Урок по теме "Орфоэпия". 10-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 10


Единица содержания: способ подготовки к выполнению задания № 4 ЕГЭ (орфоэпическая грамотность).

Цель:

обучающий аспект:

  • Знать правильное произношение (правильное ударение) сложных с точки зрения орфоэпии слов (познавательные УУД);
  • знать и уметь применять способ подготовки для выполнения задания 4 ЕГЭ (познавательные УУД);
  • уметь использовать сложные с точки зрения орфоэпии слова в самостоятельно составленном тексте (познавательные УУД);

развивающий аспект:

  • развивать умение самостоятельно ставить цели, планировать, контролировать и оценивать свою деятельность (регулятивные УУД);
  • развивать логическое мышление при  составлении связных лингвистических текстов (познавательные УУД);
  • развивать умение сотрудничать в группе (коммуникативные УУД);
  • развивать умение организовывать свою деятельность при подготовке к выполнению заданий ЕГЭ (регулятивные УУД);

воспитывающий аспект:

  • воспитывать интерес к истории и культуре родного языка (личностные УУД).

Тип урока: урок обобщения и  систематизации знаний.

Этапы урока:

  • подготовка к активной учебно-познавательной деятельности,
  • обобщение и систематизация знаний,
  • итог на рефлексивной основе
  • домашнее задание

Результаты тестирования в формате ЕГЭ (задание №4)

Фамилия, имя

Баллы

Отметка

10 (2 группа)

1. Андрей

19 (опломбировАть)

5

2. Диана

 

 

3. Валерия

 

 

4. Ксения

 

 

5. Александр

18 ( углубИть)

5

6. Анастасия

20

5

7. Вера

19 (избалОванный)

5

8. Александр

 

 

9. Анастасия

19 (оглЯнется)

5

10. Анастасия

19 (оглЯнется)

5

11. Юрий

19 (оглЯнется)

5

12. Данила

18 (оглЯнется)

5

10 (1 группа)

Саша

20

5

Екатерина

16 (плодоносИть, избалОванный, опломбировАть)

4

Варвара

18 (оглЯнется)

5

Никита

20

5

Екатерина

19 (оглЯнется)

5

Никита

19 (плодоносИть)

5

Екатерина

16 (баловАть, плодоносИть, прозорлИва, оглЯнется)

4

Ольга

18 (оглЯнется, плодоносИть).

5

На основании диагностики, проведенной в начале учебного года, ученики разделены на 2 уровня усвоения материала – высокий и повышенный.

Способ подготовки  к выполнению задания № 4 ЕГЭ

  • Составить свой личный орфоэпический словарь (он будет состоять из слов, в которых чаще всего допускаются ошибки).
  • Систематически в течение года проговаривать вслух слова, особенно трудные для меня.
  • Систематически выполнять варианты тестовых заданий ЕГЭ по данной теме, выделяя все слова,  в которых допущена ошибка, и выписывая их в свой орфоэпический словарь.

Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности - 7 минут

Задача: актуализация знаний и умений, обеспечение мотивации, принятия цели, готовности к активной учебно-познавательной деятельности.
Метод: /репродуктивный, продуктивный/.
Форма работы: парная.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организует и проводит орфоэпическую разминку (по карточкам «Ударника») в игровой форме. Предлагает записать слова, в произношении которых были ошибки, в свой личный орфоэпический словарь.

2. Предлагает сформулировать тему и цели урока (знать и уметь применять способ подготовки для выполнения задания 4 ЕГЭ).

3. Информирует о домашнем задании:
- используя слова из личного орфоэпического словаря,  записанные на этом уроке, составить (на выбор):

  1. предложение (я);
  2. связный текст.

1. Работают в паре, проговаривая вслух слова, трудные для произношения, проверяют правильность произношения по образцу на карточках «Ударника». Записывают слова, в произношении которых ошиблись, в свой личный орфоэпический словарь.

2. Формулируют тему и цели урока.

3. Записывают домашнее задание.

Обобщение и систематизация знаний - 33 мин.

Задача: обеспечить самостоятельное выполнение заданий,  применение способов действий на уровне обобщения и систематизации.
Метод: репродуктивный, продуктивный.
Форма работы: индивидуальная, парная, групповая.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организует работу в парах (раздает индивидуальные задания по орфоэпии, объясняет, как будет организована работа и последующая проверка в парах, объясняет критерии оценивания работы)

Критерии оценивания письменной работы:
без ошибок - 2 балла
1 ошибка - 1 балл
более 1 ошибки - 0 баллов

2. Предлагает записать слова, в которых были допущены ошибки при постановке ударения, в свой личный орфоэпический словарь.

