Проверочная работа по литературе. Л.Н.Толстой "Война и мир". 10-й класс

Разделы: Литература

Класс: 10

Ключевые слова: «Война и мир», Л.Н.Толстой, проверочная работа


Вариант 1

1. В чем состоит смысл заглавия романа?

а) изображение сцен войны 1812 года и мирной жизни героев
б) отражает многозначную художественную идею произведения
в) «Война» и «мир» — антонимы, отображающие основной принцип построения системы образов в романе
г) рассказ о военных действиях, сменяющихся победой и миром
д) война и мир — два противоположных понимания жизни

2. Какое значение на пути исканий князя Андрея имело его ранение на поле Аустерлица?

а) пришел к пониманию Бога
б) понял, что стремление к славе суетно и ничтожно
в) пересмотрел свои представления о смысле человеческой жизни
г) пережил разочарование в своем кумире

3. Почему князь Андрей решил отложить свадьбу с Наташей на год? 

а) не хотел осложнять отношения с отцом
б) хотел проверить Наташу
в) не был способен принять окончательное решение
г) не сумел до конца понять Наташу

4. Почему Пьер вызвал Долохова на дуэль?

а) стремился защитить поруганную честь жены
б) боялся показаться смешным в глазах света
в) отстаивал свое человеческое достоинство
г) в гневе принял опрометчивое решение

5. Какова роль пейзажа в описании сражения?

а) более точно передать обстановку боя
б) показать красоту мироздания в противоречии с войной
в) подчеркнуть, что мысли Пьера созвучны голосу природы
г) показать абсурдность войны

6. Каковы «движущие силы истории» с точки зрения Толстого?

а) гениальная личность, способная повести за собой массы
б) исторический процесс — движение «роевой истории»
в) народ — главная движущая сила истории г) фатум, высшая сила определяет ход истории
д) случай, случайное стечение обстоятельств

7.«Человек больших интеллектуальных запросов, тонкого аналитического ума, Андрей Болконский чувствует пошлость, призрачность жизни людей аристократической среды» (М.Б.Храпченко) согласны ли вы с критиком?

Если да, то где наиболее ярко проявляются возможности этого аналитического ума? В чем проявляется неприятие Андреем образа жизни людей аристократического ума?

8. М.Е.Салтыков­Щедрин писал о батальных сценах «Войны и мира»: «Эти военные сцены — одна ложь и суета».

а) Можете вы согласиться с таким мнением? Если да, то в чем вы увидели «ложь и суету» батальных сцен романа?
б) Как вы думаете, что интереснее читать в романе Толстого: сцены мира или сцены войны? Почему?

Вариант 2

1. Система образов романа полярно расколота. Каковы основные принципы деления героев на «любимых» и «нелюбимых»?

а) роль в истории
б) простота и естественность
в) стремление к самоутверждению
г) способность к самоусовершенствованию, к осознанию своих ошибок
д) истинный патриотизм

2. Что было основной причиной стремления князя Андрея поехать на войну в 1805 году?

а) приобрести опыт в боевых действиях
б) оставить наскучивший высший свет
в) найти «свой Тулон» и прославиться
г) продвинуться по службе

3. Почему князь Андрей не вызвал А. Курагина на дуэль письменно, а искал личной встречи с ним?

а) он презирал этого человека
б) не хотел компрометировать Наташу
в) стремился сохранить уважение к себе
г) хотел расспросить Курагина о замысле похищения 

4. Что открывается князю Андрею перед смертью?

а) идея всепрощения
б) идея непротивления злу насилием
в) смысл жизни
г) понятие об истинной любви

5. Почему Л.Н.Толстой изображает Бородинское сражение через восприятие Пьера?

а) Пьер — человек не военный, и его восприятие сражения более объективно
б) это необходимо для развития характера Пьера
в) для автора важно показать состояние человека в экстремальной ситуации

6. С какой целью Л. Н. Толстой описывает купание солдат в пруду?

