Парсы - огнепоклонники Индии

Разделы: История и обществознание


Темой данной статьи являются представители малочисленной этноконфессиональной группы Индии. Парсы являются последователями зороастризма – древней иранской религии. Начиная с VIII в. часть зороастрийцев Ирана переселяется в Индию и проживает в ее областях вплоть до наших дней. Следует повторить, что парсы – это малочисленная этноконфессиональная группа, которая постепенно исчезает. В результате низкой рождаемости и смешанных браков община быстро стареет и численно сокращается. На это указывает следующий факт: около 30% парсов – люди старше 60 лет1. Этим и будет обуславливаться познавательная ценность в изучении истории малочисленных народов. При всей своей пестроте в национальном вопросе Индия сыграла важную роль в формировании этнической группы парсов.

______________

1 https://ru.wikipedia.org/wiki/Парсы

Объект данной темы – этноконфессиональная группа последователей зороастризма. Предмет исследования – история парсов, их учения, обычаи и традиции.

Цель исследования – изучить историю парсов, а также религиозные практики. Для достижения поставленных целей помогут следующие задачи:

1) рассмотреть основные положения зороастрийского вероучения и выявить  причины переселения части зороастрийцев Ирана в Индию;

2) сравнить религиозные практики парсов с их соотечественниками Ирана;

3) выяснить, какие факторы влияли на формирование этноконфессиональной группы в Индии.

Главная идея доклада заключается в том, что парсы формируются как этноконфессиональная группа последователей зороастризма, на которую будут влиять исторические и территориальные особенности Индии.

Парсы являются последователями зороастризма. Зороастризм – это религия, сложившаяся на основе откровения пророка Заратуштры. Хронологические рамки зороастризма датируются приблизительно VIII–VII вв. до н.э. Точные годы жизни основателя религии до сих пор неизвестны. Священное писание зороастрийцев называют Авестой. Дошедший до наших дней текст «Авесты» состоит из трёх главных книг — это «Ясна», «Яшты» и «Видевдат»2.

______________

2 Зороастризм: верования и обычаи http://www.zoroastrian.ru/node/426

Зороастризм был первой дуалистической религией, где боролись два божества добра и зла – Ахура-Мазда и Ахриман. За человеком оставался добровольный выбор межу двумя силами. Пророк Заратуштра велел соблюдать особые этические правила  – благая мысль, благое слово, благое дело.  Особое почитание огня, строительство храмов огня способствовало тому, что мусульмане прозвали зороастрийцев «огнепоклонниками».

Во время правления династии Сасанидов (III–VII вв. н.э.) зороастризм получает статус государственной религии. Крах империи Сасанидов и начавшаяся исламизация арабов в VII–X вв. вынуждает часть зороастрийцев покинуть свои дома и переселиться в Индию, с целью сохранения культурной и религиозной идентичности. Они нашли убежище на полуострове ГуджарАт, откуда далее распространились на юг. Затем они переселяются в соседнюю МахарАштру и в большинстве своем оседают в Бомбее. Название же этноконфессиональной группы происходит от названия их прародины провинции Фарс (Парс), на территории которой в прошлом существовали древние иранские империи Ахеменидов и Сасанидов3.

______________

3 Е.А.Дорошенко «Зороастрийцы в Иране». http://www.zoroastrian.ru/node/107

По парсийским преданиям, отцы-основатели их общины высадились на побережье Гуджарата на западе Индии в 936 г. н.э. До этого парсы провели почти два десятилетия на острове Див, и затем сумели изложить свою просьбу местному радже (королю) из династии СилхАра, правители которой славились веротерпимостью. Раджа разрешил парсам жить на морском побережье, где они высадились. Парсы основали поселение, которое назвали Санджан, в честь своего родного города в Хорасане. Главным источником по истории небольшой общины является «Киссаи-Санджан» («Сказ о Санджане»), эпическая поэма, сочиненная парсийским жрецом Бахманом в 1600 г. В поэме рассказывается о том, что спустя столетия парсы выучились говорить на гуджарати как на родном языке, усвоили индийскую одежду. Парсийские жрецы продолжали одеваться во все белое, носили на голове белые тюрбаны, и миряне тоже надевали белые одежды во время религиозных церемоний. Женщины завели цветные сари, но головы прикрывали платком и дома, и на улице.

С утверждением Делийского султаната в Гуджарате в XIII в. начинается период религиозной нетерпимости в истории парсов: вводится джИзья (налог с иноверцев в мусульманских государствах).

Около 1350 г., христианский путешественник, монах-доминиканец Йордан остановился в Гуджарате по дороге на Малабарское побережье и обратил внимание на парсов, о которых написал: «Есть в Индии еще один языческий народ, который поклоняется огню; они не хоронят своих мертвецов и не сжигают их, но бросают их посреди особых башен без крыш и оставляют их там совершенно неприкрытыми для птиц небесных» (Jordanus,1863, с. 21). Следует отметить, что христианский путешественник говорил о дахмах, зороастрийских погребальных сооружениях, которые получили в истории названия «Башни молчания».

Исследователь Джексон указывает на отличительные детали иранских дахм: «в отличие от башен Бомбея иранские не имели дверей, потому что, как сказали мне зороастрийцы в Тегеране, они боятся, что мусульмане могут осквернить дахму»4. Выставление трупов у зороастрийцев Ирана вызовет сильное неприятие мусульман. С распространением ислама было разрушено множество дахм5. Многие путешественники по Ирану и Индии называли этот обряд «отвратительным и поразительным».