3. Организует групповую работу.
Распределяет роли учеников внутри группы в соответствии со степенью освоения лингвистического материала, объясняет критерии оценивания групповой работы, основанных на критериальном оценивании сочинений ЕГЭ по русскому языку (критерий 6 - речь)

Критерии оценивания текста:

А: правильность постановки ударения при произношении (нет ошибок - 2 балла, 1 ошибка - 1 балл, более 1 ошибки - 0 баллов)  - оценивают учащиеся

Б: точность выражения мысли, разнообразие грамматического строя речи - 2 балла,
разнообразие грамматического строя речи, но есть нарушения точности выражения мысли - 1 балл,
бедность словаря и однообразие грамматического строя речи - 0 баллов - оценивает учитель

4. Организует активное слушание при представлении результатов.
Оценивает текст каждой группы по критерию Б.

5. Предлагает записать слова, в которых были допущены ошибки при постановке ударения, в свой личный орфоэпический словарь.

1 пара - Андрей - Саша;
2 пара - Диана - Вера;
3 пара - Лера-Ксения;
4 пара - Настя - Саша;
5 пара - Настя - Данила;
6 пара - Юра - Настя

1. Выполняют индивидуальное письменное задание по орфоэпии, по очереди проверяют работу друг у друга по предложенному учителем ключу, выставляют баллы по критериям.

2. Записывают слова, в которых были допущены ошибки при постановке ударения, в свой личный орфоэпический словарь.
1 группа  - Андрей, Диана, Александр,Александр
2 группа - Валерия, Вера, Анастасия, Данила
3 группа - Анастасия, Ксения, Анастасия, Юрий.

3. Работают в группах над дифференцированными лингвистическими заданиями:
а) Выбрать из списка предложенных слов (трудных для произношения) такие, которые могут быть объединены общим лексическим значением;
б) Расставить в выбранных словах ударения;
в) Договориться о тематике и идейном содержании будущего текста;
г) Каждому в группе составить одно предложение для общего текста, используя одно (несколько) слов из выбранной группы слов;
д) Записать получившийся текст;
е) Выбрать выступающего и прочитать получившийся текст.
Представители каждой группы выступают с результатами индивидуально-коллективной деятельности.
Оценивание:

4. Группы оценивают (по цепочке) текст по критерию А, добавляют оценку учителя по критерию Б,  выставляют общий балл за работу группы.

5. Записывают слова, в которых были допущены ошибки при постановке ударения, в свой личный орфоэпический словарь.

Итог на рефлексивной основе - 5 мин.

Задача: обеспечить анализ, оценку собственной деятельности каждым обучающимся с учетом поставленных в начале урока целей, получение обучающимися информации о реальных образовательных результатах, определение личной комфортности обучающихся на уроке,
выражение степени удовлетворенности индивидуальной и совместной учебной деятельностью и мотивация к ее дальнейшему продолжению.
Метод: репродуктивный, продуктивный.
Форма работы: индивидуальная, фронтальная.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Повторяет с детьми и визуализирует на слайде Способ подготовки к выполнению задания 4 ЕГЭ (орфоэпические нормы).

2. Организует итоговое оценивание по количеству набранных за урок баллов.

3. Предлагает зачитать свой орфоэпический словарик, получившийся в ходе урока; выбрать вариант домашнего задания и объяснить свой выбор.

1. Проговаривают способ подготовки к выполнению задания 4 ЕГЭ (орфоэпические нормы)

Выставляют отметку по количеству набранных за урок баллов по шкале:
5-6 баллов - «5»
3-4 балла - «4»
1-2 балла - «3»

Зачитывают словарик, оценивают готовность к выполнению домашнего задания, задают при необходимости уточняющие вопросы.

Приложения:
- презентация к уроку
- игра «Ударник»
- набор предложений для парной работы
- набор слов для групповой работы

Предложения для парной работы

Карточка №1. Расставьте ударения в выделенных словах.

  1. Груз, поделенный на двоих, вдвое легче.
  2. Подняв чемодан, положите его на транспортер.
  3. Эксперт, понявший свою задачу, начал действовать.
  4. Железнодорожный состав прибыл на станцию вовремя.

Карточка №1 (ключ). Расставьте ударения в выделенных словах.

  1. Груз, поделЁнный на двоих, вдвое легче.
  2. ПоднЯв чемодан, положИте его на транспортер.
  3. ЭкспЕрт, понЯвший свою задачу, нАчал действовать.
  4. Железнодорожный состав прИбыл на станцию вовремя.

