Авторская дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Юные гиды» (английский язык)

Разделы: Иностранные языки


Срок реализации: 2 года.

Возраст детей: 9-11 лет.

Вид программы: общеразвивающая.

Уровень программы: ознакомительный.

Данный курс направлен на углубление основной школьной программы английского языка во внеурочное время и служит дополнительным средством формирования и развития умений и навыков учащихся во всех видах речевой деятельности и аспектах языка, функционального использования английского языка как средства общения и познавательной активности.

Цель курса – формирование и развитие у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, способности и готовности включиться в диалог культур, умение представить столицу нашей Родины Москву средствами иностранного языка.

Данная программа педагогически целесообразна, так как ее практическая значимость заключается в реализации системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов, аутентичном характере материалов, сочетании традиционных методик и форм работы с инновационными, насыщенности материалами культуроведческой и метапредметной направленности.

Актуальность данной программы обусловлена тем, что она позволяет познакомиться с востребованной в наши дни профессией гида, развивать творческие способности, мотивацию к изучению иностранных языков.

Новизна программы заключается в том, что она рассматривается как система использования иностранного языка в духовно-нравственном развитии ребенка, в его гражданском и патриотическом воспитании. Укрепление целостности общества обеспечивается связью поколений, которое не происходит стихийно, а инициируется системой образования.

В процессе реализации программы используются различные формы контроля, стимулирующие творческую деятельность: портфолио, выставки рисунков и фотографий с описанием, защита проектов, викторины, инсценировки, проведение ролевых игр, презентации проектов.

Пояснительная записка

Настоящая программа составлена в полном соответствии с приоритетами образовательной политики, изложенной в документах:

- Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273 ФЗ (ст.75 п.4) «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Москва «Просвещение», 2009;

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) (2009 г.) с учетом основных идей развития и формирования универсальных учебных действий. 

Программа реализуется посредством дидактических материалов Московской Электронной Школы.

Особое внимание уделяется межкультурному общению, в процессе которого школьник должен уметь представлять свою страну и культуру на иностранном языке. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определены базовые национальные ценности, которые представляют собой важный социальный заказ для образования и представлены в данной программе. Большое значение имеет принятие личностью традиций, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни России. Важным свойством духовно-нравственного развития гражданина России является открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами.

Программа «Юные гиды» на английском языке адресована школьникам 9-11 лет, желающим заниматься иностранным языком во внеурочное время и научиться рассказывать зарубежным гостям о достопримечательностях столицы нашей Родины Москвы.

Актуальность данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями общеобразовательной программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале, реализации своего творческого потенциала.

Новизна программы заключается в том, что она рассматривается как система использования иностранного языка в духовно-нравственном развитии ребенка, в его гражданском и патриотическом воспитании. Укрепление целостности общества обеспечивается связью поколений, которое не происходит стихийно, а инициируется системой образования.

Данная программа педагогически целесообразна, так как реализует системно-деятельностный, личностно-ориентированный, культуроведческий подходы, сочетает традиционные и инновационные методики, содержит материалы метапредметной направленности.

Раздел «Содержание программы» включает характеристику содержания в воспитательном, развивающем, познавательном и учебном аспектах. Программа построена по модульному принципу. Под модулями понимаются относительно завершенные и структурированные совокупности единиц содержания, направленные на решение образовательных задач. Элементы содержания внутри модулей взаимозаменяемы и подвижны. Цель и образовательные результаты программы представлены на метапредметном, личностном и предметном уровнях.

Педагогическая целесообразность

Данная программа педагогически целесообразна, так как ее практическая значимость заключается в реализации системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов, аутентичном характере материалов, сочетании традиционных форм работы с инновационными, насыщенности материалами культуроведческой и метапредметной направленности.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы – формирование и развитие у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, способности и готовности включиться в диалог культур, умение представить столицу нашей Родины Москву средствами иностранного языка.