а) показать отношение солдат к князю Андрею
б) показать отношение князя Андрея к своим солдатам
в) изобразить сцену солдатского быта
г) эта сцена была необходима для дальнейшего развития действия

7. Исследовательница В.Ф.Соколова утверждает, что необычность Наташи обусловлена, в частности, влиянием на ее развитие народной среды. В чем вы заметили «необычность Наташи»? Можете ли вы согласиться с тем, что на ее развитие влияет народная среда? Аргументируйте

8. В черновых заметках к «Войне и миру Лев Толстой сообщает: «... я буду писать историю людей, более свободных, чем государственные люди, историю людей, живших в самых выгодных условиях жизни... людей, свободных от бедности, от невежества и независимых...».

а) Вы заметили то, что герои Толстого живут «в самых выгодных условиях»?
б) Как вы думаете, почему Толстому было принципиально важно изображать прежде всего «людей, свободных от бедности, от невежества и независимых»?

Вариант 3

1. Князь Николай Андреевич, Андрей, Марья _________________ (фамилия семьи)

2. Узнай героя по портрету.

1. Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, с своими взбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками. Она отличалась своей грациозностью любила петь и танцевать.
2. Массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах Он был неуклюж. Толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками, он, как говорится, не умел войти в салон и ещё менее умел из него выйти, то есть перед выходом сказать что-нибудь особенно приятное. Кроме того, он был рассеян.
3. Ее хорошенькая, с чуть черневшимися усиками верхняя губка была коротка по зубам, но тем милее она открывалась и тем еще милее вытягивалась иногда и опускалась на нижнюю; у нее светлая улыбочка и блестящие белые зубы, которые виднелись беспрестанно.
4. Глаза её, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты.
5. Она была так хороша, что совестно было ей за свою несомненную и слишком сильно и победительно-действующую красоту; у ней все освещалось жизнерадостною, самодовольною, молодою, неизменною улыбкой жизни и необычайною, античною красотой тела.

3. Каждый герой проходит свой путь. Восстановите цепочку духовных исканий Пьера.

1.Пьер в салоне Шерер
2.Пьер в компании Курагина
3. Встреча с Платоном Каратаевым
4. Дуэль с Долоховым
5. Спор с кн. Андреем на пароме
6. Разрыв с женой
7. Отечественная война. По дороге на Бородино.
8. Смерть старого князя Безухова.
9. Разговор князя Андрея и Пьера в Богучарове.
10. Пьер в пылающей Москве.
11. Освобождение из плена.

4. Как называлось имение Болконских?

5. Кто из героев и когда (укажите предшествующее событие) произносит следующие слова: «надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы не жили они так, как эта девочка, независимо от моей жизни, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!»

6. Из-за чего брак Андрея и Наташи Ростовой расстроился?

7. О каком событии так написал Л.Н.Толстой: «совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие»?

8. Дайте развёрнутый ответ на один из вопросов:

А). Какое место в жизни толстовских героев занимает любовь?
Б). Почему князь Андрей и Пьер друзья?
В). Какая сцена запомнилась больше всего и почему?

Вариант 4

Ответить на вопросы:

1. Как умирает графиня Элен Курагина?

2. Кто находится рядом с Андреем Болконским в Ярославле в последние часы жизни? И как на них действует смерть?

3. Как погиб Петя Ростов? 

4. Почему Кутузов принимает решение оставить Москву?

5. Как получилось, что осенью 1814 года Николай Ростов женился на Марье Болконской?

6. Почему Толстой пишет: «Свадьба Наташи в 1813 году, последнее радостное событие в старой семье Ростовых…» 

Вариант 5

1. Илья Андреевич, Наташа, Николай, Петя _______________ (фамилия семьи)

2. Узнай героя по портрету.

