Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» как романтическое произведение

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цели урока:

обучающая

  • развивать навыки анализа текста, характеристики героев;
  • выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы;
  • повторить первоначальные понятия о романтизме как о литературном направлении, романтическом герое, романтическом конфликте.

развивающая

  • развивать эмоциональный мир детей,
  • формировать эстетический вкус;

воспитательная

  • воспитывать в детях чувство независимости, стремления к свободе,
  • воспитывать чувство патриотизма,
  • говорить учащимся о таких качествах, как доброта, милосердие, взаимопомощь, забота о ближнем.

Ход урока

Слайд 1. Заставка.

1. Организационный момент

Я знал одной лишь думы власть,
Одну – но пламенную страсть:
Она, как червь, во мне жила
Изгрызла душу и сожгла.
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв…

Именно эти слова из поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри» я взяла в качестве эпиграфа к нашему сегодняшнему уроку. А тема его звучит так: «Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» как романтическое произведение.

Слайд 2.

Итак, сегодня на уроке нас ждёт:

  1. Литературная разминка.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Объяснение нового материала, в результате которого нам предстоит:
  • выяснить, что значит для Мцыри понятие «свобода»;
  • определить роль пейзажа в поэме;
  • поработать со средствами художественной выразительности;
  • проанализировать отдельные эпизоды;
  • пройти тестирование по изученной теме;
  • написать мини-сочинение.

2. «Кроссворд»

Предлагаю вашему вниманию кроссворд. Если правильно ответите на все вопросы, отгадаете ключевое слово , без которого наш сегодняшний урок не может состояться.

Внимание! Первый вопрос.

Слайды 3-12.

3. Проверка дом. задания. Первоначальное понятие о романтизме

Итак, ключевое слово вы отгадали. Молодцы! Именно с этим понятием связана тема нашего сегодняшнего урока. Теперь наша задача - вспомнить, что оно означает. На предыдущих уроках мы об этом подробно говорили.

Слайды 13.

  • Как вы понимаете, что такое романтизм?

Романтизм - литературное направление, сформировавшееся в начале 19 века. Основополагающим для романтизма стал принцип романтического двоемирия, предполагающий резкое противопоставление героя, его идеала - окружающему миру.

Слайд 14.

  • Когда зародилось это направление в искусстве? С чем это было связано?

Конец 18 – начал 19 века. Великая французская революция, в России – Отечественная война 1812 года, восстание декабристов.

Слайд 15.

  • Каковы отличительные признаки романтического героя?

Романтический герой – исключительная личность. Он велик своим духом, могучими страстями, высокими стремлениями, непокорностью и нежеланием мириться с обыденностью и прозаической сущностью бытия.

Герой-романтик устремлён к своему идеалу, чаще всего недостижимому, а потому удел романтика – одиночество, непонимание.

Судьба романтического героя чаще всего трагична. Идеалом для романтика становятся свобода, яркие характеры национальной истории, ушедшее, фантастическое.

Слайд 16.

  • Скажите, а как впоследствии сложилась судьба этого литературного направления? Кто из писателей 20-го века показывал исключительного героя в исключительных обстоятельствах? Герои каких произведений больше всего на свете любили и ценили свободу?

М Горький «Старуха Изергиль» (Легенда о Данко), «Песня о Соколе».

4. Мцыри – романтический герой

Теперь обратимся непосредственно к поэме М.Ю.Лермонтова.

Слайд 17.

Думаю, вы со мной согласитесь, что обращает на себя внимание необычность названия поэмы. Ведь Мцыри в переводе с грузинского- 1)неслужащий монах, 2) пришелец, чужеземец, чужак.

  • Какое из толкований этого слова наиболее точно определяет характер героя?

Слайд 18.

  1. Мцыри - «естественный» человек, живущий не по каким-то надуманным законам, а по естественным законам природы., позволяющим человеку раскрыться, реализовать свои стремления. Но герой вынужден жить в неволе, в стенах чуждого ему монастыря. Монастырь для героя - символ неволи, тюрьма с сумрачными стенами и «кельями душными». Остаться здесь жить – значит отказаться от родины и свободы, быть обречённым на вечное рабство и одиночество.
  2. Кроме того, в основе сюжета – реальная история о горском мальчике, привезённом в монастырь русским офицером.

Слайд 19.

  • Что значит для Мцыри быть свободным? Подберите цитаты для ответа на вопрос.

A)

Давным-давно задумал я
Взглянуть на дальние поля,
Узнать, прекрасна ли земля,
Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет мы рождены.

Б)

Мою пылающую грудь
Прижать с тоской к груди другой,
Хоть не знакомой, но родной.

В)

Я мало жил, и жил в плену,
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.

Г)

…Я цель одну
Пройти в родимую страну
Имел в душе.

Слайд 20.