Предметными задачами программы являются формирование и развитие умений и навыков учащихся во всех видах речевой деятельности и аспектах языка, функциональное использование английского языка как средства общения и познавательной активности:

- повысить технику чтения на иностранном языке, применять правила чтения буквосочетаний, чтения гласных в открытом и закрытом слогах, соблюдать интонацию, логические паузы, понимать иноязычные тексты с полным и выборочным пониманием прочитанного;

- научить воспринимать текст на английском языке на слух, понимать высказывания собеседников на слух;

- научить выстраивать основные типы монологических и диалогических высказываний, передавать основное содержание прочитанного/услышанного, использовать новые единицы и грамматические структуры в новых речевых ситуациях, передавать информацию в диалогической и монологической речи о национальных праздниках, традициях, выдающихся людях, культурных центрах, памятниках, произведениях архитектуры и живописи, исторических событиях, природе;

- обучать написанию новых слов и выражений по памяти, вести словарь «гида» с транскрипцией и переводом, письменно заполнять анкеты, составлять план экскурсии, оформлять тезисы выступлений, экскурсий, проектов;

- развивать навыки использования в речи новых лексических единиц, расширять активный и пассивный словарный запас учащихся;

- развивать фонематический слух и произносительные навыки;

- развивать навыки использования в речи наиболее часто употребляемых грамматических структур;

- расширять знания о социокультурной специфике России;

- развивать умение использовать иностранный язык в целях гуманитарного образования.

Обучение английскому языку в рамках данной программы направлено на оказание помощи учащимся:

- в представлении столицы нашей Родины Москвы в диалоге культур (традиции, культура, архитектура, искусство, история, природа, географические, социальные, экологические особенности);

- в развитии компетенций, ориентированных на применение иностранного языка в жизни (экскурсии по родному краю, переписка с иностранными друзьями, составление туристических буклетов и т.п.);

​- в использовании интернет-ресурсов, участии в проектах, создании презентаций о выдающихся людях и достопримечательностях Москвы.

Метапредметные задачи:

- развивать мышление, память, внимание;

- актуализировать образовательную активность личности;

- приобрести опыт творческой деятельности, использования иностранного языка, проектно-исследовательской работы с книгами, словарями, энциклопедиями, цифровыми носителями информации.

Личностные задачи:

- формировать активную жизненную позицию гражданина и патриота, субъекта межкультурного взаимодействия;

- развивать такие личностные качества, как культура общения, умение работать в сотрудничестве;

- развивать положительное отношение к отечественным ценностям (культура своего народа, российская гражданская нация);

- способствовать ведению здорового образа жизни;

- развивать навыки самооценки.

Специфика программы в ее интегративном характере, т.е. в реализации языкового образования с разнообразными межпредметными связями (с русским языком, литературным чтением, окружающим миром, искусством, музыкой, географией, историей, ИКТ и т.д.). Программа обобщает и систематизирует знания, полученные при изучении других предметов и предоставляет возможность для их применения в новых ситуациях.

Данная программа создает благоприятные условия для развития детей, достижения метапредметных и предметных результатов. Новизна и актуальность обусловлена педагогической поддержкой, деятельностной основой обучения и моделированием.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы. Программа адресована детям младшего школьного возраста 9–11 лет.

Сроки реализации. Формы и режим занятий.

Дополнительная общеобразовательная 2-х годичная программа «Юные гиды» рассчитана на 136 часов при нагрузке 2 часа в неделю.

Продолжительность занятий – 45 минут.

В работе с детьми по данной программе используются следующие формы организации занятий: групповые, фронтальные, парные, индивидуальные.
Каждое занятие сопровождается физкультминутками и музыкальными паузами (т.е. используются здоровье-сберегающие технологии). Особое внимание уделяется формированию здорового образа жизни учащихся.

Ожидаемые результаты освоения общеобразовательной программы «Юные гиды»

Предметные результаты.

