Открытый урок русского языка по теме "Повторение по теме "Лексика. Фразеология". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цели урока:

  • Закрепить понятие о лексикологии и фразеологии как разделах русского языка;
  • Закрепить понятие о фразеологизмах, их роли в обогащении языка.

Задачи:

Образовательные:

  • повторить изученное по теме «Лексика. Фразеология»;
  • способствовать усвоению и углублению знаний учащихся по основным разделам лексики;
  • формировать умение различать слова русского языка по сфере употребления.

Воспитательные:

  • воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимательности к слову, доброжелательное отношение друг к другу;
  • умение исправлять чужие ошибки так, чтобы не обижать одноклассников.

Развивающие:

  • совершенствовать грамматический строй речи, обогащать словарный запас языка учащихся; развивать интерес к изучению русского языка, развивать познавательные процессы (мышление, память, воображение, внимание, речь).

Тип урока: Повторение и закрепление пройденного материала.

Методы работы:

  • вербальный, наглядный, практический;
  • репродуктивный, проблемно-поисковый,
  • повторение, закрепление.

Оборудование:

  • изображения животных (черепаха, заяц, слон, медведь);
  • картинки, иллюстрирующие фразеологические обороты.
  • слайды.

Ход урока

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята!

II. Вступительное слово учителя. Объявление целей урока

- Садитесь, ребята. А теперь, записываем сегодняшнее число и тему урока – восемнадцатое октября. Тема: «Повторение по теме «Лексика. Фразеология» (Слайд)

- Сегодняшний урок и обычный, и особенный одновременно. Обычный, потому что мы будем говорить о вещах, хорошо вам знакомых. Особенный тем, что мы отправимся в большую страну русского языка – Лексика и Фразеология.

- Цель нашего урока сегодня - закрепить понятие о лексикологии и фразеологии как разделах русского языка.

III. Работа по теме урока

1. Терминологический диктант.

- Ребята, начнем мы наш урок с терминологического диктанта. Я читаю значение определения, а ваша задача записать термин (Учащиеся по одному работают у доски)

Вопросы:

1. Раздел науки о языке, в котором изучается слово как основная единица языка и его словарный состав.

2. Слова, противоположные по лексическому значению.

3. Слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению.

4. Слова, которые употребляют люди той или иной местности.

5. Слова, вышедшие из активного, повседневного употребления.

6.Слова, которые употребляют люди той или иной профессии, специальности.

7. Слова, ограниченные в своем употреблении определенной социальной или возрастной средой.

8. Новые слова, недавно появившиеся в языке.

9. Раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания цельные по своему значению.

Ответы:

1. Лексикология

2. Антонимы.

3. Синонимы.

4. Диалектизмы.

5. Устаревшие (историзмы и архаизмы).

6. Профессионализмы.

7. Жаргонизмы.

8. Неологизмы.

9. Фразеология.

2. Устный опрос.

- Ребята, а теперь подробнее поговорим о фразеологизмах.

- Что такое фразеологизмы? (это устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению).

- Как возникают фразеологизмы. Назовите источники возникновения фразеологизмов? (собственно русские фразеологизмы связаны с историей возникновения нашей Родины, с обычаями наших предков: как с гуся вода. Многие возникли из пословиц: собаку съел, медвежья услуга, как белка в колесе. Много фразеологизмов пришло к нам из библии: манна небесная, Фома неверующий и т.д.)

- Как опознать фразеологизмы? Как отличать их от обычных словосочетаний? (Фразеологизмы легко распознать, если они содержат необычные слова или имена собственные: бить баклуши, филькина грамота. Но есть и фразеологизмы, не столь явно заметные в речи: передать привет, держать слово.Смысл этих выражений показывает их единство. Фразеологизмы можно распознать с помощью подбора синонимов и антонимов)

3. Работа с таблицей (заполняют таблицу на доске, подбирают синонимы и антонимы)

Фразеологизмы

Синонимы

Антонимы

Кот наплакал

мало

много

Сидеть сложа руки

бездельничать

работать

Рукой падать

близко

далеко

Повесить голову

грустить

радоваться

Зарубить на носу

запомнить

забыть

Кожа да кости

худой

толстый

4. Работа с картинками

Задание: Назовите фразеологизм, который изображен на картинке (Слайд).

- Ребята, на доске у меня представлены картинки, по ним вы должны отгадать, какой фразеологизм подходит под эту картинку, а также объяснить значение этого фразеологизма.

  • 1 картинка – Как кошка с собакой – в постоянной ссоре;
  • 2 картинка – спустя рукава – небрежно, кое-как;
  • 3 картинка – как курица лапой – небрежный почерк;
  • 4 картинка – море по колено – ничего не страшно;
  • 5 картинка – как с гуся вода – все нипочем, безразлично;
  • 6 картинка – волчий аппетит – очень сильный аппетит;
  • 7 картинка – носом к носу – близко столкнуться;
  • 8 картинка – сесть в калошу – попасть впросак, опозориться;
  • 9 картинка – водить за нос – обманывать.

