Участие в учебно-исследовательской конференции как способ повышения индивидуальных достижений обучающихся

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Согласно федеральным образовательным стандартам (ФГОС), одной из форм, способствующих развитию универсальных учебных действий исследовательского характера, является учебно-исследовательская конференция. Участие обучающихся в конференции является одним из способов их индивидуальных достижений.

Конференция (от лат. conferre – собирать в одном месте) – это форма коллективного обсуждения и изучения каких-либо актуальных проблем; собрание, совещание организаций, групп, государств, а также отдельных лиц для обсуждения и решения определенных вопросов. По видам конференции подразделяются на научные, практические, политические, или представляющие синтез этих направлений (научно-практические, общественно-политические и др.). Тематикой, названием и целями обычно определяется содержание и направленность конференции.

Педагогической наукой давно отмечен тот факт, что школьная конференция является важным этапом исследовательской деятельности учащихся, они активизируют творческие способности и стимулируют мотивацию к учению. В процессе конференции у школьников формируются навыки целенаправленного наблюдения, постановки эксперимента, они проходят весь путь исследовательской деятельности – от определения проблемы до защиты полученных результатов.

Основные задачи учебно-исследовательской работы:

  • развитие творческих способностей учащихся и выработка у них исследовательских навыков;
  • формирование аналитического и критического, абстрактного мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований;
  • выявление одарённых учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала;
  • развитие самостоятельности при работе со специальной и научной литературой при выполнении наблюдений и опытов;
  • развитие способности формировать свое мнение и умение его отстаивать;
  • развитие умения общаться с аудиторией, выступая на конференциях, в кружках;
  • формирование чувства ответственности за порученное дело;
  • воспитание уверенности в себе, сознание значимости выполненной работы;

Продуктом учебно-исследовательской деятельности школьников является творческая учебно-исследовательская работа.

Выделяют пять видов творческих исследовательских работ:

  • Реферативные - работы, в основу которых входят сбор и представление информации по избранной теме. Суть реферативной работы - в выборе материала из первоисточников, наиболее полно освещающих избранную проблему. Специфика реферата заключается в том, что в нем нет развернутых доказательств, сравнений, рассуждений. Реферат отвечает на вопросы о том, что нового содержится в тексте. Например: "Роль леса в жизни человека".
  • Экспериментальные - творческие работы, написанные па основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Данные работы носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.
  • Проектные - творческие работы, в основу которых входят достижение и описание заранее спланированного результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
  • Описательные - творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Данные работы могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие количественной методики исследования.
  • Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которою делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования.

Основные виды деятельности, на которые направлена конференция - это исследовательская и проектная.

Исследовательская деятельность обучающихся - деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

В начальной школе, при участии обучающихся в учебно-исследовательской конференции, у них формируются следующие учебно-исследовательские умения:

Учебно-исследовательские умения, формирующиеся в начальной школе

Умения, связанные с познавательной деятельностью

Умения, связанные с речевой и коммуникативной деятельностью

Умения, связанные с креативной деятельностью

Умения, связанные с организацией собственной деятельностью

Выделять главное и второстепенное

Высказывать суждение

Видеть проблему

Сформулировать цель (целеполагание)

Давать определение понятиям

Задавать вопросы по прочитанному тексту

Выдвигать гипотезу

Назвать этапы собственной деятельности

Классифицировать

Пользоваться словарями

Придумать понятный значок для обозначения предмета (символотворчество)

Планировать собственную деятельность

Сравнивать

Письменно ответить на поставленный вопрос

Определить собственные успехи и недочёты (рефлексия, самооценка)

Определять закономерности

Наблюдать

К выполнению исследовательских и проектных работ детей нужно целенаправленно готовить.

Методические рекомендации подготовки обучающихся к учебно-исследовательской конференции

Изначально учителем-предметником предлагается школьникам список примерных тем для выполнения исследовательской работы, результаты которой будут представлены на учебно-исследовательской конференции. Конкретная тема исследовательского проекта определяется учащимся самостоятельно при согласовании с учителем, который осуществляет руководство исследованием.