Учащиеся:

- повысят технику чтения на английском языке, смогут применять правила чтения буквосочетаний, чтения гласных в открытом и закрытом слогах, соблюдать интонацию, логические паузы, понимать иноязычные тексты с полным и выборочным пониманием прочитанного;

- смогут воспринимать текст на английском языке на слух, понимать высказывания собеседников на слух;

- смогут выстраивать основные типы монологических и диалогических высказываний, передавать основное содержание прочитанного/услышанного, использовать новые единицы и грамматические структуры в новых речевых ситуациях, передавать информацию в диалогической и монологической речи о национальных праздниках, традициях, выдающихся людях, культурных центрах, памятниках, произведениях архитектуры и живописи, исторических событиях, природе;

- научатся писать новые слова и выражения по памяти, вести словарь «гида» с транскрипцией и переводом, письменно заполнять анкеты, составлять план экскурсии, оформлять тезисы выступлений, экскурсий, проектов;

- смогут использовать в речи новые лексические единицы, расширить активный и пассивный словарный запас учащихся;

- улучшат фонематический слух и произносительные навыки;

- научатся использовать в речи, наиболее часто употребляемые грамматические структуры (there is/there are, there was/there were, Present Continuous, Present Simple, Present Perfect, Future Simple, Past Simple), местоимения, степени сравнения прилагательных и наречий, артикли, количественные и порядковые числительные;

- узнают о социокультурной специфике России;

- научатся использовать иностранный язык в целях гуманитарного образования (рассказывать об истории России, национальных праздниках);

- смогут представить столицу нашей Родины Москву в диалоге культур (традиции, культура, архитектура, искусство, история, природа, географические, социальные, экологические особенности);

- смогут применить английский язык в жизни (экскурсии по родному краю, переписка с иностранными друзьями, составление туристических буклетов и т.п.);

​- смогут использовать интернет-ресурсы, участвовать в проектах, создании презентаций о выдающихся людях и достопримечательностях Москвы.

Личностные результаты:

- активная жизненная позиция гражданина и патриота, субъекта межкультурного взаимодействия;

- личностные качества – культура общения, умение работать в сотрудничестве;

- положительное отношение к отечественным ценностям (культура своего народа, российская гражданская нация);

- ведение здорового образа жизни;

- самооценка.

Метапредметные результаты:

- развитие мышления, памяти, внимания;

- образовательная активность личности;

- опыт творческой деятельности, использования иностранного языка, проектно-исследовательской работы с книгами, словарями, энциклопедиями, цифровыми носителями информации.

Воспитательные результаты:

- уважение культуры нашей Родины;

- повышение культуры общения;

- повышение познавательной активности и интереса к образованию;

- потребность в практическом использовании иностранного языка.

Виды контроля. Формы подведения итогов.

В процессе реализации программы используются различные формы контроля, стимулирующие их творческую деятельность:

- портфолио;

- выставки рисунков и фотографий с описанием;

- защита проектов;

- викторины;

- инсценирование;

- проведение ролевых игр;

- презентации проектов;

- тестирование.

Объектом основного контроля можно считать коммуникативную компетенцию учащихся в говорении, аудировании, чтении и письме.

Методическое обеспечение программы.

Содержание программы реализуется на основе: системно-деятельностного, лично-ориентированного, культуроведческого подходов, технологий игрового обучения, технологий проектного обучения, ИКТ.

Методы обучения:

- метод проектов;

- метод сотрудничества;

- интерактивный метод;

- коммуникативный метод;

- игровой метод;

- метод интегрированного обучения.

Организация занятий педагогом:

- ознакомление с новой темой;

- вопросы учителя, позволяющие осмыслить личностный опыт учеников по теме;

- прослушивание краткого рассказа учителя в сопровождении видео ряда или чтение текста с последующим обсуждением содержания;

- работа с текстами (ответы на вопросы, поиск ответов на вопросы в тексте, чтение и перевод текстов), фотографиями, репродукциями, рисунками, видео, цифровыми информационными носителями (прослушивание и запись новых лексических единиц, материала занятий, работа с лексикой), оформление записей;

- работа над лексической и грамматической сторонами речи;

- дополнение описания достопримечательностей учителя описаниями памятников, картин, экспонатов, зданий (по выбору учащихся);

- составление плана описания экспоната, памятника, маршрута экскурсии;

- работа со словарем, составление викторины;

- моделирование собственной экскурсии;

- работа над фонетической стороной речи;

- овладение экскурсионными методами и приемами (показ, сочетание показа с рассказом, проведение викторины, игры);

- самооценка;

- письменное оформление экскурсионного буклета;

- контроль.

