Использование логических задач на уроке математики в начальной школе

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Главная задача обучения математике – учить рассуждать, учить мыслить. Актуальность данной темы заключается в том, как сформировать у учащихся способность мыслить последовательно, по законам логики. Как показывает опыт, в младшем школьном возрасте одним из эффективных способов развития мышления является решение школьниками нестандартных логических задач. Кроме того, решение нестандартных логических задач способно привить интерес ребёнку к изучению «классической» математики.

Значительное место вопросу обучения младших школьников логическим задачам уделял в своих работах известнейший отечественный педагог В.А.Сухомлинский. Суть его размышлений сводится к изучению и анализу процесса решения детьми логических задач. Логика – это наука о законах правильного мышления, о требованиях, предъявляемых к последовательному и доказательному рассуждению (немецкий философ И.Кант). Отсюда следует, что мы должны научить учащихся анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы. Овладение этими методами и означает умение мыслить. Это и есть реализация основной образовательной программы начального общего образования ФГОС, т.е. обеспечение планируемых результатов:

  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию;
  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
  • предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению. А также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира;

         В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества;
  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

    Чтобы реализовать эти цели на уроках, и на уроках математики, и во внеклассных занятиях помогают мне такие принципы:

  • принцип деятельности – включение ребенка в учебно-познавательную деятельность. Организовывать исследовательско-поисковую работу учеников на уроке – проблемные ситуации;
  • психологическая комфортность – ситуация успеха: «Я могу!»;
  • развитие вариативного мышления – умения сравнивать, анализировать, сопоставлять, классифицировать, выделять главное и находить самый оптимальный вариант решения той или иной задачи – творческое мышление;

Опыт практической работы показал мне, что главное достоинство изучения математики состоит в пристальном внимании к развитию творческого потенциала каждого ученика. Интерес, любопытство, творчество, желание добиться успеха – это привлекательные стороны, которые позволяют учащимся любить и выбирать этот вид деятельности на уроках математики.

Умение решать задачи является одним из показателей уровня развития личности ребенка. Когда есть выбор при решении задачи, варианты ее оформления – это делает ученика свободным, спокойным, появляется возможность его успеха, возникает устойчивость важной для жизни мысли: "Всегда можно найти выход из сложной ситуации". Все эти мысли и есть часть плана формирования социально адаптированной личности в условиях современной школы.

Для того, чтобы дети не терялись при встрече с задачей незнакомого типа, не испугались любых сложных и трудных задач, надо научить детей к такому подходу, при котором задача сама является объектом исследования:

  • Анализ задачи - сравнивать, анализировать, сопоставлять, классифицировать;
  • Поиск пути решения - оптимальный вариант решения;
  • Решение – обоснование своих действий;

Развитие  математической  грамотности учащихся напрямую связано с развитием навыков смыслового и функционального чтения.

Чтобы справиться с решением задачи, учащиеся должны:

  • - осмысленно читать и воспринимать на слух текст задания;
  • - уметь извлекать и анализировать информацию, полученную из текста;
  • - уметь критически оценивать данную информацию;

Математические задачи, накопленные и проверенные в ходе многолетней педагогической практики, позволяют эффективно развивать различные стороны психической деятельности ребенка: внимание, воображение, фантазию, образное и понятийное мышление, зрительную, слуховую и смысловую память.

Логические задачи способствуют формированию умения рассуждать, овладению приёмами правильных рассуждений. Так как их решение не опирается на специальные знания, объектом усвоения в процессе решения являются приёмы рассуждений. Информация, из которой необходимо сделать выводы, задаётся текстом, описывающим вполне обычные ситуации. Решение таких задач учит до конца придумывать незнакомые ситуации, не отступать перед трудностями, вселяет уверенность в свои силы. Логические задачи способствуют умению анализа воспринимаемой информации, её разносторонней оценке, повышают интерес к занятиям математикой. Основная работа для развития логического мышления должна вестись с текстовой задачей. Ведь в любой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления. Поэтому на уроках математики  стараюсь использовать  различные виды продуктивных, творческих задач, которые очень нравятся моим ученикам:

  • Решение задач различными способами. Нахождения другого способа решения сыграет большую роль в будущем, хотя это доступно не всем учащимся, а лишь тем, кто любит математику, имеет особые математические способности.
  • Решение обратных задач.
  • Разбиение текста задачи на смысловые части. Моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка.
  • Самостоятельное составление задач учащимися.
  • Решение задач с недостающими или лишними данными.
  • Изменение вопроса задачи.
  • Составление различных выражений по данным задачам и объяснение, что обозначает то или иное выражение.
  • Правильно организованный способ анализа задачи – с вопроса или от данных к вопросу.
  • Использование приёма сравнения задач и их решений.
  • Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием.
  • Составление аналогичной задачи с измененными данными и т.д.

Систематическое использование на уроках математики и внеурочных занятиях специальных задач и заданий, направленных на развитие логического мышления, расширяет математический кругозор младших школьников.

Именно математика предоставляет благоприятные возможности для воспитания воли, трудолюбия, настойчивости в преодолении трудностей, упорства в достижении целей.

Одной из основных целей изучения математики является формирование и развитие мышления человека, прежде всего, абстрактного мышления, способности к абстрагированию и умения «работать» с абстрактными, «неосязаемыми» объектами. В процессе изучения математики в наиболее чистом виде может быть сформировано логическое (дедуктивное) мышление, алгоритмическое мышление, многие качества мышления – такие, как сила и гибкость, конструктивность и критичность и т.д. Задачи являются материалом для ознакомления учащихся с новыми понятиями, для развития логического мышления, формирования межпредметных связей. Задачи позволяют применять знания, полученные при изучении математики, при решении вопросов, которые возникают в жизни человека.  Главная цель решения задач состоит в том, чтобы развить творческое, логическое мышление ребенка, заинтересовать их математикой, привести к «открытию» новых знаний, к удивлению, к самореализации, к саморазвитию.

Решение задач способствует развитию познавательной деятельности учащихся, развитию у учащихся речи, познавательных процессов: сенсорное развитие, развитие мышления, внимания, памяти, воображения, а также эмоциональной сферы творческих способностей и повышают учебно-познавательную мотивацию учащихся.

Литература

1. Иванова Е.В. Развитие логического мышления на уроках математики // Начальная школа плюс до и после. – 2006. – №6. – С.59–60.

2. Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике 1–4 классы. Москва: ВАКО, 2008. – 237с.

3. Конева С.А. Как развивать познавательные способности детей на уроках математики // Начальная школа плюс до и после. – 2006. – №10. – С.36–40.

4. Липина И. Развитие логического мышления на уроках математики // Начальная школа. – 1999. – № 8. – С. 37–39.

5. Логика. 1 класс. Занимательные материалы для развития логического мышления / Сост. О.Ю. Нежинская. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2004. – 96 с.

6. Белошистая А.В. Развитие математических способностей школьника как методическая проблема // Начальная школа. – 2003. – №1. – С.44–45.