Делаем вывод:

Представление о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на родину. Быть свободным – значит для него вырваться из монастырского плена и вернуться в родной аул, убежать из «семьи чужой».

Слайд 21.

  • Как эпиграф к поэме связан с её темой и идеей?

«Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю».

Из Библии.

Главное – утверждение безусловной ценности свободы. Три дня настоящей жизни на воле Мцыри предпочитает многолетнее заключение в стенах монастыря, где человек не живёт, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре.

5. Роль пейзажа в произведении

Слайд 22.

  • Где происходит действие поэмы?

На Кавказе, среди вольной и мощной кавказской природы, родственной не только душе героя, но и душе самого поэта.

Слайд 23.

«Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство моё, - вы носили меня на своих одичалых руках, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и с той поры всё мечтаю об вас да о небе». Так писал М.Ю. Лермонтов в 1832 году.

  • Как вы думаете, почему поэту был так дорог Кавказ?

Часто бывал там в детстве. Это простор, свобда, о которой мечтал и сам Лермонтов.

  • Выразительное чтение текста со слов «Кругом меня цвёл божий сад...» до слов «Я в нём глазами и душой тонул...»

Пейзаж необыкновенно красив, привлекателен ещё и тем, что это первое для Мцыри утро на воле. С этого утра начинается для него познание мира, и романтически настроенный юноша населяет её фантастическими незримыми существами, знающими тайны «неба и земли». Он сравнивает вольную жизнь, природу с раем.

Перед смертью это сравнение приобретает ещё более мятежный, бунтарский характер. Мцыри готов грядущие после смерти «Рай и вечность» променять на осуществление своей мечты, на «несколько минут между крутых и тёмных скал».

Выразительное чтение 6 главы поэмы.

Слайд 24 с определениями.

  • Какие художественные средства использовал Лермонтов в описании пейзажа?

Работа по группам.

  • 1 группа. Эпитеты : пышные поля, объятья каменные, тайный ночлег...
  • 2 группа. Метафоры и олицетворения: венцом дерев, груды скал, седой Кавказ...
  • 3 группа. Сравнения: горные хребты, причудливые, как мечты; курилися, как алтари; облака, как будто белый караван залётных птиц...

Зрительные впечатления, возникающие у читателя благодаря этим художественным средствам, усиливаются звуковыми.

  • Найдите в тексте примеры аллитераций. Для чего они нужны?
  • 1 группа пышные, разросшихся, шумящих, свежею – аллитерации на шипящие передают шум леса.
  • 2 группа груды, хребты, курилися, алтари – повторение «р» подчёркивает мощь скал, грохот перекатывающихся и падающих камней.
  • 3 группа залётных, дальних, вдали, легко – мягкие сонорные «л» обозначают лёгкость и нежность мечтаний.

6. Анализ эпизодов

Итак, мы с вами поговорили о том, к чему стремится Мцыри, что считает для себя особенно важным, проанализировали роль пейзажа в поэме, поработали со средствами художественной выразительности.
А теперь скажите мне , пожалуйста, какие эпизоды трехдневных скитаний Мцыри вы считаете особенно важными? Почему?

Проанализируйте эти эпизоды. (Составьте тезисы, опираясь на которые будете строить свой ответ). Работа по группам.

Слайд 25. (План анализа эпизода)

Слайд 26.

а) бегство из монастыря, попытка найти дорогу в родной край.

Слайд 27.

б) встреча с грузинкой

Слайд 28.

в) бой с барсом

Домашнее задание. Подготовьте выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы «Мцыри».

7. Был ли счастлив герой в течение этих трёх дней?

Слайд 29.

Ощущение счастья вызвано у Мцыри не только тем, что он видел, но и тем, что он успел совершить.

  • Бегство из монастыря во время грозы дало наслаждение ощутить дружбу “меж бурным сердцем и грозой”;
  • общение с природой принесло радость (“ему было весело вздохнуть… ночную свежесть тех лесов”);
  • в битве с барсом он познал счастье борьбы и восторг победы;
  • встреча с грузинкой вызвала “сладкую тоску”.

Все эти переживания Мцыри объединяет одним словом – жизнь!

Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил - и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.

  • Что значит для героя жить?

Находиться в постоянных поисках, тревоге, бороться и побеждать и главное - испытывать блаженство “вольности святой” - в этих переживаниях очень ярко раскрывается пламенный характер Мцыри.

  • Кто ещё из героев литературы так же определяет для себя понятие «Жизнь»?

Пугачёв из повести Пушкина «Капитанская дочка».

8. Работа с тестовыми заданиями

Слайды 30-32.

9. Пишем сочинение вместе

Слайд 33.

  • В чем особенность лермонтовского Мцыри?
  • Почему на протяжении многих десятилетий он волнует чувства читателей?
  • Кем стал для меня Мцыри?

Слайд 34.

Спасибо за урок.