Опыт раннего выявления отставания и своевременного предупреждения пробелов в знаниях учащихся

Разделы: Математика, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Классное руководство, Профессия — педагог


Презентация

Приложение

Слайд 1, 2

Цель: проанализировать причины отставания школьников, пути его преодоления и предупреждения.

Задачи:

  • проанализировать литературу по проблеме исследования;
  • рассмотреть понятия «неуспеваемость» и «отставания». Определить причины отставания;
  • выявить пути по преодолению отставания в обучении детей.

Нам бы с вами хотелось, чтобы все ученики на уроке были такими, но, увы, чаще получается, именно так, а иногда и мы, и они оказываются и вот в таком положении.

Неуспевающие ученики – одна из главных проблем любого учебного заведения, можно сказать, вечная головная боль педагогов.

Конечно, опасность недоглядеть такого ученика, всегда есть. Другое дело, как мы реагируем на эту проблему. Мы так увлечены учебным процессом (подачи, опроса, контроля и т.д., да еще всякие проекты и все прочее), что не задумываемся над тем, что правильно ли все делаем.

Сегодня мы имеем дело с лавинообразным ростом неуспеваемости школьников. Как же быть с ними?

Мировая школа накопила лишь два подхода к решению этой проблемы.

  • Первый - перевод неудачливых школьников в следующий класс, где обучение осуществляется по программам с заниженными требованиями.
  • Второй - повторное изучение курса за прошлый год, то есть второгодничество, которое как давно показано, не оправдывает себя ни в экономическом, ни в психологическом, ни в педагогическом смысле.

Поэтому, очень важно своевременно выявить причины неуспеваемости и устранить их. Если в младших классах у ребенка не выработались навыки и желание учиться, то с каждым годом трудности в обучении будут расти, как снежный ком.

Также выявление причин неуспеваемости обусловлено необходимостью поиска верных путей преодоления данной проблемы.

Слайд 3

Так что же такое неуспеваемость? В психолого-педагогической литературе дают такое определение.

Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы.

Неуспеваемость трактуется как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений.

Предупреждение неуспеваемости предполагает своевременное обнаружение и устранение всех ее элементов.

Проще говоря,

НЕУСПЕВАЕМОСТЬ – ОТСТАВАНИЕ В УЧЕНИИ

Что же такое отставание?

Отставание – это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рамкой для определения успеваемости. Слово «отставание» обозначает и процесс накапливания невыполнений требований, и каждый отдельный случай такого невыполнения, т. е. один из моментов этого процесса.

Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны. В неуспеваемости синтезированы отдельные отставания, она итог процесса отставания, т.е. многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют, в конечном счете, неуспеваемость.

Слайд 4, 5

Как построение любого дома, один кирпич не туда и он рухнет.

Ведь как мастер-строитель кладет по кирпичику дом, так мастер-учитель по кирпичику должен выстраивать свое здание – знания учеников. А если, что-то будет не так, то все здание рухнет.

Знание причин неуспеваемости, учащихся помогает учителю устранить некоторые из них уже при подготовке к уроку. Предупредить отставание учеников несравненно проще, чем бороться потом с проблемами в их знаниях. (Если на сдайде дом рухнул)

Слайд 6

Специалисты отмечают, что проблема неуспеваемости является и педагогической, и медицинской, и психологической, и социальной.

В качестве элементов неуспеваемости выступают следующие недостатки учебной деятельности школьника:

1) не владеет минимально необходимыми операциями творческой деятельности, комбинирование и использование в новой ситуации имеющихся знаний, умений и навыков;

2) не стремится получать новые знания теоретического характера;

3) избегает трудностей творческой деятельности, пассивен при столкновении с ними;

4) не стремится к оценке своих достижений;

5) не стремится расширять свои знания, совершенствовать умения и навыки;

6) не усвоил понятий в системе.

Каковы же основные причины существующих пробелов в знаниях учащихся. Разделим их на две группы:

1) внутренние, субъективные, исходящие в основном от самого ученика;

2) внешние, объективные, в основном не зависящие от ученика.

Слайд 7

1. Одна из наиболее распространённых внутренних причин неуспеваемости - недостаточное развитие у школьников мышления и других познавательных процессов, неготовность этих детей к напряжённому интеллектуальному труду в процессе обучения. Примерно для каждого пятого неуспевающего школьника это основная причина слабых знаний, и устранить её порой бывает очень трудно. Однако при надлежащем индивидуальном подходе для многих из них школьная программа вполне доступна.