5. Работа по учебнику

- Ребята, а теперь давайте откроем учебник на стр. 154 и выполним упр. 154 (устное выполнение по цепочке)

6. Физминутка.

Из-за парт мы быстро встали
И все дружно зашагали.
А потом мы улубнулись,
Выше-выше потянулись.
Сели-встали, сели – встали
За минутку сил набрались.
Плечи ваши распрямите,
Поднимите, опустите,
Вправо, влево повернитесь,
улыбнитесь
и за парты вновь садитесь.

7. Работа по учебнику

Упр. 155самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

III. Подведение итогов урока. Выставление оценок

Учитель. Давайте подведем итог нашего урока.

- О каких разделах русского языка сегодня шла речь? О лексике и о фразеологии.

- О каких понятиях из лексикологии мы сегодня с вами говорили? Об устаревших словах, о диалектных словах, о профессиональных словах, о новых словах, об исконно русских словах.

- Ребята, после нашего урока, как вы думаете – для чего нам нужно изучать лексику русского языка? Для того,чтобы обогащать словарный запас языка, совершенствовать грамматический строй речи, для того, чтобы красиво и правильно говорить.

- Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И хоть к концу урока мы немного устали, но не вышли из себя, а продолжаем работу.

- Сегодня на уроке не было ни одного ученика, который бы бил баклуши или тянул кота за хвост!

Молодцы, ребята!

Спасибо за работу!

IV. Домашнее задание

Сформулируйте, какие умения вы будете тренировать дома.

На выбор:

1). Выписать 5 фразеологизмов из произведений художественной литературы, подобрать к выписанным фразеологизмам синонимы и антонимы.

2). Составить кроссворды, ребусы по теме «Лексика и Фразеология».

Литература.

  1. Учебник для 6 класса (авторы: М.Т Баранов, Т.А. Ладыженская., Л.А. Тростнецова и др.);
  2. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., - М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003;
  3. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя / В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь. – Л.: Просвещение, 1990;
  4. Журнал «Русский язык в казахстанской школе» № 3 (27) май/июнь 2010 г. - Алматы;
  5. Баранов М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка. -М.: Просвещение,1988;
  6. Косолапкова А.А. Дидактические игры при изучении темы “Лексика”//РЯШ,1990. - №6;
  7. Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1989;
  8. Интернет-ресурсы.

РЕЗЕРВ УРОКА

1. За одну минуту объясните значение как можно большего количества фразеологизмов.

яблоку негде упасть
вывести на чистую воду
делать из мухи слона
за тридевять земель
зарубить на носу
в двух шагах одного поля ягода
водить за нос
бить баклуши
сломя голову
себе на уме
клевать носом
как рыба в воде
семь пятниц на неделе

убить двух зайцев
на всех парусах
без году неделя
как свои пять пальцев
скрепя сердце
ни свет ни заря
быть на седьмом небе
ломать голову
как снег на голову
как в воду канул
задирать нос

вставлять палки в колеса
от корки до корки

Задание. «На загадку дай отгадку».

  1. Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, не белье, а их развешивают. (Уши.)
  2. Его вешают, задирают и всюду суют. (Нос.)
  3. Он бывает в голове, его советуют искать в поле, на него бросают слова и деньги, после чего он свистит в кармане. (Ветер.)
  4. Его рискуешь проглотить, за него тянут, на нем что-то вертится, его держат за зубами. (Язык.)
  5. Ее толкут в ступе и носят решетом, набирают в рот, а иногда выходят из нее сухими. (Вода.)
  6. Ее заваривают, а потом расхлебывают, ее просит дырявая обувь. (Каша.)

Разминка К доске выходят 3 ученика и при помощи пантомимы изображают написанный на карточке фразеологизм, а вы, ребята, должны угадать, показанный фразеологизм.

  • 1 ученик - Стоять на задних лапках (Иван)
  • 2 ученик - Прикусить язык (Толя)
  • 3 ученик - Ломать голову (Артем)

Вопросы-шутки:

  1. Из каких фразеологизмов можно заключить, что у человека не пара ног, рук, ушей, глаз, а много?
    Со всех ног, без задних ног, на все руки, во все глаза, все уши прожужжать.
  2. В каком фразеологизме упоминается таблица умножения?
    Как дважды два (знать).
  3. Может ли вопрос заболеть?
    Да, во фразеологизме «больной вопрос».
  4. Говорят: «Искать по горячим следам». А может ли след быть холодным?
    Да, во фразеологизме «И след простыл».
  5. Может ли горе быть в жидком состоянии?
    Да, во фразеологизме «Хлебнуть горя».
  6. Есть ли глаза у правды?
    Да, во фразеологизме «Смотреть правде в глаза».
  7. Какое кушанье бывает в голове у некоторых людей?
    Каша.
  8. Известно, что собственный локоть укусить невозможно. А какой фразеологизм утверждает обратное? Что он обозначает?
    «Кусать локти» (сожалеть о чем-то не сделанном).
  9. Может ли правда иметь неприятный вкус?
    Да, «горькая правда».
  10. Какого цвета бывает тоска?
    Зеленого; «тоска зеленая».