Занятие по духовно-нравственному воспитанию воспитанников детского дома. Тема "Не такие как все"

Разделы: Внеклассная работа


Возраст

13-17 лет

Цель

формировать адекватное представление о жизнедеятельности  ОЛ (временных, материальных, и психических затрат)

Задачи:

- воспитывать гуманизм, готовность в любой момент прийти на помощь нуждающемуся в ней человеку с ОВЗ;
- создать благоприятную психологическую среду, преодоление психологического дискомфорта в общении с людьми ОВЗ;
- формировать способность к эмпатии, понимании и уважении позиции человека с ОВЗ;

Планируемые результаты:

Личностные:
- умеют объяснить, с какими переживаниями сталкиваются ОЛ;
- осмысление и ПРОЖИВАНИЕ трудностей в быту через выполнения действий и операции в условиях ограниченных возможностей организма.

Метапредметные:

Познавательные
- сравнивают затрачиваемое время на определенное выполнение какого-то действия.
- оценивают материальные затраты здорового человека и человека с ОВЗ.

Коммуникативные
- анализируют эмоциональные переживания;
- выражают свои мысли и чувства по поводу возникающих у людей с ОВЗ трудностей.
- рассказать об эмоциях людей с ограниченными возможностями; 

Регулятивные
- умеют рассказать о ежедневных бытовых трудностях людей с ОВЗ;
- предложить идеи для интегрирования людей с ограниченными возможностями в общество;
- высказать свое отношение к людям с ограниченными возможностями.

Межпредметные связи:

Технология: Мастерская ценностных ориентаций.

Принципы работы в мастерской:

  1. Право каждого на ошибку.
  2. Безоценочная деятельность.
  3. Диалог.
  4. Сотрудничество, отсутствие соперничества.
  5. Предоставление высказаться каждому воспитаннику.

Формы работы:

«Игра-драматизация»

ИКТ

«Работа в парах»

 

I этап. Мотивация к деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

I. Индуктор.
Организация деятельности воспитанников по формулированию темы занятия.
Выход на тему

Просмотр фильма, где звучит песня С.Копыловой «Калека».
- Какие чувства вы испытывали при просмотре и прослушивании?
- Как вы думаете, о чем или о ком пойдет речь на нашем занятии?
- Тема нашего занятия звучит так «Не такие как все».
- Кто такие люди с ОВЗ и в чем они нуждаются, нам предстоит ответить на эти вопросы.

Дети смотрят подготовленный ролик воспитателем.

Ответы детей.

Формулируют тему занятия.

II этап. Познавательная деятельность

 

Самоконструкция.
Организация самостоятельной деятельности воспитанников

- Подумайте и попробуйте дать определение «люди с особыми возможностями» это -….
- Давайте обратимся к определению, кого называют «человек с ограниченными возможностями здоровья»
На доске понятие ««лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты».

Пытаются дать определение.

Работа с интерактивной доской.

Дети самостоятельно читают про себя определение.
Один воспитанник вслух читает определение еще раз.

Социоконструкция По желанию приглашаются два воспитанника, которым завяжем глаза и два воспитанника, которые здоровые, им необходимо выполнить одинаковые задания (воспитатель засекает время)
Задание 1.
- Подойти к столу, взять ручку, на листе написать своё имя.
Задание 2.
- На доске нарисовать свой дом с крышей, с окнами и дверями.
Задание 3.
- По команде сделать шаг вправо, два шага вперед, шаг влево, шаг назад, присесть, повернуться вокруг себя.
Задание 4.
- Посмотреть в окно и рассказать о том, что видишь.
(Воспитатель озвучивает потраченное время для тех, кто выполнял роль слепых, и тем, кто здоровы)
Воспитанники выполняют задания.
Социализация

- Какие трудности вы испытывали при выполнении заданий?
- Что вы чувствовали, о чём думали, когда у вас были завязаны глаза, руки?
- Почему вы не смогли некоторые из них выполнить?
- Сколько понадобилось времени выполнить задание каждому из вас? (людям с ОВЗ требуется больше времени, чем здоровым)
-Что вы чувствуете, когда видите таких людей?
- Накануне вы прожили утренний отрезок в роли людей с ограниченными возможностями
Как вы думаете, что испытывают ОЛ, сталкиваясь с ежедневными бытовыми проблемами?
- Существует ли способы, которые приблизят нас к пониманию ОЛ? (Такими приемами пользуются психологи, великие актеры, и когда сами попробуем вжиться, что вы и сделали)
- Как связана ситуация нашего эксперимента с жизнью?
- Какие уроки можно извлечь из этого эксперимента?

Ответы детей.
Развивают доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

 

 

Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, оформляют свои мысли в устной речи.

