Применение музыкально-компьютерных технологий на музыкальных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях

Разделы: Музыка


В нормативных документах дошкольного образования говорится о социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста (Федеральный государственный стандарт дошкольного образования). В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.

Современное образование, несомненно, связано с усилением роли информационных компьютерных технологий. Музыкально-компьютерные технологии – молодая и динамично развивающаяся область знаний. Она находится между техникой и искусством, предоставляющим школьнику постоянно совершенствующиеся инструменты для творчества, обучения и научных исследований.

В настоящее время дошкольные образовательные учреждения получили доступ к информационным ресурсам. Поэтому обучение и воспитание подрастающего поколения строится на использовании компьютера и компьютерных технологий, которые позволяют осуществлять образовательный процесс более продуктивно, эффективно, увлекательно. Внедрение музыкально-компьютерных технологий в образовании определяет модификацию устоявшихся организационных форм и методов обучения.

Применение и использование МКТ возможно и необходимо на музыкальных занятиях. Именно это направление повышает результативность ребят, формируется их творческое начало, как способность создавать свое, новое, оригинальное. Музыкальная деятельность из "внешнего предмета" творчества переходит во внутреннее состояние.

Но достаточно отчётливо видна проблематика вопросов, связанных с внедрением МКТ в различные образовательные системы  и организации процесса развития творческой активности. Процесс самореализации в этом случае становится для дошкольника более эмоциональным, практически значимым и эффективным. Чтобы творческие проявления на занятиях имели целенаправленный, активный и эмоциональный характер, педагог отбирает такой материал для урока, который может являться основой формирования конкретных творческих навыков и в то же время отвечать дидактическим требованиям; использует приёмы, методы и формы работы, способствующие созданию на уроке атмосферы творческой активности, заинтересованности, непринуждённости.

Доступность и разнообразие музыкально-компьютерных технологий (трехмерность, анимация, видео, звук и т.д) позволяют нам рассматривать компьютер, как открытую учебно-развивающую среду для творчества и самообразования и учащихся и преподавателей.Так существует множество программ для работы с музыкой на компьютере. Это и - музыкальные проигрыватели; программы для пения караоке; музыкальные конструкторы; музыкальные энциклопедии; обучающие программы.

Так на музыкальных занятиях используются:

  • видеоряды различного типа(фильмы, картинки, таблицы и пр.)
  • музыкальная энциклопедия, справочный материал по музыкальной грамоте, музыкальные произведения для прослушивания (есть сайты, располагающие неоценимой коллекцией музыкальных записей, нотного материала), готовые визуально-звуковые викторины.
  • интернет-ресурсы, расширяющие кругозор, обостряющие интерес к обучению. Это даёт возможность знакомства с культурой и искусством  различных народов, с важнейшими событиями культурной жизни всего земного шара, уникальную возможность соприкоснуться с шедеврами различных музеев (Эрмитаж, Лувр, Базельский музей и пр.), которые содержат цифровые коллекции, позволяющие увидеть  образцы живописи, прикладного искусства.

Мультимедийные музыкальные энциклопедии не только рассказывают и показывают, но и дают возможность услышать шедевры мировой музыкальной классики, наглядно познакомиться с музыкальными инструментами и их звучанием, музыкой разных эпох и направлений. Такого рода энциклопедии  доступны сегодня не только на компакт-дисках, но и в Сети Internet, что делает процесс изучения музыкального искусства с помощью компьютера безгранично увлекательным.

Для того чтобы методически грамотно, эффективно использовать компьютерные технологии  на занятиях   нужны   методические пособия, различного рода разработки, позволяющие музыкальным руководителям успешно применять их на практике. На музыкальных занятияхактивно используются дидактический материал в форме музыкальных роликов и презентацийпо методике Т.А.Боровик «Комплексное развитие детей». Цель которой: развитие метроритмического чувства и навыков сольфеджированияу детей, т.е. восприятие и воспроизведение звуковысотного и ритмического движения.

Так по развитию ритмического чувства используются разработки направленные на развитие музыкальных способностей (ритмического слуха, ритмодекламации). Например, «Рыбки», рассчитана на самое первое знакомство с метроритмическими формулами. Занимательным фактом является то, что ритмоформулыоформлены в виде детских картинок – что является игровым и познавательным моментом. (Большие рыбки – долгие звуки, короткие - маленькие, получается такой своеобразный рисунок.)В зависимости от возраста  можно усложнять задания так в подготовительной группе можно использовать более сложные ритмоформулы. Также можно предлагать детям придумывать интересный сюжет с героями данных картинок, вступать с детьми в диалог. В конце занятий вы можете попросить ребят найти, нарисовать иллюстрации  в которых будут присутствовать ритмические рисунки. Данные приемы могут быть полезными воспитателям при работе с поэтическим текстом и  с движением. Так же данные приемы могут использовать  инструктора по физической культуре при проведении физминуток.

Следующим этапом освоения ритмоформул служат видеоролики в форме ритмических рисунков совместно с музыкальным сопровождением. Эти задания очень мобильны, детям некогда отвлекаться, ведь им нужно успеть не только правильно прохлопать ритмический рисунок, но еще и попасть в музыку.

Таким образом, музыкальный руководитель, умело, эффективно владеющий музыкально компьютерными технологиями, имеет другой, новый подход к музыкальным занятиям, к организации своей деятельности в целом.

Планирование работы и глубоко продуманный выбор учебного материала являются важнейшими факторами, способствующими правильной организации  учебного процесса. Активное использование музыкально-компьютерных технологий  в образовательном процессе позволяет:

- расширить сферу самостоятельной  деятельности воспитанников за счет возможности организации разнообразных видов деятельности;

- индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения путем самостоятельного выбора режима учебной деятельности и организации форм обучения;

- повысить мотивацию, творческую активность за счет визуализации, управления изучаемыми объектами, возможности самостоятельного выбора форм и методов обучения, активного использования игровых ситуаций.

Развитие способности интегрировать предлагаемые инновации в своей профессиональной деятельности позволит музыкальному руководителю повысить эффективность образовательного процесса, приблизить его содержание к требованиям  современного информационного общества.

Библиографический список

  1. Бергер Н. Музыкальная грамотность и компьютер//Телекоммуникации, математика и информатика - исследования и инновации. - Вып. 6. - СПб., 2002г.- 303 с.
  2. Выготский Л. С. Воображение и творчество  в детском возрасте: Психологический очерк.– 2-е изд. – М. : Просвещение, 1991. – 93 с.
  3. Глазырин Р.Ф. Информационные технологии  в художественном образовании: материалы международной научно-практической конференции «Информационные технологии в художественном образовании». - Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2007. - 194 с
  4. Горбунова И. Об основных направлениях деятельности учебно-методической лаборатории "Музыкально-компьютерные технологии"// Современное музыкальное образование 2003г. -129с.
  5. Затямина Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-методич. пособие. -2-е изд., стереотип. – м.: Глобус, 2008. -170с.
  6. Петрушин В.И. Музыкальная психология: учебн. пособие для студентов и преподавателей. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1997. -348. -67 с.
  7. Тагильцева Н.Г. Актуальные проблемы современного музыкального и художественного образования детей и юношества: сб. науч. трудов. - Екатеринбург, 2009-163 с.
  8. Красильников И.М. О творческой модернизации музыкального образования и музыкальной деятельности детей, как основной цели образовательной политики отдела компьютерной музыки московской Школы искусств имени М.А.Балакирева.
  9. http:// ART-EDUCATION.RU/AVTOREFERATY/ATON