Материально-техническое обеспечение.

Занятия проводятся в учебном кабинете, соответствующим нормам САНПИН для образовательных организаций.

 Техническое оснащение занятий и оборудование кабинета:

- Интернет;

- компьютер;

- интерактивная доска;

- проектор;

- классная доска;

- стенд для размещения творческих работ учащихся;

- стол учительский, ученические столы и стулья;

- мультимедийные средства обучения.

Формы контроля: тестирование, монологи, диалоги, описание фотографий, презентации проектов, ролевые игры, викторины, портфолио гида, конкурсы портфолио.

Приложение 1

Приложение 2

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Интернет-ресурcы:

  1. http://detskiychas.ru/rasskazy/rasskaz_o_moskve_detaym/
  2. http://fb.ru/article/192319/interesnyie-faktyi-o-moskve-dlya-shkolnikov-istoriya-moskvyi-interesnyie-faktyi
  3. http://planetadetstva.net/vospitatelam/starshaya-gruppa/nod-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-moskva-glavnyj-gorod-nashej-rodiny.html
  4. http://www.e-reading.club/bookreader.php/1026850/Emelyanova_-_Rasskazhite_detyam_o_dostoprimechatelnostyah_Moskvy.html
  5. http://www.7gy.ru/shkola/okruzhajuschii-mir/913-prezentatsiya-o-moskve.html
  6. http://www.maam.ru/detskijsad/detjam-o-moskve.html
  7. http://www.pravdareport.com/news/society/08-07-2002/45887-0
  8. https://cwetochki.ru/question-moscow-zoo-is-one-of-the-largest-and-oldest-zoos-in-russia-it-appeared-in-moscow-in-1864-and-had-286.html
  9. https://en-ege.sdamgia.ru/problem?id=1604
  10. https://www.expatica.com/ru/about/Top-festivals-in-Moscow-Russia_507821.html
  11. https://infourok.ru/prezentaciya-po-angliyskomu-yaziku-na-temu-mosco-city-ero-437413.html
  12. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2017/09/17/zapovedniki-i-natsionalnye-parki-moskvy-i
  13. https://weheart.moscow/metro
  14. https://weheart.moscow/parks
  15. https://weheart.moscow/publictransport
  16. https://weheart.moscow/toptenattractions
  17. https://www.expatica.com/ru/out-and-about/10-activities-for-children-in-Moscow_104098.html
  18. https://www.moscovery.com/category/with-children
  19. https://www.moscovery.com/obraztsov-puppet-theatre
  20. https://www.ribttes.com/moscow-kremlin-is-the-top-attraction-of-russia

Литература

  1. Абрамов Р. Найди и покажи в Москве. Улицы и бульвары. Клевер Медиа Групп, 2017.
  2. Волкова Н., Волков В. О чем молчат башни кремля. Издательство: Надя и Никита, 2015.
  3. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва «Просвещение», 2009.
  4. Емельянова Э. Л. Расскажите детям о достопримечательностях Москвы. Мозаика синтез, 2012.
  5. Лебедев В.А. Утро Московии. Детская литература: Школьная библиотека, 2012.
  6. Мантула Т.А., Долматова Т.В. Вокруг Кремля. Путеводитель, 2016.
  7. Evans Virginia, Saburenkova Y., Dooley Jenny L 360 Round-Up Special, 2017.
  8. Evans Virginia, Saburenkova Y., Dooley Jenny Round-Up 3 New Round-Up Starter Students Book (Русское издание) L 360 Round-Up Special, 2017.