Самостоятельная работа.

Дополнительная информация

Воспитатель раздает детям листки с кратким описанием особых людей, но сумевших реализовать себя в жизни (у одного – описание одного человека) и говорит: После того как вы прочтете то, что написано на вашем листе, вы должны будете рассказать об этом как можно большему числу одногруппников в течение только 5 минут. Для этого вы можете свободно передвигаться по группе. Дети активно общаются, рассказывают друг другу. Воспитатель следит за временем.
Расширяют кругозор.
Участвуют в формировании умения слушать и слышать, ясно и четко излагать информацию.
  После окончания работы воспитатель проводит общий опрос с целью определить, насколько хорошо информированы воспитанники:
- Что вы узнали о Бетховене?
- Что смог добиться Маресьев?
- Кто такой Луи Брайль?
- Как работает Стивен Хокинг?
- Чем знаменит Эрик Вайхенмайер?
- Чему пришлось научиться Хелен Келлер?
- Был ли в реальной жизни Кристофер Рив суперменом?
- Как звали президента США, передвигавшегося в инвалидной коляске?
- Какая информация вызвала удивление?
Ответы детей.
Работа в парах - А теперь давайте разобьемся на пары. Вы должны будете ответить на вопрос.
- Что позволило этим людям реализовать себя?
После короткого совещания воспитатель собирает идеи воспитанников (по очереди, по одной идее от пары) и записывает их на доске.
Озвучивают свои идеи.
Знакомятся с мнениями остальных членов группы.

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

 

Социализация.
Импровизационное задание
Составление синквейна.
Правила.
Классический (строгий) дидактический синквейн строится так:
первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение;
вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;
третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы.
четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;
пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.
Соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных членов группы, представление промежуточного результата своего труда.
  Пример:
«Инвалид»
Сильный Стойкий
Страдает Болеет Живет
Общаюсь с таким человеком
Горжусь
Зачитывают свои синквейны.
Разрыв.
Кульминация мастерской
- А сейчас, ребята, я хочу зачитать вам письмо, которое было напечатано в одной газете. Его написала Маша С., послушайте его:
"Дорогая редакция! Меня зовут Маша. Мне 9 лет. Раньше все было хорошо. У меня было много друзей. Мы вместе играли, гуляли во дворе. Но 3 месяца назад я попала в аварию. Я долго пролежала в больнице. Сейчас меня выписали, но ходить я не могу и поэтому сижу дома. И никто из моих друзей не приходит. Родители купили мне коляску, чтобы я могла выезжать на улицу. Но, когда я появляюсь во дворе, ребята ко мне не подходят, не разговаривают. Мне очень одиноко! Посоветуйте, что мне делать?"
Вот такая ситуация возникла у Маши С.
Слушают воспитателя.

 

- А сейчас, ребята, я хочу зачитать вам письмо, которое было напечатано в одной газете. Его написала Маша С., послушайте его:
"Дорогая редакция! Меня зовут Маша. Мне 9 лет. Раньше все было хорошо. У меня было много друзей. Мы вместе играли, гуляли во дворе. Но 3 месяца назад я попала в аварию. Я долго пролежала в больнице. Сейчас меня выписали, но ходить я не могу и поэтому сижу дома. И никто из моих друзей не приходит. Родители купили мне коляску, чтобы я могла выезжать на улицу. Но, когда я появляюсь во дворе, ребята ко мне не подходят, не разговаривают. Мне очень одиноко! Посоветуйте, что мне делать?"
Вот такая ситуация возникла у Маши С.
- Я предлагаю вам ответить на письмо Маши. (на выполнение 3-4 мин.)
Зачитываем.

 

Письменная работа. Делают попытку выразить  поддержку девочке Маше.

VI этап. Контроль и оценка результатов деятельности

 

6. Рефлексия

- О чем вы задумались сегодня на занятии?
- Что удивило в сегодняшнем занятии?
- В чем возможно, испытали трудности?
- Как вы думаете, почему многие другие люди с такими же характеристиками остаются без образования и работы, проводят свою жизнь в стенах квартиры или в специальных интернатах? (Примерные ответы: родителям стыдно, родители не знают, что делать, школы и другие здания не приспособлены, учителя не могут уделить им достаточного внимания, другие люди пугаются и проявляют агрессию и т.п.)
- Я предлагаю вам выполнить домашнее задание: написать свои предложения, что можно сделать для того, чтобы люди со специальными возможностями смогли лучше реализовать себя в жизни.
- Спасибо за вашу работу, я надеюсь, что вы теперь будете смотреть на людей с особыми возможностями другими глазами.

Ответы детей.

 

 

Получают опыт эмоционально-чувственных переживаний.