1. «отпустивший по приказанию жены волоса, снявший очки, одетый по-модному, но с грустным и унылым видом, ходил по залам. По годам он бы должен был быть с молодыми, но по богатству и связям он был членом кружков старых, почтенных гостей, и потому он переходил от одного кружка к другому».
2.«Она пополнела и поширела. Черты лица её определились и имели выражение спокойной мягкости и ясности. В её лице не было, как прежде, этого непрестанно горевшего огня оживления, составлявшего её прелесть. Теперь часто видно было одно её лицо и тело, а души вовсе не было видно. Видна была одна сильная, красивая и плодовитая самка».
3.«Долголетним военным опытом он знал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся со смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решают участь сраженья не распоряжения главнокомандующего, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти».
4. «Он весь был предан делам своего полка, он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли наш князь, им гордились и его любили».
5. «Он только что окончил свой туалет для верховой езды. Он был в синем мундире, белом жилете, спускавшемся на круглый живот, в белых лосинах, обтягивающих жирные ляжки коротких ног, и в ботфортах. Белая пухлая шея его резко выступала из-за черного воротника мундира; от него пахло одеколоном»

3. Каждый герой проходит свой путь. Восстановите цепочку духовных исканий Андрея Болконского.. 

1. Любовь к Наташе.
2. Сражение (мечты о славе).
3. Смертельное ранение при Бородино (прощение обидчика).
4. Прощание с отцом.
5. На батарее Раевского.
6. В салоне Шерер.
7. Подвиг и ранение кн.Андрея.
8. Смерть.
9. Отказ от службы.
10. Разочарование в Наполеоне.
11. Встреча с Пьером.
12. 1805 г. Шенграбенское сражение.
13. Прощение и любовь к Наташе.
4. Как называлось имение Ростовых?

5. Кто из героев и когда произносит следующие слова: « Вот она, эта столица, у моих ног, ожидая судьбы своей. Вот она лежит у моих ног, играя и дрожа золотыми куполами и крестами в лучах солнца… Но я пощажу ее. Странный, красивый, величественный город!..Одно мое слово, одно руки, и погибла эта древняя столица. Я должен быть великодушен и истинно велик.»

6. Почему Бородинское сражение показано глазами Пьера?

7.Какой эпизод из романа представлен на иллюстрации. Какие черты героини ярко проявились в этой сцене?

Что Л.Н.Толстой назвал «дубиной народной войны»?

8. Дайте развёрнутый ответ на один из вопросов:

А). Какое место в жизни толстовских героев занимает любовь?
Б). Почему князь Андрей и Пьер друзья?
В). Какая сцена запомнилась больше всего и почему?

Вариант 6

Ответить на вопросы

1. Хронологические рамки эпохи, отраженной в четырех томах "Войны и мир", - это период с ... по ... гг.

2. Определите кульминацию 1 тома романа "Войны и мира".В3

3. Как называлась деревня князя Андрея, которую отделил ему отец, князь Николай?

4. По какому случаю граф Илья Андреевич Ростов устроил обед в Английском клубе?

5. После какого сражения князь Андрей разочаровался в своем кумире - Наполеоне?

6. Какой герой романа Л.Толстого "Война и мир" являлся "олицетворением всего русского, доброго и круглого"?

Выберите только одно задание части 3 и напишите развёрнутый ответ на вопрос (5-10 предложений).

С1. На какие два "полюса" можно разделить героев романа "Война и мир" и по какому принципу? Каких героев нельзя отнести ни к одному ни к другому "полюсу"?

С2. Объясните значение слов "война" и "мир" с точки зрения Л.Н.Толстого, которую он высказывал, именно так назвав свой роман. Какой художественный прием положен в основу названия? Каких русских писателей вы знаете, которые использовали тот же принцип в названии своих произведений, аргументируйте свою мысль.

 Вариант 7

1. В чём состоит смысл заглавия романа?

а) изображение сцен войны 1812 года и мирной жизни героев
б) отражает многозначную идею произведения и принцип построения системы образов
в) в душе каждого из персонажей произведения присутствуют «война» и «мир»
г) «война» и «мир» исторически точное воспроизведение действительности

2. Какое значение в исканиях князя Андрея имело его ранение на поле Аустерлица?

а) пришёл к пониманию Бога
в) понял, что его прежние стремления ничтожны
б) разочаровался в своём кумире
г) сумел прославиться

3. Что помогло Наташе «воскреснуть» после побега с Анатолем Курагиным?

