Функционирование службы школьной медиации на начальной ступени образования

Разделы: Начальная школа


Ключевые слова: конфликт, медиация, младшие школьники, служба школьной медиации.

В последнее десятилетие большую актуальность приобретают вопросы конструктивного урегулирования конфликтов в обществе. Такой инновационной технологией положительного разрешения конфликтов в сфере образования выступает школьная медиация.

Федеральным законом от 27 июня 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования спора с участием посредника (процедуре медиации)» [1] произошло закрепление понятия «медиация». Где процедура медиации рассматривается как способ урегулирования споров при содействии медиатора (независимое лицо, либо независимые лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора) на основе добровольного согласия в целях достижения ими взаимоприемлемого решения. На основе вышеизложенного школьная медиация рассматривается как новейший подход к разрешению и предотвращению спорных и конфликтных ситуаций на всех уровнях системы российского образования.

С юридической точки зрения действующие сегодня нормы воспитательного правосудия реализуются как концептуальные идеи примирения и выступают за «восстановление социальной ткани» разрушенной в результате конфликтов с помощью медиации. При этом подготовленный медиатор выступает механизмом по изменению отношений между людьми, а процесс медиации рассматривается в виде примирительных встреч конфликтующих сторон, в ходе которых обсуждаются важные для общества и для людей способы цивилизованного выхода из конфликтной ситуации, в ходе которых вырабатываются и в будущем поддерживаются планы по изменению правонарушителем своего поведения.

Если же говорить о системе школьной медиации, то клиентами службы выступают сами несовершеннолетние дети. Данное направление в школе позволит учащимся научиться уважать себя, других, общаться в конфликтных ситуациях, причем не с позиции силы, а принимая своего оппонента. Глубинное понимание своего оппонента может стать позитивным опытом и воспользоваться им в дальнейшем.

В работе И.С. Бубновой и А.Н. Аргановой [3] предложены три модели школьной медиации. Первая модель «профилактическая», призвана предупредить уголовные преступления и противоправное поведение учащихся, при этом функционирование происходит совместно с школьными специалистами по профилактике делинквентного поведения. Вторая, «воспитательная» (педагогическая) модель, в идеале рассматривается как самоорганизующееся объединение учащихся с прививающими нравственными качествами своим членам через добровольчество. Третья модель «сервисная», предполагает службу примирения среди учеников, но без вмешательства администрации школы. Данную модель авторы считают перспективной и возможной только в случаях если «заказчиками службы примирения будут выступать не весь ученический коллектив, а ученический актив».

И.В. Афанасьевой и С.М. Куницыной [2] выделены следующие функции службы:

1) восстановительная, предполагает восстановлением эмоционального состояния, материального вреда и положительные отношения конфликтующих сторон;

2) образовательная, подразумевает расширение нравственных ценностей личности;

3) воспитательная, формирующая мировоззренческие качества личности;

4) профилактическая, заключает предвидение противоправности и корректировку в сторону ответственности.

Как отмечает Г.П. Зернова и Л.В. Ножичкина [4], что через обучение детей умению разрешать конфликты с помощью медиативного подхода, происходит прививание умения уважения и принятия себя, а также воспитание ответственного отношения к своим поступкам и к жизни. В результате участия в процессе медиации, учащиеся принимают высшие ценности социального взаимодействия. Для усиления возможности медиации рассматриваются различные возрастные группы: младшие и старшие подростковые группы. Однако, мы считаем, что чтобы достичь максимального эффекта от медиативного подхода, необходимо применение его на начальной ступени школьного образования.

Так, младший школьный возраст, как обосновывается в диссертационной работе С.И. Матафоновой [5], является периодом формирования осознанных стратегий преодоления конфликтных, стрессовых ситуаций. Начало школьного обучения имеет для ребенка стрессогенный характер и ставит его перед необходимостью приспособления к ее требованиям. В связи с этим данный возрастной период является сензитивным для обучения методам медиации.
Таким образом, мы считаем возможным обучение медиации как способу мирного, позитивного разрешения конфликтных ситуаций возможно путем сокращения количества подобных столкновений и облегчение их последствий на начальном этапе обучения в школе.

Список использованной литературы

  1. Федеральный закон от 27 июня 2010 г. №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации) // Собрание законодательства Российской Федерации, 02.08.2010, № 31, ст. 4162.
  2. Афанасьева И.В.  Особенности функционирования служб школьной медиации в образовательной организации / И.В. Афанасьева, С.М. Куницына // Вестник РМАТ. Педагогические науки. - 2016.  - №3. С. 69-72.
  3. Бубнова И.С. Школьная медиация как технология разрешения конфликтов в подростковой среде /И.С. Бубнова, А.Н. Аргановой // Психология в экономике и управлении. Народное образование. Педагогика. – 2013. - №2. С.90-93.
  4. Зернова Г.П. Перспективы развития сетевой региональной модели служб школьной медиации / Г.П. Зернова, Л.В. Ножичкина // Социальное воспитание и общекультурное развитие личности // История и педагогика естествознания. Народное образование. Педагогика. – 2018. - №1. С. 16-20.
  5. Матафонова С.И. Восприятие детско-родительского взаимодействия как условие интернализации совладающего поведения матери: дис… канд. псих. наук. Ярославль, 2016. 204с.