Методические разработки по обучению артикуляции английских гласных звуков в рамках практического курса английского языка для начальной школы

Разделы: Иностранные языки, Начальная школа


Задача: разработка серии уроков обучения артикуляции английских гласных.

Цель: аппроксимированное произношение учениками гласных звуков.

Класс: 2 (первый год обучения английскому языку).

В соответствии с возрастными особенностями учащихся, а также с их психологическими и физиологическими особенностями, целесообразно начинать обучение произносительному навыку с чисто акустического подхода, то есть с непродолжительного вводного курса, в течение которого учащиеся бы слушали речь учителя, а также аудиозаписи, учились бы воспринимать иноязычную речь на слух, познакомились бы с базовой лексикой, привыкали бы к осознанию того, что они становятся частью другой, отличной от их собственной, культуры. Продолжительность вводного курса - 1 четверть.

Плюсы такого вводного курса:

  • постепенное погружение в предмет "английский язык"
  • знакомство с английской речью
  • развитие памяти и мышления
  • развитие устной речи
  • развитие слухового аппарата

Упражнения:

I. Для того, чтобы разговаривать на английском языке, нужно уметь представить себя, поздороваться и спросить, как дела у твоего друга.

Назвать свое имя ты можешь по-разному:

I am ............ .                                             

My name is ................ .

Скажи по-английски, как тебя зовут. Используй оба варианта.

*Так, на первом же уроке учащиеся узнают, что буква Aa может давать два звука [æ] и [eɪ], но они этого не осознают, а имитативно повторяют эти звуки за учителем.

Дальнейшая отработка этих звуков может осуществляться на фонетической зарядке, которая проводится либо в начале урока (чтобы погрузить учащихся в языковую атмосферу), либо в середине урока (перед отработкой новой лексики).

Так, на фонетической зарядке можно использовать следующие упражнения:

1. Хлопни, когда услышишь звук [eɪ] (упражнение на активное слушание):

cat, dog, name, rain, step, Kate, late, man, say, go, train, stay, away, baby, bag.

Хлопни, когда услышишь звук [æ]

Bad, try, bed, sad, lay, dad, mad, came, white, boy, man, train, black, cat, hen.

2. Прочитай пары слов (упражнение на воспроизведение):

am - name
cat - cake
bag - bake
tag - take
lad - late

3. Повтори за учителем, а потом выучи наизусть (упражнение как на слушание, так и на воспроизведение):

[eɪ]
Jump and play,
Jump and play!
This is the way
To be happy and gay!

[æ]
My cat is black,
My cat is fat.
I like my cat -
It is my pet.

II. А теперь научись здороваться. Прослушай диалог между двумя друзьями и повтори его за диктором.

- Hi, Nick!

- Hello, Pete.

- How are you?

- Fine. Thank you. And how are you?

- I'm OK. Thank you.

* Так, учащиеся знакомятся с буквой Ii и видят, что она читается по-разному: как [aɪ] -  в слове "Hi" и как [ɪ] - в слове "Nick". Однако, как и в случае с буквой Aa, они не понимают, от чего это зависит, и имитативно повторяют звуки за диктором и за учителем.

А теперь поприветствуй своего друга и спроси, как у него дела.

(Благодаря этому заданию учащиеся отрабатывают произнесение звуков, а учитель в это время слушает их, и если необходимо, корректирует их произношение).

Звуки [aɪ] и [ɪ] так же можно отрабатывать на фонетической зарядке, используя аналогичные упражнения:

1. Хлопни, когда услышишь звук [aɪ] (упражнение на активное слушание):

bite, luck, stay, line, nine, fine, stick, brick, ride, road, kiss, pig, life.

Хлопни, когда услышишь звук [ɪ]

lips, line, stay, go, pig, Tim, time, think, big, black, stick, link, drink, five, disc

2. Прочитай пары слов (упражнение на воспроизведение):

bit - bite
lips - like
Nil - Nine
Nick - nice
film - fine

3. Повтори за учителем, а потом выучи наизусть (упражнение как на слушание, так и на воспроизведение):

[aɪ]
Good night! Sleep tight!
Wake up right.
In the morning light -
To do what's right
With all your might.
Good night! Good night!

[ɪ]
His pretty sister
Lives in this little village.

Гласные звуки отрабатываются не только на фонетической зарядке, где это происходит осознанно, но и в течение всего урока во время обучения говорению и чтению, где это происходит неосознанно.

Начиная со второй четверти, учителю необходимо знакомить детей с теоретическими основами английского языка, в частности и с особенностями произношения. Один из удобных способов обучения звукам, в частности гласным, – это алфавитное представление букв и способов их произнесения, как изолированно (то есть непосредственно в алфавите), так и в окружении других звуков.

Буква Aa

Буква Aa в алфавите читается, как [eɪ]. Точно также она читается в таких словах, как name, lake, cake.

Обрати внимание на букву "e" в конце слова. Если ее нет, и слово заканчивается на согласную букву, то буква Aa будет читаться, как [æ] в таких словах, как cat, bag, flag.

  • Примечание 1: Понятие открытого и закрытого типа слога будет слишком сложным для объяснения на первом же уроке, а такая деталь как буква "е" на конце слова большинство, наверняка, сможет запомнить. Так, в их памяти останется показатель изменения произнесения гласных. Типы слога можно ввести позднее.
  • Примечание 2: Буквенные сочетания, которые также образуют звук [eɪ], а также все остальные буквенные сочетания я бы вводила в третьей четверти, так как необходимо учитывать принцип доступности и посильности, то есть соблюдать правило "от простого к сложному". Однако стоит помнить о том, что здесь создается определенная трудность для учителя, которому придется тщательно отбирать лексику для своих уроков.