а) время притупило силу страданий
б) Наташа смогла простить себя
в) в её любви и заботе нуждалась больная мать
г) её простил Андрей

4. Кто из героев романа в военную пору возглавил партизанский отряд?

а) Андрей Болконский
б) Долохов
в) Денисов
г) Николай Ростов

5. В чём заключён смысл образа Платона Каратаева?

а) помогает Андрею вернуться к жизни после душевного краха
б) показать разнообразие крестьянских характеров
в) выражение взглядов большинства героев произведения
г) передаёт философские и христианские взгляды автора

6. Как складывается судьба Пьера в эпилоге?

а) занимает важный государственный пост
б) становится членом тайного политического общества
в) замыкается, живёт интересами хозяйства и семьи
г) уезжает за границу

Задания части 2 предполагают краткий ответ, сформулированный самостоятельно.

В1. Какова «движущая сила истории» с точки зрения Л.Н.Толстого?

В2. Какие средства художественной выразительности способствуют созданию образной картины: «С двух сторон поднимались и расходились чёрные клубы дыма от пожаров. На улице не рядами, а как муравьи из разрозненной кочки, в разных мундирах и в разных направлениях проходили и пробегали солдаты

С1. Как князь Василий Курагин отзывался о Кутузове после известия о победе русских войск под Бородино и после оставления Москвы?

Вариант 8

1. Какая черта не характерна для членов семьи Болконских?

а) простота и естественность
б) истинный патриотизм
в) внешняя холодность и спокойствие
г) чувство долга

2. С какой целью Л.Н.Толстой вводит в роман описание богучаровского бунта?

а) подчеркнуть склонность народа к бунту
б) показать неоднородность крестьянских масс
в) показать стремление народа к воле, которую богучаровцам обещал Наполеон
г) показать «бессмысленность и беспощадность» русского бунта

3. Почему Л.Н.Толстой изображает Бородинское сражение через восприятие Пьера?

а) Пьер – человек не военный, его восприятие сражения более объективно
б) это необходимо для развития характера Пьера
в) для автора важно показать состояние человека в экстремальной ситуации
г) он более других заинтересован в боевых действиях

4. Кто из героев романа признаётся себе: «Хочу славы, хочу быть известным людям…»?

а) князь Андрей
б) Берг
в) Пьер
г) Борис Друбецкой

5. Судьба кого из героев наиболее ярко демонстрирует бесчеловечность войны?

а) Андрея Болконского
б) Кутузова
в) Наташи
г) Пети Ростова

6. Почему Л.Н.Толстой не показывает конец войны на территории Западной Европы?

а) не успел дописать роман
б) значима лишь освободительная война
в) там война вообще не велась
г) не хочет показывать поражения русских

Задания части 2 предполагают краткий ответ, сформулированный самостоятельно.

В1. Какой приём использует Л.Н.Толстой, изображая А.П.Шерер, Элен, Берга, Друбецких и др.?

В2. Какой персонаж романа выглядел так: «…был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определёнными и сухими чертами. Всё в его фигуре, начиная от усталого скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькой оживлённою женой»?

С1. Кто такой Платон Каратаев? При каких обстоятельствах происходит знакомство Пьера с ним?

Вариант 9

А1. Почему роман Л.Н.Толстого «Война и мир» принято называть романом-эпопеей?

а) введены элементы семейной хроники
б) большой объём
в) показано значимое для всей нации историческое событие
г) в романе участвует большое количество действующих лиц

А2. Какое военное событие не нашло отражения в романе?

а) Аустерлицкое сражение
б) Бородинская битва
в) Сражение при Ватерлоо
г) Шенграбенское сражение

А3. Что было основной причиной стремления князя Андрея поехать на войну в1805 году?

а) приобрести опыт в боевых действиях
б) найти «свой Тулон» и прославиться
в) желание защищать Родину
г) оставить наскучивший высший свет

А4. Почему Пьер вызвал Долохова на дуэль?

