Детский проект "Родники нашего края"

Разделы: Работа с дошкольниками, Руководство учебным проектом


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность и проблема

Когда приходим в детский сад, мы всегда рассказываем друг другу о том, чем занимались дома, куда ездили. Я рассказала, что мы ездили всей семьей на родник, описала, как он выглядит, откуда вытекает вода. Но моя подруга Вика начала спорить, что я не правильно говорю, потому что родник не такой и выглядит совсем по-другому. Тогда в наш спор вмешалась воспитатель, она посадила нас на стульчики и рассказала о том, что в нашей местности очень много разных родников и что мы, скорее всего, были на разных родниках. Нам стало интересно: а что же такое родник? Какую пользу он приносит? Откуда он берется, и какие родники есть в нашей местности? Мы решили разобраться с этими вопросами поподробнее.

Гипотеза: Родник – это вода, вытекающая из-под земли. Вода в роднике очень полезная и вкусная.

Цель: узнать все о родниках нашего края.

Задачи:

  • узнать, все о родниках нашего края;
  • узнать, какое значение они имеют в природе;
  • узнать, какое значение они имеют для человека;
  • попробовать сделать свой родник.

Этапы реализации

Этапы проекта

Содержание этапа

I

Поиск и сбор информации по теме.

II

Создание мини родника и альбома «Родники и святые источники Самарской области», подбор экологических знаков, охраняющих и сберегающих воду.

III

Представление ребятам группы мини родника и презентация альбома.

Тип проекта – познавательно-исследовательский.

Вид проекта – краткосрочный.

По исполнению – ребенок–взрослый.

Ожидаемый результат: Мы узнаем все о родниках нашего края, об их пользе. Для того чтобы познакомить ребят с проектом, сделаем мини – родник, альбом «Родники и святые источники Самарской области». Подберем экологические знаки, охраняющие и сберегающие воду.

Продукт

  • Мини-родник;
  • Альбом «Родники и святые источники Самарской области»;
  • Экологические знаки.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА I. Теоретическая часть

1.1. Родник – это вода, вытекающая из-под земли.

Оказывается, поверхность нашей Земли состоит из трех слоев: почвы, песка и глины.

Через почву и песок просачивается вода, а глина не пропускает воду.

Идет дождь. Он проходит через почву и песок пока не встретит слой глины. Накапливается вода и по наклонной поверхности стекает вниз, пока найдёт выход. Этот выход называется родником. 

Родник, из которого вытекает маленький ручей, может быть началом реки. 

Родник или ключ - это источник подземных вод, который выходит из под земли наружу.

Родники могут быть горячими, теплыми, кипящими и прохладными.

1.2. Значение родника в природе

Под землей тоже есть вода. Там бегут глубокие реки, струятся ручейки, вода заполняет подземные озера.

Подземные воды иногда выходят на поверхность земли. Может быть, вы видели родничок, бьющий из-под земли. Родники еще называют ключами. Возле них пышно разрастаются лесные кусты – черемуха, ольшаник, козьи ивы, краснотал. Здесь высокие сочные травы, много крупных цветов.

Там растениям всегда хватает живительной влаги!

1.3. Значение родника для человека

Всем известна притягательная сила родников. Из земных глубин они выносят на поверхность живительную влагу. Ни один путник не может пройти мимо, чтобы не остановиться, не припасть к хрустальной студеной воде. И нигде — ни в людных местах, ни в глухой тайге - родник не остается незамеченным, к нему всегда есть тропа — он нужен не только людям, но и зверям, птицам.

Эта притягательная сила родников имеет глубокие исторические корни. Вода в них всегда была чище воды рек, озер и любых других поверхностных источников. Поэтому люди издавна стремились пользоваться родниками, селились вокруг них, сохраняли и обустраивали источники. В маловодных местах, где нет поверхностных вод, родники вообще были единственными источниками утоления жажды, оазисами прохлады, центрами сближения людей.