2. Другая субъективная причина, из-за которой не успевают некоторые наши ученики, - низкий уровень навыков учебного труда школьников (невнимательность на уроках, непонимание до конца излагаемого материала). Так, если условно поделить всех отстающих на систематически и эпизодически неуспевающих, то окажется, что для каждого второго эпизодически неуспевающего ученика именно отсутствие необходимых навыков учебного труда, неорганизованность и является главной причиной двоек.

В работе по предупреждению неуспеваемости таких учащихся особое внимание уделяется выработке привычек к учебному труду. Здесь особенно важны целенаправленная работа всех учителей, согласование их планов индивидуальной работы к конкретным ученикам и, конечно, помощь родителей. 

3. Другая распространенная причина неуспеваемости - нежелание ученика учиться из-за отсутствия достаточно сильных положительных стимулов к самому процессу учения. Это нежелание учиться может возникнуть из-за разных поводов. Например, ученик не умеет, не может заставить себя заниматься. Иногда, нежелание учиться порождается объективной трудностью предмета для ученика. Нежелание ученика учиться может быть вызвано отсутствием интереса у школьника лишь к данному предмету. Ученик может быть способный, ему легко учиться при желании он мог бы неплохо успевать, однако он равнодушен именно к этому предмету. Нотации, наказания, жалобы родителям зачастую лишь осложняют создавшееся положение. Особенно, если учитель в работе постоянно их ругает и стыдит при всем классе, часто вызывает родителей, то результаты в этом случае будут минимальными. Так появляется ещё один неуспевающий. Здесь следует искать и найти такой подход, который заново открыл бы для данного ученика все достоинства изучаемого предмета, следует стимулировать его, показать ему радостную сторону познания и преодоления трудностей, внутреннюю красоту предмета, развивать интерес к предмету.

4. Большое количество пропусков по болезни. Для некоторых неуспевающих основная причина трудностей в учении - слабое здоровье. Такие ученики быстро утомляются и плохо воспринимают учебный материал.

Учителю не нужно знать никаких подробностей о заболевании. Достаточно лишь представлять, в какой степени недуг ученика может влиять на учение. Такая информированность о здоровье детей помогает избежать многих нежелательных последствий, включая равнодушие к предмету и учению.

5. Распространенной причиной устойчивой неуспеваемости является недисциплинированность отдельных учеников, их число колеблется в широких пределах в зависимости от возраста, достигая максимума в 8-9-х классах. Но, опыт работы с такими учениками показывает, что если для них найти посильную и интересную работу, как на уроке, так и вне урока, то они постепенно исправляются.

6. К числу субъективных причин неуспеваемости относят и иногда встречающуюся личную неприязнь ученика к учителю. Стойкая нелюбовь, неуважение к учителю сильно мешают мобилизации усилий ученика, порождая неуспеваемость. Но, жизненный опыт и педагогический долг должны помочь учителю найти подход к таким ученикам. Часто бывает достаточно обнаружить её, исправить какой-то свой промах, чтобы вернуть к себе уважение. Важно, чтобы в отношениях учителя и ученика не было никакой фальши. Всякая неискренность только ухудшает взаимоотношения, искренность и понимание учителя, в конечном счете, породит искренность и взаимоотношение со стороны учащегося.

Слайд 8

Рассмотрим объективные причины неуспеваемости.

1) Некачественная работа учителя-предметника из-за плохого знания предмета и методики его преподавания.

А) В школах есть учителя – приверженцы авторитарной педагогики. Их принципы: делай, как я, не смей отвлекаться, в классе есть одно мнение – учителя, я всегда прав и т.д.

Б) Есть просто равнодушные, самодостаточные люди, слушающие только себя.

В) Есть выгоревшие учителя, учителю, который не отвечает ни за что, вообще не учит, а лишь имитирует учительскую деятельность.

Г) Есть учителя – урокодатели, встречаются гораздо чаще, и далеко не всегда это безразличные по сути своей люди. Пришел, выдал, спросил, оценил, ушел – это привычка, рутина, не работа, а служба; учительский труд, потерявший творческое начало. Ему безразлично, что будет после него, усвоили ученики или нет; смогут сделать домашнее задание или пойдут за помощью (добросовестные, естественно). Почему это происходит, почему учителя выгорают и что делать, чтобы этого не происходило? (это нам рассказывала Татьяна Петровна).

