Конспект НОД по развитию речи: «Мы – маленькие артисты»

Разделы: Работа с дошкольниками


Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

  • Программное содержание:
  • Развивать связную речь и умение передавать диалог персонажей.
  • Воспитывать чувство уверенности в себе и любовь к театрализованной деятельности.
  • Отрабатывать речевую и пластическую выразительность образа с помощью мимики, жестов, интонации.

Коммуникация – продолжать учить детей связно и последовательно выражать свои мыс-ли, пользуясь предложениями различной структуры, расширять словарь детей по данной теме.

Социализация – развивать коммуникативные навыки детей, умение сотрудничать друг с другом и со взрослыми.

Материал: карточки-рисунки с выражением лица человечка: веселого и грустного.

Цель: дать детям первоначальные знания о разных театральных профессиях, о назначении некоторых театральных помещений.

Задачи:

  • развивать диалогическую и просодическую речь,
  • закреплять умения составлять рассказ по схеме;
  • учить правильно называть трудовые действия, предметы;
  • формировать навыки культурного поведения в театре.

Материалы и оборудование: элементы костюмов, реквизиты, декорации, фотографии с изображением разных помещений театра, «билеты», картинки с изображением людей разных профессий, эмблемы с изображением разных сказочных персонажей, музыкальное оформление.

Словарь: гример, костюмер, режиссер, артист, мимика, жесты.

Ход занятия

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в «театр». Театр - это необычный, волшебный мир, который дарит нам сказку. Вы любите посещать театр? А смотреть театральные представления, спектакли? Тогда позвольте представиться

Я спектаклем заправляю,
Назубок все сцены знаю.
Учу всех, как же роль играть.
Как, ребята, меня  назвать? (Режиссёр.)

Воспитатель: Режиссёр - самый главный человек на сцене или  съёмочной площадке. Я  творческий руководитель и вдохновитель для всей актёрской группы. Я помогаю артистам и подсказываю им, что и как нужно сделать. Например, сейчас я научу вас по-разному здороваться. Посмотрите на меня, как можно передать «приветствие».

Упражнение «Приветствие»

(Молча показываю: кивнуть головой, пожать руку, помахать рукой).

Друзья мои, да вы талант.

Воспитатель: Ребята, вы хотите стать артистами?

(Ответы детей)

Воспитатель: Давайте, поиграем в артистов. А вы знаете, что артисту помогают лицо, глаза, руки. Вот сегодня мы с вами будем учиться передавать выражением лица то, что мы чувствуем. Ведь эти умения помогают нам лучше передавать образы наших героев, когда мы инсценируем сказку.

Упражнение «Передай соседу мимику»

Мы передаем, друг другу всё молча, выражаем глазами, лицом, губами, плечами, руками в целом это всё называется мимикой и жестами. Сядьте удобно и начнем с меня, передай улыбку соседу и так по кругу

1. Передай сердитое выражение лица;

2. Передай «испуг»;

3. Передай «весёлое выражение лица».

Воспитатель: А вот следующее задание

Упражнение «Передай соседу жест»

(Сначала показываю  три хлопка в ладоши; два хлопка по коленам…)

После каждого выполнения задания детьми отмечаю тех детей, кто выполнил лучше.

Воспитатель: Ребята, мы передавали все молча только выражением лица мимикой и жестами. Ребята, чем мы передавали?

Дети: (Жестами, мимикой).

Попробуйте отгадать, что я вам хочу сказать.

(Показывает жестом: встаньте, идите ко мне, стойте на месте, тихо, до свидания)

Физкультминутка.

С тобой гуляем весело,
В театр мы идем!
Шагаем мы на месте.
И песенку поем.
Ля-ля-ля-ля, 4 хлопка.
В театр мы идем. Шаги на месте.
Ля-ля-ля-ля, 4 хлопка.
Мы песенку поем. Шаги на месте.

Воспитатель: Молодцы, а как вы догадались, что нужно делать, ведь я не сказала вам ни слова?

Дети: Вы показали нам руками те действия, которые мы должны выполнить.

Воспитатель: Правильно, движения рук называются жестами. Жесты и мимика, конечно, для артиста очень важны. Но еще ему правильно говорить, соблюдать интонацию.

