и наивная. Немного напоминает Лизу из повести Карамзина;
  • она чувствует вину перед своим другом, чувственно и искренно пишет об этом, просит прощения за то, что любит другого, не просто просит прощения, а убивается и глубоко страдает. Чистая, светлая душа;
  • особенно поражают слова: «О Боже! Если бы я могла вас любить обоих разом».

2.3. Неожиданные письма

Учитель. Наш герой не смог написать ответного письма девушке, так как автор произведения оставляет  бедного Мечтателя  наедине со своим горем и заканчивает повесть. Можно ли это письмо придумать, как бы продолжив немного данное произведение? Выразить чувства любви, страдания, ответного прощания девушке?

Ответ на этот вопрос мы прослушаем сейчас в выступлении юного писателя*.

________________

* Группе «Начинающие писатели» было дано творческое домашнее задание: Написать воображаемое письмо-ответ героя Настеньке, используя сюжет повести, внутренние монологи и переживания героя, стиль речи и пр.

Юный писатель.

Выразительное чтение сочиненного ответного письма Настеньке от Мечтателя: «Милая Настенька, как благодарен я тебе за это письмо…!»*.

________________

* Письмо Настеньке, см. «Результаты творческой деятельности учащихся».

 Беседа-рассуждение учителя и ученых-лингвистов с автором письма и предполагаемые варианты ответов:

1. Как тебе удалось написать это письмо?

  • Я внимательно перечитал последнюю главу повести, где дается описание душевного состояния героя: тоска, одиночество, полная отрешенность от жизни. Затем и мысли для письма появились.

2. Что помогло тебе в его написании?

  • Текст, эпоха, элементы традиций письма, жанр (сентиментальная повесть) и немного воображения. Надо признаться, что в душе я с иронией думал о герое, уж больно он нежен.

Ученый 1. Позвольте сказать, что Мечтатель – образованный, полный сил молодой человек, но называет себя робким мечтателем. У него нет друзей, никогда не встречался с девушками. Но сам Достоевский, несмотря на то, что призрачная жизнь грешна, считает, что его мечтания - творческая ценность, что человек сам художник своей жизни и «творит ее по своему произволу».

Ученый 2. Но обратите внимание, уважаемые, на то, что сочинить воображаемое письмо и как бы вставить его в композиционную линию далеко не всем возможно. Да и нужно ли?

Ученый 1. А я считаю, что это замечательно. Читатель, как наш Мечтатель, тоже имеет право на свое творение. Роль письма в самораскрытии героя огромна. В них чистота помыслов и чувств, наивность и простота, необыкновенная искренность, самоотверженность в поступках и одновременно застенчивость. Автор в ответном письме великолепно отразил эти качества героя, впрочем, очень похожего и на других известных персонажей Достоевского.

Учитель. Совершенно верно, уважаемые литераторы. В течение долгих пяти частей Ф.М.Достоевский в другом, хорошо вам известном  произведении «наказывает» своего героя за преступление. Это очень символично, что только одна часть романа посвящена преступлению, а все остальные – наказанию. Страдающий, одинокий, ограждающий сам себя от других людей, от их попыток пробраться в его внутренний мир, Раскольников все-таки стремиться обрести человека, который принял бы часть его страданий на себя. И приходит он к Соне…

Инсценированный эпизод №2. Ф.М.Достоевский. Роман «Преступление и наказание». «Признание». Часть 5, глава IV*:

_____________

* Соня и Раскольников. Для декорации лишь стол и стул. Соня сидит, закрыв лицо руками. Раскольников стоит рядом. Он взволнован и импульсивен.

Ученик-актер: «Молчи, Соня, я совсем не смеюсь, я ведь и сам знаю, что меня черт тащил…»

Аплодисменты.

Беседа с группой учащихся «Любители литературы и предполагаемые варианты ответов*:

_____________

* Группе учащихся «Любители литературы было дано задание: перечитать эпизод признания Соне Раскольниковым и ответить на вопросы.

1) что лучше всего удалось передать нашим актерам?