Д) Есть, что учитель знает свой предмет, достаточно владеет методикой обучения, но не умеет организовать деятельность учащихся на уроке. Это неумение также является причиной неуспеваемости, не зависящей от учеников.
Конечно же, основная масса учителей – это трудоголики. И при хорошо подготовленном учителе многие неуспевающие учащиеся вполне могли бы успевать, но их относят к разряду лентяев или неспособных.

2) Следующей объективной причиной неуспеваемости считается отсутствие у школьников способностей к данному предмету. Среди них есть и старательные, трудолюбивые, успешно занимающиеся по многим предметам, но неуспевающие, например, по математике или физике.

Таким ученикам бессмысленно постоянно ставить плохие оценки. Для таких учеников целесообразна строго индивидуальная поэтапная программа, предусматривающая посильную, постепенно усложняющуюся работу, чтобы подвести их к обычным требованиям.

3) Причиной неуспеваемости иногда бывает неблагополучная семья. К сожалению, пока ещё встречаются семьи, где нет нормальных условий для работы ученика, его отдыха. Хорошие результаты в предупреждении неуспеваемости по такой причине дает добрая, без назойливости забота об ученике на уроке, привлечение его к разнообразной внеклассной работе - создание таких условий, которые в известной степени компенсировали бы недостатки семейного воспитания. Это достигается относительно проще, если у ученика имеются склонности к учёбе или какому-либо творчеству.

4) Неуспеваемость может быть связана с проблемой “улицы”. Отдых, игры на свежем воздухе необходимы. Однако часто соблазнов так много, а контроля родителей и прилежания учащихся так мало, что нерадивые ученики большую часть времени после школы проводят в компании с уличными приятелями. А так как учебные программы предполагают систематическую работу дома, то возникают все предпосылки для отставания и неуспеваемости.

5) Отметим еще одну часто встречающуюся причину - так называемая профилактическая двойка. Иногда учитель ставит двойку за отказ ученика отвечать. Такой подход выглядит со стороны вроде бы объективным. Но когда такие “двойки” скапливаются, то они, как правило, перерастают в личностном плане ученика в новое качество - состояние неуверенности, безразличия к оценке. Так мнимая строгость и объективность порождает неуспеваемость, равнодушие к учебе, нежелание работать и, как следствие, новые “двойки”.

6) Чрезмерная учебная нагрузка – одна из причин неуспешности школьников.

Давай знания и все тут. И так, каждый учитель по своему предмету. Дети учат (как правило, ответственные дети), а какой ценой порой им достается это, мы не задумываемся. Вот отсюда и перегрузки учащихся.

Хотя доля одаренных детей не превышает 6%, а имеющих высокие учебные возможности не превышает 15%. Даже обычные программы не под силу сегодня более чем для трети школьников.

Эксперты бьют тревогу: школьная нагрузка, особенно в выпускных классах, зашкаливает. Их учебная неделя - почти 60-70 часов. Хотя по законодательству даже для взрослых она не должна превышать 40.

Максимальная нагрузка не может превышать в пятом классе – 31 час и 2,5 на домашнюю работу. В шестом - 32 и 2,5. В седьмом - 34 и 3. В восьмом - 35 и 3.  В девятом - 35 и 4. В десятом и одиннадцатом - 36 и 4.

В школе дети изучают какой-то предмет по обычному, утвержденному министерством учебнику. Учитель стремится добавить к нему еще дополнительную литературу. К тому же задает на дом подготовить сообщение и т. д. В результате - совокупная нагрузка только по одному предмету превышает все мыслимые пределы.

К тому же не стоит забывать о стремлении родителей и самих же учащихся охватить как можно большее количество материала, несмотря на то что, по данным психологов, мозг усваивает примерно 5–7 процентов получаемой информации.

Изучение умственной работоспособности школьников выявило увеличение случаев сильного и выраженного утомления к концу учебного дня у учащихся до 45% случаев. Прослежена чёткая зависимость числа неврозоподобных реакций, учащихся от объёма учебной нагрузки. Этот показатель достигал 60%.
Напряженный характер учёбы, значительный объём учебной нагрузки, дефицит времени для усвоения информации является выраженными психотравмирующими факторами для ребёнка, что в сочетании с уменьшением продолжительности сна и прогулок, снижением физической активности оказывает отрицательное воздействие на развивающийся детский организм.

7) К наиболее выраженным стрессовым ситуациям в школе могут быть с полным правом отнесены экзамены. Весьма образно охарактеризовал состояние экзаменуемого знаменитый писатель Андре Моруа, выступая на съезде французских врачей: перспектива трудного экзамена иной раз действует на школяра сильнее самого мощного слабительного. Тревога и страх – сами по себе болезни; наслаиваясь на другой недуг, они ужесточают его течение». Подготовка и сдача экзаменов сопряжены с чрезвычайно большим напряжением организма школьников, что отрицательно влияет на общее состояние растущего организма и соответственно на успеваемость школьников.

