Урок-исследование по литературному чтению. Л.Н.Толстой "Прыжок"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: Урок-исследование.

Цель: Научить детей выделять главную идею литературного произведения, творчески пересказывать произведение (от лица разных героев), формировать нравственные ценности.

Обобщение урока: Человек должен уметь делать правильный выбор, отвечать за свои поступки. Надо помнить, что человеческая жизнь хрупка, можно причинить боль своим близким из-за последствий необдуманного поступка.

Необходимое оборудование: Учебник Ефросининой Л.А. с текстом рассказа Л.Н.Толстого «Прыжок», атрибуты для создания образа героев (фуражка, гюйсы, обезьянка), рабочая тетрадь, выставка книг Л.Н.Толстого.

Дидактическое обеспечение: Памятка: слова-подсказки, рабочие листы, проверочные листы, карточки с cюжетно-композиционным треугольником, оценочный лист работы на уроке.

Планируемые результаты урока.

Предметные:

  • Выделять главную идею литературного произведения, опираясь на нравственные чувства и переживания героев, заложенные автором в образе и названии произведения.
  • Понимать подразумеваемую, не выраженную в тексте информацию.
  • Выполнять пересказ текста от лица разных героев и автора

Метапредметные УУД:

Познавательные УУД:

  • Осуществлять поиск необходимой информации для сбора, анализа, передачи, интерпретации в соответствии с познавательными задачами.
  • Прогнозировать дальнейшее развитие сюжета и событий.

Регулятивные УУД:

  • Планировать свою работу и доводить начатое дело до конца.
  • Высказывать собственные суждения по итогам своей работы и давать им оценку, адекватно оценивать работу одноклассников.

Коммуникативные УУД:

  • Высказывать своё мнение и прислушиваться к другому мнению.
  • Аргументировать высказывание, убеждать в своей правоте.

Личностные:

  • Вставать на позицию другого человека, понимать чувства другого, находить и сравнивать разные точки зрения.

Формы работы:  Фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Формы контроля:  Самоконтроль, формирующее оценивание работы каждого члена в команде и его личный вклад, наблюдение и взаимоконтроль.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность обучающихся с указанием форм организации

1. Мотивация к учебной деятельности 

С каким разделом мы сейчас работаем на уроках литературного чтения?
Какие произведения он написал?
Приведите примеры.
Чем отличаются художественные рассказы от научно-познавательных?
С каким произведением мы познакомились на предыдущем уроке?
Назовите главных  героев

Составление обобщающей схемы, используя выставку книг Л.Н.Толстого
Произведения Л.Н.Толстого
(сказки, басни, рассказ-былина, художественные и научно-познавательные рассказы)
Л.Н.Толстой «Прыжок»

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

Как развивались события в этом рассказе?
Мы восстановим содержание рассказа на основе ваших иллюстраций к каждой смысловой части.
Учитель подчеркивает, что действия развиваются быстро, стремительно, динамично(много глаголов и существительных, мало имён прилагательных)
Давайте вспомним композицию этого рассказа. Каждой группе досталось одно слово-термин.
Одновременно появляется и модель построения рассказа. 

Учащиеся по очереди выходят и демонстрируют свой рисунок к определённой части рассказа.

План рассказа «Прыжок»:
Карточка 1
Работа в группе (30 сек.)
Обсуждение и соотнесение с сюжетно-композиционным треугольником

3. Выявление места и причины затруднения

Назовите тему произведения. О чем это рассказ?
Какова идея рассказа? Для этого подумайте, какую главную мысль хочет донести до нас автор.
Идей очень много и они разные.
На доске появляется табличка со словами: Идея произведения.
Как узнать, кто из вас прав?
Как узнать, какая идея отражает замысел автора?

Тема: рассказ о прыжке и спасении мальчика.

Высказывания детей и возникновение разногласий

4. Построение проекта выхода из затруднения

Как можно найти ответ на вопрос?
С чего начнём работу?
Какие факты в тексте мы будем выделять?
Выделить цель исследования: выделить идею рассказа.
Задача исследования: пережить вместе с героями те события, которые описаны в рассказе.
Как можно пережить вместе с героями события рассказа?
От чьего лица можно рассказать историю? (от лица мальчика, матроса, отца)
Выслушать ответы детей и подвести итог: Л.Н.Толстой через описание действий, мыслей, деталей показывает состояние каждого из героев, поэтому нам надо внимательно прочитать текст, подчеркнув слова-подсказки.
Рабочий лист поможет вам пересказать текст от первого лица.

Высказывания детей.
Надо пережить вместе с героями те события, описанные в рассказе, понять те чувства, переживания которые они испытывают.

Надо поставить себя на место героев, посмотреть на произошедшую историю их глазами.

Составление плана исследования:

  • Вспомнить и найти текст в учебнике
  • Найти и выделить в тексте слова - описания действий, чувств героев
  • Заполнить рабочий лист
  • Пересказать историю от первого лица (мальчика, матроса, отца)

5. Реализация построенного проекта. Этап решения исходной задачи

Исследования в малых группах в зависимости от того, с чьей позицией дети будут рассказывать историю. (мальчик, матросы, отец, автор)
Опираясь на план рассказа, который составлен, учащиеся находят нужный для анализа эпизод.
Для более точного определения состояния героя можно использовать «Слова-подсказки», предложенные учителем на отдельном листе.