- артист в роли Раскольникова в великолепии показал ту натуру, которую я себе представлял. Это и внешние данные: худоба, сутулость, движение больших глаз, болезненность, какая-то суетливость и нервозность;

- я бы добавил уверенность в своей непогрешимости и одновременно отчаяние в невозможности объяснить содеянное;

- главное в роли Сони – глубокое сострадание герою, и это у актрисы здорово получилось, а еще она была настойчива во всех своих репликах.

2) как характеризует данная сцена героев?

- сцена показывает, что герои глубоко несчастны в своих страданиях. Это очень важная сцена в романе, здесь герои – товарищи по несчастью, они очень близки друг другу.

3) получил ли Раскольников облегчение от признания именно в этом эпизоде?

- нет, его признание неясное, скомканное, нервное, герой по-прежнему не раскаивается в содеянном.

Учитель. А представьте себе, что этой сцены в романе нет, что Раскольников, ранимый, измученный и очень скрытный человек, не нашел в себе сил признаться в преступлении Соне вот так, сейчас. Представьте себе, что он (отчасти) сделал это в письме…

Творческое домашнее задание 2

Придумать «письмо-признание»  Соне, используя историю преступления героя, его внутренние монологи и переживания, отношения с другими персонажами романа, стиль речи и, конечно, этот эпизод. Определить место данного письма в содержании произведения.

Выступление начинающего писателя. Выразительное чтение сочиненного письма: «Соня! Ты не представляешь, сколько раз я хотел тебе все рассказать!» (См. «Результаты творческой деятельности учащихся»).

Беседа учителя с автором письма:

- как ты думаешь, признание Раскольникова в письме – это допустимо? Мог бы это сделать в своем романе сам Достоевский?

- конечно, допустимо, к тому же, Достоевский – великий мастер эпистолярного жанра;

- почему же герой не написал такого письма Соне, а объяснялся при встрече?

- думаю, что здесь может быть несколько причин: он бы слишком измучен своим актерством (играть невиновного); Соня – самый верный его друг; он не планировал сейчас этого признания, оно получилось спонтанно, тяжело. Думаю, что сам Раскольников пожалел, что рассказал это Соне, достаточно было видеть ее невыносимые страдания.

Ученый 1. Вот-вот! Герой почувствовал, какую тяжесть он обрушил своей жестокой правдой на чуткую, ранимую Соню. Великая идея Достоевского - людей спасет братское отношение друг к другу и основу для единения нужно искать не в обществе сильных мира сего, а в простых, сердечных людях.

Учитель. Дорогие друзья! Если вы еще не устали, вспомним И.С.Тургенева и его знаменитый роман «Отцы и дети». Мы выделяем Базарова как представителя эпохи 60-х годов, времени разночинцев, свободомыслия, небывалого размаха обшественного движения. Мы хорошо знаем его взгляды, убеждения, победы над либералом Павлом Кирсановым. Но любовь к госпоже Одинцовой - это начало трагического возмездия заносчивому Базарову: теперь в нем живет как бы два разных человека. Один из них – противник романтических чувств, другой – страстно любящий человек.

Инсценирование эпизода

Глава XVIII. Свидание Базарова с Одинцовой: «Вы меня удивляете, Анна Сергеевна. Вам известно, что я занимаюсь естественными науками…» (Анна Сергеевна Одинцова в пышном нарядном платье с легким зонтиком и на небольшом расстоянии. Базаров - довольно сердитый и напряженный).

Аплодисменты нашим артистам!

Беседа с учащимися, получившими домашнее задание: перечитать, проанализировать сцену объяснения Базарова в любви к Одинцовой, ответив на вопросы:

1) что можно сказать о характере героини?

Предполагаемые ответы:

- Анна Андреевна Одинцова – красивая, богатая женщина. Она образованна, независима, аристократка. И кажется, она нуждается в любви, но избалованная светская барыня добивается признания Базарова;

2) в чем причина ее испуга в момент признания Базарова?

- должно быть, его страстное признание было слишком порывистым и неожиданным для нее. Кажется, она хотела нежного, красивого признания;

3) возможен ли, по-вашему, союз этих двух персонажей?