8) В некоторых случаях «слабым звеном», запускающим порочный круг, оказываются завышенные ожидания родителей.

Родители особенно боятся за своих детей: вопрос “Как там мой?” произносят с надеждой, что “мой” самый хороший, самый умный, самый интересный.
Нормальные, средние школьные успехи ребёнка, которого считали вундеркиндом, воспринимаются родителями как неудачи. Реальные достижения не замечаются или оцениваются недостаточно высоко. В результате начинает работать механизм, приводящий к росту тревожности и, вследствие этого, к реальной неуспеваемости.

Необходимо объяснить родителям, как именно надо оценивать ребёнка. Эти правила достаточно просты: ни в коем случае не сравнивать его весьма посредственные результаты с эталоном (требованиями школьной программы, образцами взрослых, достижениями более успешных одноклассников). Его нужно сравнивать только с самим собой и хвалить его лишь за одно: за улучшение его собственных результатов.

Слайд 9

По мнению психолога Н.И. Мурачковского можно выделить следующую типологию неуспеваемости:

1. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с положительным отношением к учению («хочет, но не может»).

2. Высокое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению («может, но не хочет»).

3. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению («не хочет и не может»).

Такая типология имеет большое практическое значение. Зная истинные причины неуспеваемости, мы можем оказать каждой из групп учащихся дифференцированную помощь.

Современная дидактика в качестве основных путей преодоления неуспеваемости предлагает следующие:

1. Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности.

2. Педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого применяются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок.

3. Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе. В отечественной школе это дополнительные занятия. На Западе - группы выравнивания. Преимущества последних в том, что занятия в них проводятся по результатам серьезной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения.

4. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.

Слайд 10

Таким образом, действия учителя в работе с неуспевающими сводятся к следующему:

  • К началу учебного года в личном журнале отразить сведения об учебных возможностях учеников.
  • Изучить возможные причины неуспеваемости отстающих и в меру сил нейтрализовать их.
  • Учить детей навыкам самостоятельной работы. Обучать родителей навыкам систематической помощи своему ребенку.
  • Создавать ситуации успеха отстающим школьникам.
  • Обучать учащихся системе работы с текстом учебника, выполнения домашних заданий.
  • Организовать постоянный контроль за учебной работой отстающих учеников.
  • Активно привлекать детей в систему внеурочной работы по своему предмету.
  • Организовать дополнительные занятия для слабоуспевающих учеников.

Это общие слова, но возникает вопрос, что конкретно делать, чтобы учение не превращалось в мучение?

Хочется сказать, что всё, конечно, зависит только от нас, от учителей.

Получается, что основная задача учителя – научить ребят добывать знания, научить их творить, превращая весь процесс обучения в сотворчество.
Поэтому хочется на примерах показать, что для этого нужно:

  • Известно, что эффективность восприятия повышается, если в этом процессе принимают участие одновременно несколько органов чувств. Поэтому в процессе изучения и повторения большую помощь оказывают опорные настенные таблицы.
    Данные таблицы следует вывешивать в кабинете всякий раз, когда будет необходимость вспомнить снова этот материал. Особенно важны эти таблицы потому, что с их помощью ребята имеют возможность воспринимать учебную информацию и на слух, и глазами.
  • Простейшие варианты совместных познавательных занятий со школьниками – это наблюдения за растущими растениями, фиксация изменений в природе, проведение опытов. Занятие из предложенного набора или какое-либо самостоятельно изобретённое становится первым мостиком, ведущим к восстановлению учебной мотивации. Познавательные занятия должны носить характер вовлечения, а не обычного «подтягивания» отстающего по предметам. По математике, например, есть много занимательных задач со спичками, про лабиринты, написание фигур одних росчерком и т.д.
  • Задания на память. Я вот записываю на доске или с помощью проектора некоторый ряд чисел, несколько секунд дети смотрят, а затем я стираю. В своей тетради они должны их воспроизвести. Оценка за это не ставится, поэтому они это делают для себя с интересом.
  • Значимость общения со старшим школьником может оказаться условием «запуска» познавательных мотивов. Можно просить старшеклассников проводить уроки или игры по предмету, например, на закрепление темы.
  • Обращено внимание и на особые условия опроса для неуспевающих учеников. Рекомендуется давать им больше времени для обдумывания ответа у доски, помогать излагать содержание урока, используя план, схемы, плакаты.
  • Большое внимание в литературе обращено на дифференцированную работу учителя на уроке с временными группами учащихся. Предлагается выделять три группы учащихся: слабых, средних и сильных. Задача учителя не только в том, чтобы подтягивать слабых до необходимого уровня, но и в том, чтобы дать посильную нагрузку для средних и сильных учащихся. На тех или иных этапах урока организуется самостоятельная работа по группам, и учащиеся выполняют задания разной степени трудности. Учитель помогает в первую очередь слабым учащимся. На последнем этапе учащиеся выступают с отчетом о выполненной самостоятельной работе. Указанный принцип построения урока используется в практике многих школ. Важно отметить, что группы носят временный характер, переход из одной в другую разрешается учащимся по их желанию и производится учителем с учетом успешности учения каждого ученика.
  • На уроке для неуспевающих учащихся рекомендуются карточки с индивидуальными заданиями. Например, выполнение заданий по аналогии, с помощью алгорит­мов, задания с задания с выбором правильного решения, задания для программированного контроля, карточки для фронтальной работы на уроке, дифференцированные задания и т.д.
  • На дополнительных занятиях можно предоставлять учащихся право спрашивать своих товарищей, составлять самим тексты диктантов, диктовать их, проверять самостоятельные работы друг друга, объяснять задания тому, кто еще не понял.
  • Индивидуализировать домашние задания с учетом возможностей ученика и его наклонностей.
  • Некоторые учителя опираются на идеи К. Д. Ушинского, который указывал, что при первом изложении нового материала не следует нагромождать слишком много деталей и подробностей, надо объяснять только главное, что должно быть усвоено учащимися, а расширение знаний проводить на последующих занятиях. Сейчас появились видео уроки по всем предметам, я включаю детям, они слушают, а потом еще на других примерах объясняю, надеюсь, что это ведет к большему пониманию)))
  • Один из возможных приемов проверки домашних работ состоит в следующем:
    каждый ученик имеет тетрадь для домашней индивидуальной работы. «Слабые» и «средние» учащиеся делят каждый лист тетради на две колонки (вертикально или горизонтально в зависимости от вида работы). Выполняя работу, ученик пишет только в первой колонке, оставляя вторую чистой. Учитель, проверяя работу, отмечает знаком «плюс» до той строчки, где обнаружена ошибка, которую он подчеркивает, и рядом ставит знак «минус». Это означает, что именно с этого места пошла ошибка.

Независимо от того, какую оценку получает ученик, он обязан сделать работу над ошибками во второй колонке листа тетради. При этом ученик не переписывает заново условие задачи и часть ее решения, которая правильно записана в первой колонке. Я заметила в пятом классе, что некоторые дети делают работу над ошибками в домашней работе, я обязательно проверяю её и повышаю оценку. Им это нравится и остальные стали присоединяться к ним.

  • Двигательная активность – самый эффективный способ предупреждения и своевременного снятия утомления. Поэтому введение организационных занятий подвижными играми, правильное распределение их в режиме дня оказывают благотворное влияние на функционирование всех систем организма, и прежде всего на центральную нервную систему.
    Не стоит пренебрежительно и скептически относиться к так называемым малым формам физического воспитания – гимнастики до занятий, физкультминутками на уроках, подвижным играм на переменах. Нельзя не учитывать, что с началом систематического обучения двигательная активность детей снижается на 50%, а необходимую для нормального роста и развития двигательную активность ребенок просто недополучает.
  • Связь с миром. Часто дети мне задают вопрос для чего нужна математика, поэтому хорошо бы уроках объяснять где применяется то или иное.
    В преодолении трудностей можно использовать следующие методики:
    • методика развития концентрации и устойчивости внимания;
    • методика развития объема внимания;
    • методика развития осмысления на основе слухового восприятия;
    • методика развития темперамента;
    • методика развития логического и механического запоминания;
    • методика развития долговременной памяти;
    • методика "Графический диктант";
    • методика изучения переключения внимания;
    • методика "Незаконченные предложения";
    • методика развития самооценки.

Итог.

Учитель из источника знаний (информации) превращается в организатора коллективного творческого процесса и мастера, который учит учиться.

Мы должны донести детям и их родителям, что

"Поставь над собой 100 учителей, - они окажутся бессильными, если ты не сможешь сам заставлять себя и сам требовать от себя!" (Л.Н.Толстой)