а) стремился защитить поруганную честь жены
б) боялся показаться смешным в глазах света
в) в гневе принял опрометчивое решение
г) отстаивал своё человеческое достоинство

А5. Почему князь Андрей решил отложить свадьбу с Наташей на год?

а) не хотел осложнять отношения с отцом
б) решил проверить Наташу
в) не был способен принять решение
г) не сумел до конца понять Наташу

А6. Что, по мнению Л.Н.Толстого, решило исход Бородинского сражения?

а) продуманный план военных действий
б) талант военачальников
в) дух армии
г) численное превосходство войск

Задания части 2 предполагают краткий ответ, сформулированный самостоятельно.

В1. Какой приём использует Л.Н.Толстой, создавая образы Кутузова и Наполеона?

В2. Кто из героев и кому говорит следующие слова: «Всё пропало? – повторил он. – Ежели бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире…, я бы сию минуту просил руки и любви вашей»?

Выберите только одно задание части 3 и напишите развёрнутый ответ на вопрос (5-10 предложений).

С1. Почему, изображая Кутузова, Л.Н.Толстой намеренно избегает героизации образа полководца?

С2. Как отражается «мысль семейная» в романе «Война и мир»?

Вариант 10

Ответить на вопросы

1. Завершите фразу Л.Н.Толстого: "Нет и не может быть величия там, где нет..."

2. Определите, чей портрет воссоздан в тексте романа: "Он был в синем мундире, раскрытом над белым жилетом, спускавшимся на круглый живот, в белых лосинах, обтягивающих жирные ляжки коротких ног, и в ботфортах. <..> На моложавом полном лице его с выступающим подбородком было выражение милостивого и величественного приветствия".

3. Кто из героев романа произносит следующие слова: "Нет, жизнь не кончена в тридцать один год..."?

4. Какой герой романа Л.Н. Толстого "Война и мир" являлся "олицетворением всего русского, доброго, круглого"?

5. Что испытывает Тушин вместо оправданных обстоятельствах чувства страха?

6. Реплики Тушина "про себя" составляют некое развернутые размышление героя по поводу происходящего вокруг. Как называется такое не высказанное вслух размышление?

Выберите только одно задание части 3 и напишите развёрнутый ответ на вопрос (5-10 предложений).

С1. Согласны ли в с мнением литературоведа: "Тот, богатырский Тушин, каким он воображает себя, является более настоящим, чем "реальный" видимый Тушин"?

С2. В каких произведениях русской классики затрагиваются проблемы, близкие проблематике романа, и как они перекликаются с толстовской "мыслью народной"?

Вариант 11

Ответить на вопросы

1. В чем смысл сравнения салона А.П.Шерер с прядильной мастерской? Какими словами вы бы определили общение хозяйки и её гостей? Можно ли сказать: «они все разные и все одинаковые»? 

2. Чем выделялись среди гостей салона Пьер и А.Болконский? Можно ли сказать, что речь Пьера в защиту Наполеона и французской революции, отчасти поддержанная Болконским, создает в салоне Шерер ситуацию «горя от ума»?

3. М.Б.Храпченко: «Человек больших интеллектуальных запросов, тонкого аналитического ума, Андрей Болконский чувствует пошлость, призрачность жизни людей аристократической среды». В чем проявляется неприятие князем Андреем образа жизни людей аристократической среды?

4. Назовите наиболее запомнившиеся детали из жизни генерал-аншефа Николая Андреевича Болконского (что отличает графа Ростова от графа Болконского?)

5. С какой целью приезжает князь Андрей в родовое имение Лысые горы? 

6. Исследовательница В.Ф.Соколова утверждает, что «необычность Наташи обусловлена, в частности, влиянием на ее развитие народной среды». В чем вы заметили «необычность» Наташи в сравнении с другими героями романа? 

Вариант 12

1 В 1862 году, находясь в Ясной Поляне, Толстой писал: «Я чувствую себя таким довольным и счастливым, как никогда, и только оттого, что работаю с утра до вечера, и работа та самая, которую я люблю». Какой именно деятельностью занимается Толстой так увлеченно?