- представить себе Базарова и Одинцову в супружестве очень сложно. Ведь Евгений – человек принципов. Несмотря на сильное, неожиданное для него чувство, он останется прежним Базаровым. Анне Сергеевне будет с ним не только сложно, но и невыносимо;

- союз этих двух сильных личностей мог бы быть, если бы Одинцова была влюблена в Базарова, но они не были бы счастливы вместе, это невозможно.

Учитель. Да, я согласна с вами. Но подумаем об Анне Сергеевне немного иначе. У нас есть человек, который написал письмо, но не тому, о ком вы сейчас подумали, не Базарову, а некой приятельнице Ольге, о которой в романе не упоминается…

Творческое задание 3

Придумать письмо госпожи Одинцовой, в котором бы раскрылось истинное отношение героини к Базарову, используя историю прошлой жизни, характеристику героини, ее образ жизни и пр.

Выступление начинающей писательницы. Выразительное чтение сочиненного письма:

«Здравствуйте, душенька Ольга!» (См. «Результаты творческой деятельности учащихся»).

Беседа с автором письма:

- как удалось тебе передать истинное отношение героини к Базарову?

Предполагаемый ответ:

- кроме знания текста, внимательного прочтения эпизодов, связанных с этой темой, пришлось обратиться к учебнику и дополнительной литературе!

Ученый 2. В великолепно прочитанном письме даются  ответы на те вопросы, на которые выше было сложно ответить. Оказывается, не надо трагизм базаровской любви видеть лишь в характере изнеженной барыни-аристократки, не способной откликнуться на чувство героя. Она и хочет полюбить его, но не может, потому что где та грань, которая отделяет его признание в любви от ненависти по отношению к любимой женщине? Все известные критики пришли к выводу, что Базаров способен на настоящее человеческое чувство, способен сердцем, но поступки? Принципы? Демократизм? Союз невозможен.

Учитель. А сейчас – сюрприз. Хочу представить вам еще одно юное дарование. Эта начинающая писательница сама выбрала произведение, в котором, как она считает, не хватает одного письма. Что это за книга?

Выступление с индивидуальным заданием «Неотправленное письмо в моей любимой книге

Английская писательница XIX века Ш.Бронте и ее роман «Джен Эйр».

Краткий комментарий к созданному письму (для тех, кто не знаком с этим произведением):

Джен Эйр, главная героиня известной английской писательницы Шарлотты Бронте, вынуждена бежать из богатого графского имения Фейрфаксов накануне своей свадьбы с мистером Рочестером. Случилось несчастье: в момент венчания вскрылись тайные обстоятельства жизни Рочестера: он был женат, но вынужден держать женщину в заточении по причине ее сумасшествия. Джен, потрясенная событиями, покидая любимого хозяина, уезжает, не попрощавщись и не оставив даже записки. Я решила поправить такое положение дел и думаю, что это письмо могло бы украсить композицию этого прекрасного произведения.

Выразительное чтение письма: «Мистер Рочестер! Дорогой мой хозяин! Единственная моя любовь...» (См. «Результаты творческой деятельности учащихся»).

Беседа с автором письма:

- почему ты обратилась к этому произведению?

- прочтение романа летом из рекомендованного списка чтения девочкам моего возраста настолько захватило, что стало моим любимым произведением, а Джен Эйр – любимой литературной героиней).

- как возникло решение создать именно здесь и так это письмо?

- чувства героев были настолько велики, а страдания, навеянные судьбой, так глубоки, что это письмо, как мне кажется, автору романа необходимо было создать именно сейчас, в этом моменте произведения. Я поражалась силой характера девушки и постаралась выразить это в письме, выбирала авторские фразы, на мой взгляд, самые интересные, сочиняла свои, сохраняя стиль речи героини, подчеркивая и силу ее любви к герою).

Учитель: кроме того, «Джейн Эйр» - роман со счастливым концом, с верой и возможностью счастья для тех, кто его достоин. Таково нравственное убеждение писательницы и ее счастливой героини.