Определение проблемы и темы исследования

Проблема - задача, преграда, трудность. Проблема исследования это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Решение этого противоречия самым непосредственным образом связано с практической необходимостью. Правильная постановка и ясная формулировка проблемы исследования очень важна. Она и определяет стратегию исследования, направление научного поиска.

Например:

- Проблема питьевой воды в районе исследования.

Тема исследования - более узкая сфера исследования в рамках предмета. Тема – это ракурс, в котором рассматривается проблема исследования. Тема должна быть емкой, краткой и конкретной.

Например:

- "Секреты жевательной резинки"

 Выбор объекта и предмета исследования

Объект исследования — это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию.

Предмет исследования - это часть объекта, которую можно преобразовать, чтобы объект изменился.

Гипотеза исследования

Гипотеза (основание, предположение) - научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении. Гипотеза должна быть проверяемой, содержать предположение.

1. Формулировка цели и задач исследования

Цель исследования - это конечный результат, которого бы хотел достичь исследователь при завершении своей работы.

Обычно цель формулируют со слов:

  • доказать
  • обосновать
  • разработать
  • объяснить
  • определить
  • установить

Из поставленной цели вытекают задачи исследования.

Задача исследования - выбор путей и средств для достижения цели.

Задачи формулируют со слов: - провести анализ (мониторинг, социологический опрос, интервью и т.д.)

  • выявить
  • определить
  • установить
  • изучить

2. Отбор методов исследования

Метод исследования - это способ достижения цели исследования. Методы исследования делятся на теоретические ( сравнение, моделирование,
классификация, систематизация) и эмпирические (изучение и анализ литературы, наблюдение, социологический опрос, тестирование, мониторинг,
анкетирование, интервью).

3. Составление плана исследования

Поиск и отбор информации по теме исследования.

4. Практический этап (этап выполнения)

На данном этапе ребята выполняют согласно плану исследования (обрабатывают информацию, выполняют эксперимент) и оформляют научно-исследовательскую работу. Учитель на данном этане выступает в роли консультанта и помощника.

5. Рефлексивный этап (этап оценки результатов и зашиты исследовательских работ)

На данном этапе учащиеся под руководством педагогов готовят доклады по теме исследования, презентации для зашиты научно-исследовательской работы. Презентации для зашиты научно-исследовательской работы. Презентации можно сделать на бумажных носителях в виде диаграммы, схемы, таблицы, фотографии и на электронных носителях в форме компьютерной презентации.

Работа школьников над исследованием

В соответствии с выбранной темой школьником проводится исследовательская работа. Руководство работой осуществляет учитель-предметник, работающий с данным классом.

Для повышения эффективности работы над исследовательским проектом целесообразно обеспечить следующие условия:

  • Разработать календарный план работы над исследованием.
  • Согласовать график осуществления контроля над исследовательским проектом. Например, учащийся может раз в две недели сообщать руководителю о ходе работы над исследованием, предоставляя соответствующие материалы.
  • Использование разнообразных информационных источников с подробным маршрутом их поиска.
  • Оказание помощи учащимся со стороны библиотекарей, психологов при подготовке и репетиции докладов, публичного выступления.
  • Поддержка самостоятельной инициативы школьников, их интереса к той или иной исследовательской проблеме.

Как правило, ребята, попробовав свои силы в школьной конференции, участвуют затем в городской, краевой и других конференциях разных уровней.
Результаты своего участия они заносят в Портфолио. Одно из популярных в последнее время стало Портфолио «Золотой резерв».

Участие обучающихся в учебно-исследовательских конференциях способствует формированию у них проектных и исследовательских навыков. Победители получают мощный мотивационный толчок к последующим исследованиям.

Таким образом, достигая высоких результатов в учебно-исследовательской конференции, учащиеся повышают свои индивидуальные достижения.