Карточка №2. Расставьте ударения в выделенных словах.

  1. Шофер высадил пассажира через квартал.
  2. Новый дом пока еще не заселен.
  3. Дверь в подъезд заперта.
  4. Ты включишь свет на лестничной площадке?

Карточка №2 (ключ). Расставьте ударения в выделенных словах. 

  1. ШофЁр высадил пассажира через квартАл.
  2. Новый дом еще не заселЁн.
  3. Дверь в подъезд запертА.
  4. Ты включИшь свет на лестничной площадке?

Карточка №3. Расставьте ударения в выделенных словах.

  1. Интересных лекторов слушать приятнее.
  2. Аудитория собралась.
  3. Так повелось исстари.
  4. Путь наверх всегда тернист.

Карточка №3 (ключ). Расставьте ударения в выделенных словах. 

  1. Интересных лЕкторов слушать приятнее.
  2. Аудитория собралАсь.
  3. Так повелось Исстари.
  4. Путь навЕрх всегда труден.

Карточка №4. Расставьте ударения в выделенных словах.

  1. Наша цель – углубить знания.
  2. На покупку квартиры нужны средства.
  3. Фирма успешно занимается оптовыми поставками.
  4. Груз следует опломбировать.

Карточка №4 (ключ). Расставьте ударения в выделенных словах.

  1. Наша цель – углубИть знания.
  2. На покупку квартиры нужны срЕдства.
  3. Фирма занимается оптОвыми поставками.
  4. Груз следует опломбировАть.

Карточка №5. Расставьте ударения в выделенных словах.

  1. Контейнер следует наполнить доверху.
  2. В переговорах достигнута договоренность.
  3. Не понимаю того, кто сорит деньгами.
  4. Вам помогут составить ходатайство.

Карточка № 5 (ключ). Расставьте ударения в выделенных словах.

  1. Контейнер следует наполнить дОверху.
  2. В переговорах достигнута договорЁнность.
  3. Не понимаю того, кто сорИт деньгАми.
  4. Вам помогут составить ходАтайство.

Карточка № 6. Расставьте ударения в выделенных словах.

  1. Алфавитный порядок облегчит поиск.
  2. Помощь прибыла тотчас.
  3. Аэропорты закрыты ввиду сильных снегопадов.
  4. От нежности щемит сердце. 

Карточка № 6 (ключ). Расставьте ударения в выделенных словах.

  1. Алфавитный порядок облегчИт поиск.
  2. Помощь прибылА тотчас.
  3. АэропОрты закрыты ввиду сильных снегопадов.
  4. От нежности щемИт сердце.

Карточка №7. Расставьте ударения в выделенных словах.

  1. Это мой давнишний знакомый.
  2. Он занял директорское кресло и стал занятым человеком.
  3. Главное, вовремя заключить договоры.
  4. Семья окружит вниманием и заботой.

Карточка №7 (ключ). Расставьте ударения в выделенных словах. 

  1. Это мой давнИшний знакомый.
  2. Он зАнял директорское кресло и стал занятЫм человеком.
  3. Главное, вовремя заключить договОры.
  4. Семья окружИт вниманием и заботой.

Карточка №8. Расставьте ударения в выделенных словах.

  1. Фирма брала на работу бухгалтеров.
  2. Стало немного завидно.
  3. Мы включим вас в список претендентов.
  4. Ознакомьтесь с нашим новым каталогом.

Карточка №8 (ключ). Расставьте ударения в выделенных словах.

  1. Фирма бралА на работу бухгАлтеров.
  2. Стало немного завИдно.
  3. Не огорчайтесь, мы включИм вас в список претендентов.
  4. Ознакомьтесь с нашим каталОгом.

Карточка № 9. Расставьте ударения в выделенных словах.

  1. Молодая яблоня начала плодоносить.
  2. Воду можно черпать из колодца.
  3. Кажется, полное ведро на цепочке весит нее менее центнера.
  4. Наросты на стволе хорошо бы удалить.

Карточка №9 (ключ). Расставьте ударения в выделенных словах.

  1. Молодая яблоня началА плодоносИть.
  2. Воду можно чЕрпать из колодца.
  3. Кажется, полное ведро на цепОчке весит не менее цЕнтнера.
  4. НарОсты на стволе хорошо бы удалить.

Карточка №10. Расставьте ударения в выделенных словах.

  1. Друзья при встрече обнялись.
  2. Неужели жизнь прожита?
  3. В детстве хотелось убыстрить время.
  4. Добрая память облегчит расставание.

Карточка №10 (ключ). Расставьте ударения в выделенных словах.