Рабочий лист для групп №1-4
Представьте себя на месте героя и посмотрите на события, описанные в рассказе, глазами мальчика (матросов, отца)
Карточка 2. Заполните таблицу

Карточка 3.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Чтобы помочь детям вжиться в роль героя, надо дать возможность ученикам выбрать предметы, атрибуты: для вхождения в роль отца – капитанскую фуражку, в роль матросов – гюйсы, в роль мальчика – обезьянку (работают 3 группы). 4-я группа – составление схемы текста (7 правил работы с текстом).
Дать возможность группам представить классу свой пересказ, организовать обсуждение и представление схемы рассказа

Выбор атрибутов для защиты своей работы.
Представление классу пересказа от лица того или иного героя.
Представление классу схемы рассказа
Взаимоконтроль. Критик даёт оценку работы группы.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Дать возможность высказаться друг другу в парах.
Уделить особое внимание обсуждение вопроса о том, что такое поступок.
Какой эпизод заставил волноваться? Почему?
Как бы вы поступили на месте героя?
Каждый из героев совершил в рассказе поступок. Какой?

Работа в парах (2 минуты устно)
Одна пара на доске составляет из опорных слов 
Карточка 4.

8. Включение в систему знаний и повторение

Прослушав истории от лица разных героев, поняв чувства каждого из них, скажите какой же момент, был самым напряжённым в рассказе? (приказ отца прыгать)
Какая беда могла случиться?
Почему Л.Н.Толстой так назвал свой рассказ: «Прыжок».
О чем вы задумались, когда пережили чувства каждого из героев?
Как мы теперь ответим на вопрос: какова главная идея рассказа Л.Н.Толстого «Прыжок»?
Можно ли утверждать, что название отражает идею произведения?

Высказывания детей и формулирование идеи: человек должен уметь делать правильный выбор, отвечать за свои поступки.
Надо помнить, что человеческая жизнь хрупка и можно причинить боль своим близким из-за последствий необдуманного поступка.
Способность совершать нравственные поступки, принимать решения в той или иной ситуации, проявлять храбрость, ответственность за свои действия - важные человеческие качества.

9. Домашнее задание

Подготовить устно отзыв о книге Л.Н.Толстого «Прыжок»
Выполнить задания в рабочей тетради.

Записывают в дневник

10. Рефлексия учебной деятельности

Какие ваши предположения об идее рассказа были верны и близки к тому выводу, который мы сделали в конце урока?
Какие идеи оказались далёкими от замысла автора?
Выслушать детей и подчеркнуть важность работы, проделанной на уроке, для понимания названия произведения и замысла автора.
Кто хочет дать комментарии о своей работе на уроке? Чему научились?

Высказывания детей

 

Работа с оценочным листом
Карточка 5

Л.Н.Толстой «Прыжок»

Таблица 1.
План рассказа (опорные слова для доски)

Эпизод

Композиция

 Конец кругосветного путешествия

Экспозиция. Вступление

 Забавы обезьяны

Развитие событий

 Мальчик начинает преследовать обезьянку. Мальчик на краю перекладины

Завязка

Приказ отца.   Прыжок ребёнка в воду.

Кульминация

 Спасение мальчика. Мальчик начинает дышать

Развязка

Чувства отца

Концовка

Таблица 2

Рабочий лист группы № 1-4

В чем идея произведения?

Эпизод (событие)

Аргумент
(слова из текста, описывающие состояние, чувства, мысли героя)

Чувства героя

Конец кругосветного путешествия

 

 

 Забавы обезьяны

 

 

Мальчик на краю перекладины

 

 

Приказ отца.  

 

 

Спасение мальчика

 

 

Чувства отца

 

 

 Таблица 3

Слова-подсказки

Глупость      

Желание доказать, что сын капитана

Желание испытать себя  

Желание покрасоваться, засмеяться

Мальчишеский задор      

Мудрость

Надежда                      

Не знал, смеяться … или плакать

Облегчение            

Потрясение

Радость             

Раззадорился

Раскаяние        

Смелость

Сожаление       

Страх

Стремление отстоять своё достоинство      

Упрямство

Храбрость

 


 Карточка 4

Работа в парах (устно)

 Что такое поступок?

Герой

Поступок

Матросы

Спасли мальчик.

Мальчик

Совершил прыжок. Услышав приказ отца, он не растерялся, проявил смелость, справился с трусостью и тем самым спас себе жизнь.

Капитан

Принял правильное решение для спасения жизни сына.

Карточка 5

Оценочный лист

Поставьте галочки там, где вы считаете  нужным

 Этап урока

Да
«5»

Больше да,
 чем нет
 «4»

Больше нет,
чем да
 «3»

Нет
«2»

Умею соотносить иллюстрацию и эпизод рассказа

 

 

 

 

Умею  составлять план рассказа

 

 

 

 

Умею определять сюжетно-композиционный треугольник

 

 

 

 

Умею использовать  поисковое чтение и чтение молча

 

 

 

 

Умею работать в группе: высказывать своё мнение и  активно слушать других

 

 

 

 

 Умею пересказывать от первого лица

 

 

 

 

Умею определять идею произведения

 

 

 

 

Итоговая оценка  работы за урок:

 

 

 

 

Критерии оценки  работы на уроке:

  • Если больше ответов «да», то за работу на уроке - «5».
  • Если  больше ответов «больше да, чем нет», то за работу на уроке – «4».
  • Если  больше ответов «больше нет, чем да», то за работу на уроке – «3».
  • Если больше ответов «нет», то за работу на уроке - «2».

Карточка 6

Семь правил работы с текстом.

Для  того чтобы понять читаемый текст и запомнить основную информацию, содержащуюся в нём, нужно при чтении обращать внимание на 7 ГЛАВНЫХ ВЕЩЕЙ:

1.

Название текста

2.

Автор

3.

Герои

4.

События

5.

Новизна (что раньше не знал и узнал только что)

6.

Непонятное (неизвестные слова и понятия)

7.

Смысловая доминанта (что показалось в тексте самым главным)

Литература

1. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания. – Ярославль: Академия развития, 2012. – С. 208.

2. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И. Савенков. – Самара;  Издательский дом.