Вода из источника может быть не только пресной, но и минерализованной. В крупных городах успехом пользуется бутилированная вода из родников и источников, помните на этикетке с подобной жидкостью обязательно должна содержаться информация о местонахождении источника, откуда эта вода родом. Ведь не для кого не секрет, что эта вода может быть добыта из источника, который располагается вблизи промышленного объекта или городской свалки, такая вода по своему химическому составу далека от той, которая по праву называется родниковой.

Настоящая же родниковая вода зарекомендовала себя как вода, обладающая целебными свойствами. Такая вода дарит нам чистую энергию самой природы.

ГЛАВА II. Реализация проекта

На первом этапе нашего проекта мы решили выяснить, что такое родник. Эту информацию мы с родителями нашли в интернете и узнали от воспитателя.
Мы узнали, что родник или ключ - это источник подземных вод, который выходит из под земли наружу. Для того чтобы в этом убедиться мы еще раз с родителями посетили родники. Мы не только набрали вкусной и чистой воды, но и интересно провели время на свежем воздухе.

Чтобы основательно разобраться, как же образуется родник, мы сделали свой мини-родник.

Для изготовления мини родника нам понадобилось: пластиковая бутылка, почва, песок, глина, пластиковые трубочки и вода. Сначала мы насыпали в бутылку глину, затем песок, а лишь потом почву, таким образом, мы изобразили небольшой участок нашей земли. Из слоев песка и глины мы вставили пластиковые трубочки, которые помогли нам увидеть процесс образования родника. Затем мы представили, что пошел дождь и налили воду в нашу емкость, вода пропиталась через почву и песок, дошла до глины и начала вытекать из трубочки, которая выведена из песка. Мы увидели, что почва и песок впитали воду, так как это водопроницаемые породы, а глина ее остановила, потому что это водоупорная порода.

А место где подземная вода выходит на поверхность - называется родником. Таким образом, мы создали настоящий мини-родник.

Кроме мини родника, мы сделали подборку экологических знаков, охраняющих и сберегающих воду.

А также подготовили альбом «Родники и святые источники Самарской области».

Потом наш воспитатель показала этот альбом всем детям нашей группы.

Он очень понравился детям нашей группы, и они тоже решили принять участие в нашем проекте и подготовили рисунки на тему «Вода, вода – кругом вода…»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Во время работы над проектом мы много узнали нового. Оказывается, поверхность нашей Земли состоит из трех слоев: почвы, песка и глины. Через почву и песок просачивается вода, а глина не пропускает воду. Когда идет дождь. Он проходит через почву и песок пока не встретит слой глины. Накапливается вода и по наклонной поверхности стекает вниз, пока найдёт выход. Этот выход называется родником.

Родники имеют важное значение как для природы, возле них пышно разрастаются лесные кусты, высокие сочные травы, много крупных цветов, так и для человека, вода из источника может быть не только пресной, но и минерализованной. В крупных городах успехом пользуется бутилированная вода из родников и источников.

Также вместе с родителями мы изготовили свой мини родник, альбом «Родники и святые источники Самарской области», а также сделали подборку экологических знаков.

В результате наших исследований мы пришли к выводу, что наша гипотеза подтвердилась, что действительно, родник – это вода, вытекающая из-под земли. Вода в роднике очень полезная и вкусная. Но не из всех родников вода полезна, нельзя пить из источника, который располагается вблизи промышленного объекта или городской свалки, такая вода далека от той, которая по праву называется родниковой. И мы узнали, что в нашем крае действительно очень много разнообразных родников и источников.

Нам было очень интересно работать над проектом, и мы думаем, что это не последний наш проект.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ

  1. Т.А. Шорыгина «Беседы о воде в природе». – Москва: ТЦ Сфера, 2008.
  2. З.Ф Аксенова. «Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников». – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  3. Н.А.Рыжова. Программа экологического воспитания дошкольников «Наш дом – Природа».
  4. Интернет-ресурсы.