Интересно, а чем же все это время занимались у нас юные художники? (ребята-художники демонстрируют свои рисунки карандашом: эскизы, наброски, из которых должна получиться иллюстрация к эпизодам произведений. Участники мероприятия делятся впечатлениями о работах).
(См. «Результаты творческой деятельности учащихся»).

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

4. РЕФЛЕКСИЯ

Итак, дорогие дамы и господа! Выступления артистов, литературоведов, писателей и наших десятиклассников закончились. Хотелось бы знать ваше мнение о проведенном мероприятии и задать вам последние вопросы.

Заключительная беседа (рефлексия):

  1. Кому из участников нашего литературного салона вы могли бы сделать комплимент?
  2. Поделитесь, как вам было интереснее работать: в группе, в паре или одному (одной)?
  3. Понадобятся ли вам где-нибудь новые приобретенные знания? Где бы вы их применили?
  4. В какие моменты вы чувствовали себя успешным или за что вы бы СЕБЯ похвалили?
  5. Что бы вы пожелали для очередной литературной гостиной?
  6. Как вы думаете, рассердился ли бы автор упомянутых сегодня произведений на то, что мы посмели сегодня «ДОСОЧИНЯТЬ»?!

Учитель. Да, дорогие мои! Я разделяю ваше мнение о том, что вряд ли наши знаменитые классики обиделись бы, хотя замечаний и критики было бы немало. Но, поверьте, что любой из них был очень рад тому, что их романы не только читаются юношами и девушками, а читаются глубоко, проникновенно, так, что хочется что-то вставить, продолжить, помочь любимому герою или даже самому стать писателем. Именно письмо, порой лишь один листик бумаги, всегда позволяет сказать то, о чем, может быть, никогда не решаешься сказать вслух.

ПИСЬМА, ОТПРАВЛЕННЫЕ ИЛИ НЕОТПРАВЛЕННЫЕ, КАК АНГЕЛЫ-ХРАНИТЕЛИ, СОХРАНЯЮТ ДУШЕВНОЕ ТЕПЛО СВОИХ АВТОРОВ! И в этом мы сегодня убедились!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

5. РЕЗУЛЬТАТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЯ

6. РЕКОМЕНДАЦИИ ПОЖЕЛАНИЯ

Данное мероприятие уместно проводить в 10-м классе (3–4 четверть), когда уже будет изучено творчество И.С.Тургенева, Ф.М.Достоевского и других писателей и как обобщающее внеклассное мероприятие, и как открытое мероприятие литературного кружка. Учителю литературы, ведущему гостиную, желательно быть в вечернем длинном платье, девочкам и мальчикам соответственно (на усмотрение учителя и учащихся) одеться в стиле эпохи.

К мероприятию необходима предварительная подготовка:

  • определить учащихся в группы: артисты, ученые-литературоведы, художники, писатели-сочинители и просто любители литературы;
  • подготовить учащихся к инсценированию выбранных эпизодов (обычно дети с большим удовольствием участвуют в таких выступлениях);
  • подготовиться к выполнению домашних заданий, указанных в методической разработке для всех групп мероприятия;
  • консультировать и оказывать помощь ученикам в создании «неотправленных писем» и подготовить их к выразительному чтению;
  • учащиеся располагаются группами или за общим большим столом. На столе подсвечники со свечами, стаканы в подстаканниках, можно графины с водой или ваза с цветами, бумага, ручки, карандаши (для художников, писателей и пр.);
  • мероприятие может сопровождаться любой классической музыкой на выбор учителя и учащихся (в данном случае И. Брамс и др.;
  • презентация к данной литературной гостиной не рекомендуется, так как все внимание должно быть обращено на внимательное слушание выступающих для объективной оценки и понимания происходящего; мероприятие и так будет ярким и необычным.

7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бронте Шарлотта. «Джен Эйр». Роман.

2. Достоевский Ф.М. Дневник писателя.

3. Достоевский Ф.М. «Белые ночи». Повесть.

4. Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание».

5. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века. Вторая половина. Книга для учителя. М., Просвещение, 2010.

6. Тургенев И.С. «Отцы и дети». Роман.