Дифференцированный подход на уроках русского языка

Разделы: Русский язык


В настоящее время в России много внимания уделяется новой системы образования, которая ориентирована на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Эти изменения касаются всех предметов, в том числе и преподавания русского языка и литературы.

В наше время педагоги с учеными сходятся во мнении, что традиционные формы обучения устарели, а для того чтобы овладеть вниманием современных учащихся, надо их прежде всего удивить, заинтересовать, привлечь внимание. А сделать это сейчас совсем не просто. Особенно сейчас, когда введен стандарт образования ФГОС. Вот поэтому нам надо помочь каждому ученику ощутить свою причастность к предмету. В преподавании русского языка важное значение приобретает развитие интереса к предмету у каждого ребенка. Поэтому мы находимся в постоянном поиске. Как предупредить отставание «слабых» и добиться успеваемости каждого? Как заинтересовать класс и сделать обучение радостным? Это очень важные вопросы. Я считаю, что мы должны обратить внимание на индивидуальность ребенка.

Проработав в школе 30 лет, я поняла, что индивидуальным подходом в работе мы занимаемся, не задумываясь, постоянно, и это в обучении важно, потому что мы знаем, что нет одинаковых  детей, также нет и одинаковых учащихся, которые одинаковы были бы в обучении. Один ребенок быстро понимает объяснение учителя, а другому потребуются больше времени, чтобы прийти к пониманию данной темы.

На своих уроках я уделяю внимание каждому ученику и считаю, что обучение на уроках русского языка должно строиться с учетом необходимости формирования у учащихся различных коммуникативных умений и навыков: умений понять тему сообщения, логику развития мысли, извлечь нужную информацию, проникнуть в смысл высказывания.

Поэтому учителю надо хорошо знать своих учеников, дать им возможность проявить свою индивидуальность, творчество, избавить их от чувства страха и вселить в них веру в свои силы. Учитель к каждому уроку должен подбирать необходимый и интересный материал. Это могут быть  карточки индивидуального опроса, разные тексты художественных произведений для анализа, проведения творческих работ, карточки для индивидуальной работы, сочинения-миниатюры, изложения-миниатюры и другие виды работ.

Когда  готовишьсь к уроку, то необходимо учитывать психологию, потенциальные возможности каждого ученика, стараться находить и реализовать на уроках русского языка такие приемы, которые дадут ребятам ощущение самостоятельности, активного и творческого участия в процессе изучения предмета. Домашние задание я также задаю различной сложности. Более «сильным» ученикам даются творческие задания, а ученикам из «слабых» групп даются типовые задания, выполненные на уроке.

Цель работы учителя – это обучить каждого ученика. Достичь цели «помогает дифференцированный подход к обучению, а решающую роль играет разграничение заданий по степени сложности, по степени самостоятельности учащихся при выполнении упражнений». Одна из серьезных проблем сегодняшней школы – падение интереса учащихся к русскому языку и, как следует, снижение грамотности, культуры, неумение правильно, логично выразить свою мысль. Мы часто слышим по телевидению и радио, как неправильно произносятся слова, а в газетах и журналах можно увидеть орфографические и пунктуационные ошибки. Нужно над этим работать еще в школе. Дифференцированный подход позволяет в условиях классно-урочной системы реализовать творческие возможности всех учащихся, потому что дает возможность «сильным» учащимся быстрее и глубже продвигаться в образовании, «слабым» дает возможность испытывать учебный успех, повышает уровень мотивации в сильных группах.

Ведь дифференцированным обучением педагоги называют динамическую систему классной, групповой и индивидуальной работы с учащимися. Использование этой системы предполагает знание психологических особенностей каждого ученика. Учитель должен различать детей по типу их нервной деятельности.

Например, холерик – сильные, энергичные, но неуравновешенные дети, если они теряют веру в свои способности, у них наступает подавленное настроение, они ничего не будут делать на уроке, пока учитель не вернет им веру в свои силы. Этим детям нужно давать работу, которая их увлечет, даст пищу уму и будет им посильна. Давать такую работу, которая им понравится.

Поэтому я считаю, что опытный педагог не может не учитывать тип нервной деятельности каждого ученика.

Мы должны умело сочетать на уроке различные формы работы: классную, групповую и индивидуальную, учитывая при этом общее для класса, типичное для групп и индивидуальное для отдельных учащихся.

Дифференцированный подход в обучении дает результаты при условии превращения его в систему, когда над этим работаешь не один год.

Дифференцированная форма обучения - это особая форма работы на уроке, которая требует знания в этой области и опыта работы. Так, работа со всем коллективом учащихся на высоком уровне трудностей с осуществлением постоянного индивидуального подхода к учащимся с различным уровнем учебных возможностей. В любом классе присутствуют дети с самыми разнообразными особенностями. Мы знаем, что в классе среди ребят всегда найдутся те, которые любят уроки русского языка и которые безразличны к урокам. Есть и те, которые неприязненно относятся к урокам родного языка, учащиеся с хорошими и слабыми способностями по данному предмету. Это все должны учитывать при подготовке к урокам.

Мы также знаем, что индивидуальный подход к обучению играет большую роль в освоении знаний учащимися на уроках русского языка, потому что все ученики разные.

Основная задача этого обучения – это, прежде всего, вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных».

На своих уроках я стараюсь поставить учащихся в такие условия, чтобы они ощутили необходимость прикладывать определенные усилия в процессе образования. Моя задача – заметить эти усилия, поддержать ребенка, обеспечить условия для дальнейшего продвижения вперед, а для слабых детей стараюсь создать ситуацию, где бы они показали свою успешность.

Я считаю, что объяснение нового материала должно строиться для всех одинаково, то есть всем предоставлять возможность учиться в одинаковых условиях. А вот закончить объяснение нового материала нужно развернутым ответом с использованием опорных схем, таблиц, графического изображения, алгоритмов. Также на уроках надо использовать наглядные, дидактические материалы в большом количестве.

Общая познавательная цель должна быть единая, задачи общие по теме, но каждый решает их на своем уровне.

Индивидуальный подход может осуществляться: по объему и содержанию работы, по приемам и степени самостоятельности. Она может присутствовать на разных этапах урока (при закреплении, повторении, объяснении нового материала, домашнего задания).

Взаимодействие дифференцированной и совместной работы групп на уроке может быть различным, например, карточки с различными заданиями, тестовые задания. Для того чтобы все учащиеся класса глубоко и прочно усвоили новый материал, следует подходить к ним дифференцированно, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика и на основе этого подготавливать различные карточки и задания, тесты.

Наиболее значимыми для реализации дифференцированного обучения являются следующие принципы:

  • во-первых, исследование изучаемых проблем и явлений;
  • во-вторых, индивидуализация;
  • в-третьих, создание мотивации, проблемы на уроке.

Я считаю, что современный урок не может быть эффективным без учёта степени участия в нём каждого ученика, без индивидуальной работы с учащимися.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ващенко А.А. Дифференцированный подход к учащимся. Москва: Русский язык в школе, 2003.
  2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1. Ростов н/Д: Издательство: Учитель, 2005.
  3. Унт И.Э., Границкой А.С., Шадрикова В.Д. Индивидуализация и дифференциация обучения. Москва: Учитель, 1990.