Методическая разработка урока литературного чтения "Звук Г и буквы Г, г". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Задачи:

  • учить характеризовать звуки; 
  • развивать умение давать им характеристику;
  • создать условия для формирования навыка слогового, правильного, выразительного, беглого чтения; учить правильно определять тему и главную мысль текста, ставить вопросы по содержанию и отвечать на них;
  • развивать фонематический слух, память, речь, логическое мышление;
  • оценивать себя и своих товарищей.

Формируемые УУД:

  • умение различать звуки, обозначенные буквами Г и г;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи;
  • работать с различными источниками информации;
  • добывать информацию из текста.

Оборудование: предметные картинки с изображение мультипликационных героев, карточки со словами, шарики с заданиями, светофор, карточки со звуками (цветовые), интерактивная доска – отрывок из мультфильма «Смешарики».

Ход урока

1. Организационный момент

Мы чувствуем с вами дыхание зимы. Побудем немножко снежинками: красивыми и легкими. Давайте закроем глаза и покружим по улице, полетим на крыши домов, на шапки прохожих, приземлимся и откроем глазки. Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу и давайте улыбнемся нашим героям.

2. Включение в учебную деятельность

Сегодня к нам на урок пришли герои любимого мультфильма. Кто это? (Нюша и Бараш) (Изображения героев на доске) А из какого мультфильма? (Смешарики) (Показ отрывка из мультфильма, когда Бараш посвящал Нюше свои стихи)  Они пришли не просто так , они хотят поиграть с вами. Поиграем? Нюша и Бараш тоже ходят в школу, только в мультипликационную. Они приготовили нам кучу сюрпризов и заданий. Давайте посмотрим , что в конверте?

3. Актуализация знаний

О! Это загадки. 

Всех перелетных птиц черней, чистит пашню от червей.
Целый день по пашне вскачь, а зовется птица … (грач)

Михаил играл в футбол и забил в ворота … (гол)

Лодки по морю плывут, люди веслами …(гребут)

- А кто из вас заметил, с какого звука начинаются все отгадки? (звук Г)

- Как вы думаете, почему Нюша и Бараш подготовили именно такие загадки? (Потому что мы будем изучать этот звук и букву). А вчера с какой буквой мы познакомились?

4. Работа по теме

а) Работа над развитием фонематического слуха.

Давайте посмотрим, с чем еще пришли герои. Бараш составил игру – «последний слог». Поиграем?

Рассказать я вам могу, что я видел на лугу. (Последний слог – (Гу!) хором)
Два зайчонка – знайте все – плыли в лодке по росе. (Се)
Я за ними, но они быстро спрятались в тени. (Ни)
А потом пришла овца и кричала на скворца. (Ца)

(По очереди записываем эти слоги на доске.)

- Какое слово у нас получилось?

- Давайте разделим его на слоги.

- Сколько слогов в слове? 

- Какой ударный? 

- Назовите первый слог. 

- Какой первый звук?

- Охарактеризуйте. Какой гласный звук в этом слоге?

- Как называем такой слог? (слияние) (аналогичная работа с оставшимися слогами)

- А теперь выложите звуковую схему этого слова. (один человек у доски)

- Оцените работу своего товарища. (светофорчиком)

- А теперь оцените свою работу. Молодцы!

Нашим мультгероям очень понравилось, как быстро и правильно вы справились с заданием. А теперь покажем им, что мы можем не только хорошо работать, но и отдыхать.

5. Физкультминутка

Гриша шел, шел, шел… 
Гриша гриб нашел. 
Раз грибок, два грибок.
Полезай-ка  в кузовок. (сопровождаем движениями)

б) Работа по развитию орфографической зоркости.

А теперь наши герои хотят устроить вам соревнование.

Задание по рядам. Защищать свой ряд будут смельчаки от каждого.

Капитаны команд у доски, остальные в парах на местах.

  • 1-й ряд ищет слова, которые начинаются на Г,
  • 2-й ряд ищет слова с буквой Г в середине,
  • 3-й ряд – в конце.

(Эти слова на карточках вперемешку расположены на доске, рядом с Нюшей и Барашем) Что получилось?

  1. груша, гости, гном;
  2. бегун, вагон, сигнал;
  3. берег, снег, друг

Оцените сигнальными карточками работу соперников.

Молодцы, все команды правильно выполнили задание, значит, победила дружба.

- Ребята, а кто заметил, чем отличаются звуки третьего столбика от остальных?

- Давайте произнесем, что мы слышим? (звук К).

- Какой это звук? (согласный, глухой, парный)

- Слышим звук К, а пишем букву Г. Запомнили.

- Какие еще парные звуки мы с вами знаем?

- А с какой буквой мы сегодня чаще встречались?

- Какие звуки она обозначает?

6. Работа с учебником

А наши герои хотят узнать умеем ли мы читать?

Стр.122 (Чтение по цепочке текста «Подарки к празднику»)

Почему некоторые слова в середине предложения написаны с заглавной буквы? Что приготовили дети в подарок? Посмотрите на центр страницы, где чьи рисунки? (Подтверждение своих ответов находят в тексте)

7*. Работа над развитием речи (дополнительное задание)

А теперь поработаем со словами, которые принесли герои мультфильма и поможем им составить предложения. (гриб, Галя, гусли, Гоша) 

- Ребята, а почему одни слова написаны с маленькой буквы, а другие – с большой?

(Галя собирает грибы. Гоша играет на гуслях.)

- Как распространить предложения? (варианты)

Молодцы! Нюша и Бараш теперь знают, как составлять и распространять предложения. Наши герои рады, что побывали в гостях на нашем уроке. Они не просто играли с нами, а наблюдали, запоминали, изучали. Давайте напомним им чему мы сегодня научились.

8. Итог урока

- Ребята, с каким звуком мы с вами сегодня познакомились?

- Какой буквой он обозначается?

- Какие слоги можно составить?

- По какой схеме мы сегодня с вами работали? (звук, буква, слог, слово, предложение)

- Оцените сигнальной карточкой, кому понравился урок.

- Вы все такие молодцы. И наши герои в знак благодарности дарят вам сундучок знаний. А что там, мы узнаем с вами на следующем уроке.