Дальнейшая отработка звуков:

1. Посмотри на картинки и скажи, что ты видишь. Слова под картинками тебе в этом помогут.

lake
cake
name

Какой звук ты произносишь? Почему?

Повтори эти и другие слова со звуком [eɪ] за диктором.

2. Посмотри на картинки и скажи, что ты видишь. Слова под картинками тебе в этом помогут.

cat
bag
flag

Какой звук ты произносишь? Почему?

Повтори эти слова и другие слова со звуком [æ] за диктором.

3. Прочитай сначала слова со звуком [eɪ], а потом слова со звуком [æ].

cat, take, black, lake, make, cake, bag, sad, dad, name, flag, Kate, map, can, late, base, bad, man, grape, have, has, plate, plane, and, hat, face, crane

4. Прочитай эти слова:

[eɪ] take cake plane crane name face make
[æ] bad dad sad flag map can man

5. Послушай эти предложения и повтори их за диктором. Напиши над каждым словом, какой именно звук ты произносишь.

A black cat has a name.
Dad has a plate.
Kate makes a cake.
A man has a map.
A man takes a flag.

Буква Ii

Буква Ii может читаться по-разному.

В алфавите буква Ii читается как [aɪ]. Также она читается в таких словах, как bike, five, line

А в таких словах, как pig, kiss, ship  на конце слова есть согласная буква, значит буква Ii  в них будет читаться как [ɪ].

1. Посмотри на картинки и скажи, что ты видишь. Слова под картинками тебе в этом помогут.

bike
five
line

Какой звук ты произносишь? Почему?

Повтори эти слова и другие слова со звуком [aɪ] за диктором.

2. Посмотри на картинки и скажи, что ты видишь. Слова под картинками тебе в этом помогут.

kiss
pig
ship

Какой звук ты произносишь? Почему?

Повтори эти слова и другие слова со звуком [ɪ] за диктором.

3. Прочитай сначала слова со звуком [aɪ], а потом слова со звуком [ɪ].

kiss, like, lips, pig, ride, ship, bike, line, I, five, pink, mile, nice, Tim, fine, film, nine, six, sit, think, big, is, in, it, swim

4. Послушай эти предложения и повтори их за диктором. Напиши над каждым словом, какой именно звук ты произносишь.

I like cats.
Tim ride a bike.
Meg likes films.
The cat is nice.
Ben likes pink pigs.

В третьей четверти учащиеся овладеют буквенными сочетаниями, которые передаются оставшиеся гласные звуки, а также узнают о таких особенностях произносительного навыка, которые находятся в зависимости от фонетического окружения, от длины слова.

После того, как учащиеся будут знать все возможные комбинации букв и понимать, какие именно звуки они передают, учитель может заучивать с ними различные рифмовки, стихотворения и песенки, например:

What's the matter?
I'm cold. I'm cold.
What's the matter?
I'm cold. I'm cold.
What's the matter?
I'm cold. I'm cold.
I'm very, very cold. I'm very, very cold.
What's the matter?
He's sad. He's sad.
What's the matter?
He's sad. He's sad.
What's the matter?
He's sad. He's sad.
He's very, very sad. He's very, very sad.
What's the matter?
She's tired. She's tired.
What's the matter?
She's tired. She's tired.
What's the matter?
She's tired. She's tired.
She's very, very tired. She's very, very tired.
What's the matter?
We're hot. We're hot.
What's the matter?
We're hot. We're hot.
What's the matter?
We're hot. We're hot.
We're very, very hot. We're very, very hot.
What's the matter?
They're sick. They're thick.
What's the matter?
They're sick. They're thick.
What's the matter?
They're sick. They're thick.
They're very, very thick. They're very, very thick.

С точки зрения обучения фонетике эта песенка является очень полезным упражнением, поскольку в ней отрабатывается очень много гласных звуков, среди которых [ɒ], [æ], [ɜʊ], [e], [aɪ], [ɪ], [ɪ:], [eɪ], при чем все они повторяются несколько раз, а, как известно, чем больше практики, тем лучше будет закреплен навык. Данную песенку стоит разучивать после овладения всеми звуками, которые в ней отрабатываются.

Подобные песенки можно разучивать и раньше, но тогда заучивание наизусть будет основано только на имитации, следовательно, чисто на акустическом подходе.

Дифференцированный же подход предполагает осознанное обучение учащихся, которое предполагает работу не только памяти, но и мышления, а также учитывает принцип активности, а именно внутреннюю активность речемыслительной деятельности учащихся.

Таким образом, данная последовательность обучения артикуляции гласных звуков учитывает возрастные и психологические особенности учащихся, а также обеспечивает прочное запоминание за счет повторения ранее изученных звуков при знакомстве с новыми звуками, при этом обеспечивает мотивацию при помощи использования наглядности и рифмовок, которые несут в себе элемент игровой деятельности. Учет всех перечисленных особенностей обеспечивает эффективное обучение артикуляции гласных звуков, которое станет прочной базой для дальнейшего овладения фонетическим навыком. Так, данные методические разработки не противоречат уже существующим УМК, но могут стать методически обоснованным дополнением.