  1. Друзья при встрече обнялИсь.
  2. Неужели жизнь прожитА?
  3. В детстве хотелось убыстрИть время.
  4. Добрая память облегчИт расставание.

Карточка № 11. Расставьте ударения в выделенных словах. 

  1. Начавшись вовремя, собрание завершилось поздно вечером.
  2. Как хорошо вернуться домой засветло!
  3. Конечно, можно принудить к его выполнению.
  4. Создана новая компания.

Карточка № 11 (ключ). Расставьте ударения в выделенных словах. 

  1. НачАвшись вовремя, собрание завершилось поздно вечером.
  2. Хорошо бы вернуться домой зАсветло.
  3. Конечно, можно принУдить к его выполнению.
  4. СозданА новая компания.

Карточка № 12. Расставьте ударения в выделенных словах.

  1. Кажется, весна кралась потихоньку, гнала зиму, но ворвалась неожиданно.
  2. Балуясь, резвятся младшие школьники.
  3. Ненадолго забыли об экзаменах.
  4. Все понимают значимость момента.

Карточка №12 (ключ). Расставьте ударения в выделенных словах. 

  1. Кажется, весна крАлась потихоньку, гналА зиму, но ворвалАсь неожиданно.
  2. БалУясь, резвятся младшие школьники.
  3. НенадОлго забыли об экзаменах.
  4. Все понимают знАчимость момента.

Карточка № 13. Расставьте ударения в выделенных словах.

  1. Зал сверху донизу украшен гирляндами.
  2. Мозаичные окна ярко сверкают.
  3. Торты заказаны.
  4. Для выступления нужны белые банты, скоро директор вручит аттестаты.

Карточка №13 (ключ). Расставьте ударения в выделенных словах. 

  1. Зал сверху дОнизу украшен гирляндами.
  2. МозаИчные окна ярко сверкают.
  3. ТОрты заказаны.
  4. Для выступления нужны белые бАнты, скоро директор вручИт аттестаты.

Групповая работа

1 группа (Андрей, Диана, Александр, Александр)

Знамение, зимовщик, засветло, заиндеветь, вероисповедание, кладовая, донизу, ненадолго, обнял, христианин, иконопись, вечеря

Задание работы в группе:

а) выбрать из списка предложенных слов (трудных для произношения) такие, которые могут быть объединены общим лексическим значением;

б) расставить в выбранных словах ударения;

в) договориться о тематике и идейном содержании будущего текста;

г) каждому в группе составить одно предложение для общего текста, используя одно (несколько) слов из предложенного орфоэпического словаря;

д) записать получившийся текст;

е) выбрать выступающего и прочитать получившийся текст.

ЗнаАмение, зимОвщик, зАсветло, заИндеветь, вероисповЕдание, кладовАя, дОнизу, ненадОлго, Обнял, христианИн, Иконопись, вЕчеря.

2 группа (Валерия, Вера, Анастасия, Данила)

Недуг, запломбированный, кровоточить, снадобье, облегчить, знахарка, диспансер, давнишний, шарфов, пуловер, банты, избалованный

а) выбрать из списка предложенных слов (трудных для произношения) такие, которые могут объединены быть общим лексическим значением;

б) расставить в выбранных словах ударения;

в) договориться о тематике и идейном содержании будущего текста;

г) каждому в группе составить одно предложение для общего текста, используя одно (несколько) слов из предложенного орфоэпического словаря;

д) записать получившийся текст;

е) выбрать выступающего и прочитать получившийся текст.

недУг, запломбирОванный, кровоточИть, снАдобье, облегчИть, знАхарка, диспансЕр, давнИшний, шАрфов, пулОвер, бАнты, избалОванный

3 группа (Анастасия, Ксения, Анастасия, Юрий)

плесневеть, щавель, кухонный, включишь, кулинария, тефтели, бармен, мозаичный, повторенный, поделенный, мизерный, асимметрия

Задание работы в группе:

а) выбрать из списка предложенных слов (трудных для произношения) такие, которые могут быть объединены общим лексическим значением;

б) расставить в выбранных словах ударения;

в) договориться о тематике и идейном содержании будущего текста;

г) каждому в группе составить одно предложение для общего текста, используя одно (несколько) слов из предложенного орфоэпического словаря;

д) записать получившийся текст;

е) выбрать выступающего и прочитать получившийся текст.

плЕсневеть, щавЕль, кУхонный, включИшь, кулинАрия, тЕфтели, бАрмен, мозаИчный, повторЁнный, поделЁнный, мизЕрный, асимметрИя