______________

4 Цит. по: М.Б. Мейтарчиян. Погребальные обряды зороастрийцев. – М.; СПб. 2001. Стр. 106.

5 Там же. Стр. 108.

На протяжении всей истории парсы не теряли связи со своими соотечественниками в Иране: советовались с ними по вопросам веры, священных писаний и религиозных практик. Однако пребывание парсов в Индии привело к изменениям в обрядах в нескольких случаях. Так, у них не было специального растения эфедры, из которой изготавливали напиток хаому, используемый в процессе чтения молитв у зороастрийцев. Эфедра в изобилии росла в горах Ирана. Что они использовали в качестве заменителя – нам неизвестно. Далее, в то время как иранские зороастрийцы сохранили старые обычаи жертвоприношений, парсы, продолжая приносить в жертву коз, вынуждены были, поселившись среди индийцев, прекратить убивать коров и быков. Следующее отличие заключалось во взглядах на обращение в веру. Парсов начали рассматривать как своего рода касту в индийском обществе. Они стали считать свою религию наследственной, ведь парсы очень гордились своим иранским происхождением.

Правление Моголов в Индии было очень благоприятным для общины парсов, оно действительно ознаменовало начало движения парсов к процветанию, в то время как династия СефевИдов в Иране угнетала их собратьев, приведя последних в состояние еще большей нищеты и лишений. В то время парсам жилось лучше. Они постепенно богатели и приобретали положение в обществе. По своей веротерпимости, третий шах Империи Великих Моголов Акбар отменил подушный налог - джизья и даровал всем свободу вероисповедания.

У европейцев, торговых соперников португальцев, сохранилось также несколько сообщений о парсах XVII в. Большинство парсов в то время, как они сообщают, были, так же как и иранские зороастрийцы, «в основном земледельцами, а не торговцами и не желали отправляться за границу» (Fryer, 1915, с. 295); хотя большинство из них жило на побережье, но древнее почтение к творениям не позволяло им путешествовать по воде. Они жили в жалких одноэтажных жилищах, маленьких и темных, таких же, как у гаУров (немусульмане, т.е. зороастрийцы в Иране) в Исфахане; дома эти содержались как оплоты веры, и иноверцы в них не допускались. Жители их были «очень трудолюбивыми и прилежными, они старались обучить своих детей труду и ремеслам» (Ovington, 1929, с. 219).

У парсов были, в общем, прекрасные отношения с индусами, но веротерпимость Акбара не пережила его царствования. Его преемники вновь ввели подушный налог - джизья, и с тех пор мусульмане «получили преимущество перед остальными благодаря своей религии» (Ovington, 1929, с. 139). После того как Надир-шах нанес смертельный удар империи Моголов, на обладание Гуджаратом претендовали мусульманская знать, маратхские князья и торговцы-европейцы. Как коммерческое предприятие, Ост-Индская кампания хотела уделять как можно меньше времени управлению и поэтому предложила различным «народностям» избрать собственных представителей для управления своими внутренними делами. Поскольку индусов было подавляющее большинство, то англичане назвали советы таких представителей индийским термином панчаят (совет старейшин). В целях сохранения общины в обособленности и чистоте Панчаят решительно противился обращению в зороастризм и приобщению к вере джуддинов (людей других религий), браки с представителями других религий также не приветствовались, их дети не считались зороастрийцами.

Одной из сфер деятельности панчаята было управление фондами и благотворительность.

В 20-е годы XIX в. первые христианские миссионеры прибыли в Бомбей, началась организация школ с преподаванием на английском и на гуджаратском языках. В Бомбее сложился средний класс парсов, получивший западное образование, включавший докторов и юристов, учителей, журналистов и лиц других профессий.

Женщины в начале XIX в. еще сохраняли свое традиционное положение в доме, где они играли важную роль в исполнении семейных религиозных ритуалов – присматривали за огнем домашнего очага, каждый вечер на закате окуривали дом благовониями, варили в строжайшей чистоте ритуальную пищу для семейных церемоний, готовили детей к выполнению религиозных обязанностей. Во второй половине XIX в., когда реформисты открыли школы для девочек, женщины постепенно стали участвовать в общественной жизни общины и присутствовать на торжествах.

Начавшийся процесс урбанизации парсов в ХХ веке ускорился благодаря стремлению Индии к независимости. Конец британского владычества в Индии в 1947 г. сулил парсам большие перемены, угрожая тем связям, которые соединяли вместе всю общину: пять тысяч парсов Карачи, Лахора и Кветты оказались в мусульманском государстве Пакистан и обязаны были вместо гуджарати учить урду. Часть парсов эмигрировала оттуда и из Индии по большей части в Англию, Канаду и США. Они играли важную роль в жизни двух государств, так как из их числа вышло поразительное (соразмерно величине общины) число общественных деятелей, военных, летчиков, ученых, промышленников, издателей газет. Общественная деятельность и государственная служба давно уже считались парсами религиозным долгом, частью обязанностей каждого человека, в соответствии с его возможностями, заботиться о своих ближних.

В заключение хочется сказать, что зороастризм – удивительная религия, которая, несмотря на переселения огнепоклонников и их гонения не перестает существовать. На разные судьбы соотечественников этой религии влияли политические условия Ирана и Индии.

Спасибо за внимание!