а) литературная деятельность
б) хозяйственная деятельность
в) педагогическая деятельность
г) религиозно-философская деятельность

2 Какое историческое событие побудило Л.Н.Толстого взяться за написание романа «Война и мир»?

а) отмена крепостного права в России
б) возвращение декабристов
в) поражение в Крымской войне
г) Гражданская война в США

3. Кто из персонажей знал, что решает участь сражения «та неуловимая сила, называемая духом войска, и … следил за этою силою и руководил ею, настолько это было в его власти»?

а) император Александр I
б) император Наполеон
в) Багратион
г) фельдмаршал Кутузов

4. Кто из героинь романа безропотно переносила все трудности, была покорна, религиозна, думала о счастье других людей, а счастья себе не ждала?

а) Наташа Ростова
б) Лиза Болконская
в) княжна Марья
г) Соня

5. Кому принадлежат слова: «Ты знаешь поговорку: «Счастлив в любви, несчастлив в картах». Кузина твоя влюблена в тебя. Я знаю»

а) Ростову
б) Курагину
в) Долохову
г) Денисову

6. Кто в партизанском отряде Денисова «был самым полезным и храбрым человеком»?

а) Николай Ростов
б) Платон Каратаев
в) Петя Ростов
г) Тихон Щербатый

Задания части 2 предполагают краткий ответ, сформулированный самостоятельно.

В1. Какую роль в судьбе Пьера играет знакомство и общение с Платоном Каратаевым?

В2. По какому принципу герои Л.Н.Толстого делятся на «любимых» и «нелюбимых»?

Выберите только одно задание части 3 и напишите развёрнутый ответ на вопрос (5-10 предложений).

С1. Дайте сравнительную характеристику трех семей: Ростовых, Болконских и Курагиных.

С2. Как изменяется характер князя Андрея от Аустерлица до Бородинского сражения и что остается в личности героя при этом неизменным?

Вариант 13

1 В какую историческую эпоху развивается действие романа Л.Н.Толстого «Война и мир»?

а)эпоха Екатерины II
б)времена правления Николая II
в)эпоха Александра I
г)эпоха Александра II

2. С какого эпизода начинается действие романа Л.Н.Толстого «Война и мир»?

а) с описания войны
б) с характеристики семьи Ростовых
в) с описания Петербурга
г) с описания вечера у А.П. Шерер

3. Какой общей идее, по утверждению Л.Н.Толстого, подчинено все действие романа «Война и мир»?

а) «мысли семейной»
б) у Л.Н.Толстого не было общей идеи
в) «мысли народной»
г) историческому событию

4. Кто из данных героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир» не является истинным патриотом России?

а) Борис Друбецкой
б) Тихон Щербатый
в) капитан Тушин
г)Андрей Болконский

5. Кому из героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир» принадлежит данная характеристика: «…Был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными сухими чертами…с усталыми, скучающим взглядом»?

а) Анатолю Курагину
б) Андрею Болконскому
в) Пьеру Безухову
г) Борису Друбецкому

6. Под мелодию какой песни танцевала героиня романа Л.Н.Толстого «Война и мир» - Наташа Ростова - в доме дядюшки после охоты?

а) «По улице мостовой…»
б) «Я встретил Вас – и все былое»
в) «Барыня»
г) «Я тебя никогда не забуду…»

Задания части 2 предполагают краткий ответ, сформулированный самостоятельно.

В1. Назвать имение в романе Л.Н.Толстого «Война и мир», которое старый князь Николай Болконский отдал своему сыну Андрею Болконскому еще при жизни.

В2. В романе есть герои, достигшие вершины нравственного и духовного развития. Назовите их.

Выберите только одно задание части 3 и напишите развёрнутый ответ на вопрос (5-10 предложений).

С1. Что привлекло Пьера Безухова в масонстве?

С2. Какой тип психологизма мы встречаем в творчестве Л.Н.Толстого?