Артикуляционная гимнастика «Зоопарк».

Жил-был на свете Язычок, и захотел он пойти в зоопарк. А вместе с ним отправимся и мы: будем изображать всех животных, которых язычок встретит.

Вот пришел Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был… бегемот. Давай и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот.

Рот пошире открываем,
В бегемотиков играем
Закрывать его нельзя,
Да пяти считаю я.

Посмотрел Язычок на бегемотиков и только хотел дальше отправиться, как слышит: ква-а-а, ква-а-а. Это были… Правильно, лягушки. Давай изобразим, как лягушки улыбались.

Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам.

Идет Язычок дальше. Ой, кто это такой большой, с длинным носом? Да это же… слон! Давай покажем какой у слона хобот!

Буду подражать слону!
Губы «хоботком» тяну.

Полюбовался Язычок слоном и пошел к другой клетке. А там никого нет, только длинный резиновый шланг валяется посередине. Но вдруг шланг зашевелился, и Язычок увидел, что это… змея. Давай изобразим змею!

Подражаем мы змее,
С ней мы будем наравне:
Высунем язык и спрячем,
Только так, а не иначе.

Посмотрел язычок на часы, не пора ли ему идти домой? Надо узнать который час. Покажи, как работают часики!

Узнал Язычок который час. К сожалению, было уже поздно: пора возвращаться домой. А подарок маме? Купил Язычок несколько воздушных шариков и стал их надувать, но, к сожалению, некоторые из них полопались. Покажи, как Язычок надувал шарики.

Я надул воздушный шарик.
Укусил его комарик.
Лопнул шарик. Не беда!
Новый шар надую я.

А вот теперь давайте попробуем передать наше настроение голосом: весело и грустно.

Послушайте, вот такую фразу: «Поехали, поехали в лес за орехами». Давайте повторим эту фразу все вместе.

Упражнение «Передай интонацию»

Воспитатель показывает карточки, называет ситуацию, а дети передают ее эмоциональное состояние озвучивание чистоговорки:

  • вы съели кислый лимон;
  • вы укололись иглой;
  • вы кушаете нелюбимую кашу.

Воспитатель: Вот, видите, вы все делали сразу: и говорили, и показывали. Молодцы. Но артистам необходимо еще развивать свою память. Сейчас мы с вами разучим стих, а чтобы легче было учить, нам помогут руки.

Упражнение «Расскажи стих руками»

Топ-топ, топотушки!
Пляшет зайка на опушке,
Пляшет ёжик на пеньке,
Пляшет чижик на сучке,
Пляшет пёсик на крылечке,
Пляшет котик возле печки,
Пляшет мышка возле норки,
Пляшет козочка на горке,
Пляшет утка на реке,
Черепаха — на песке!
Топ!Топ!Топотушки!
Пляшут лапки,
Пляшут ушки,
Пляшут рожки и хвосты!
Что стоишь?
Пляши и ты!

Воспитатель: вижу, память у вас хорошая. Осталось узнать, сможете вы выполнять мои советы и рекомендации…

Упражнение «Составь предложение по схеме»

«Угадай сказку»

Воспитатель:  вы сегодня  узнали, что общаться можно не только при помощи слов, но и при помощи жестов и мимики. Выражение лица о многом может нам поведать, передать то настроение, которое испытывает наш собеседник. А используя жесты, легко можно представить и какой ширины испекли каравай, и какой малюсенький жучок сел на цветок, и еще многое другое. От этого наша речь станет более эмоциональной и выразительной!

Воспитатель: Вы сегодня прошли «школу маленьких актеров», познакомились с разными способами общения. Надеюсь у вас хорошее настроение?
Ответы детей.

Воспитатель: На столе у меня лежат листочки бумаги с изображением человека. Посмотрите внимательно, чего не хватает на рисунке?
Дети: на рисунке у людей нет лица.

Воспитатель: Правильно, в театре на лицах артистов рисует «гример», он перевоплощает их в нужный сказочный персонаж путем нанесения грима. дорисуйте пожалуйста  лица и придайте им те эмоции, которые вы пожелаете. Это может быть ваше настроение или любого сказочного героя.

Дети самостоятельно выбирают средства изображения, и дорисовывают лица!