Развитие познавательной и творческой активности учащихся при изучении физики

Разделы: Внеклассная работа


В статье 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников» закона «Об образовании в Российской Федерации» (применительно к теме конференции) сказано, что педагогические работники обязаны развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, ….. а также применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.

Работая над задачей «Развитие познавательной и творческой активности учащихся при изучении физики» на протяжении некоторого времени, невольно приходишь к выводу, что выполнить названные выше требования закона только лишь в рамках учебного плана достаточно затруднительно: ведь требования к деятельности учащихся, их личностным, метапредметным результатам обучения по физике изменились,  в отличие от содержания образовательных программ, а количество времени, выделяемое учебным планом для уроков физики ограниченно. От образования сейчас требуется больше, чем «вчера», поэтому,  часы, которые выделяются в рамках внеурочной деятельности и правильно подобранные программы – это возможность выполнить требования закона и образовательного стандарта в полном объеме.

Учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребят, среди основных этапов воспитания и развития у учащихся познавательной и творческой активности при изучении физики, можно назвать следующие, они всем известны,  это:

  1. Ситуативные любопытство, интерес и удивление (факты, опыты, явления);
  2. Активная любознательность и стремление узнать, понять (желание суметь объяснить, то, что увидел, прочитал);
  3. Прочное знание и научный поиск (чем больше знаем, тем больше вопросов).

Переходы от одного этапа к другому сопровождаются взрослением ребят. Поэтому важнейшим условием активизации познавательной деятельности учащихся является учет их возрастных возможностей,  реальных знаний и умений. Здесь на помощь педагогу приходят различные формы внеурочной деятельности, которые помогут вовлечь в активную работу школьников с различными возможностями познания.

Технологий активизации познавательной и творческой деятельности достаточно много. Среди наиболее действенных и интересных, я бы хотела назвать  следующие:

  1. Физический эксперимент, в том числе и домашний (умение самостоятельно планировать опыты, подбирать оборудование);
  2. Игра – как естественная склонность ребенка;
  3. Занятие на основе дискуссии (опережающая самостоятельная работа с изучением проблемы, возникшей в процессе самостоятельного знакомства ребят с изучаемым или наблюдаемым явлением);
  4. Проведение недель (декад) физики;
  5. Организация исследовательской работы.

Еще одной немаловажной особенностью внеурочной работы, на мой взгляд,  является ее слабая регламентированность. Она же является и самой ценной. Учитель может сам выбирать форму, содержание и методы своей работы. Это позволяет, помимо традиционных, включать и нестандартные методики и приемы обучения.

Целью занятий на основе дискуссии  является формирование умения аргументировано отстаивать свою точку зрения на основе имеющихся знаний, умения анализировать предложенные сторонами аргументы, умения находить рациональное основание для принятия точки зрения противника.

Игра учит ребенка размышлять, видеть, затем преодолевать трудности, иногда даже хитрить. Нет  игры, какой бы наивной она не была, не имеющей своей тактики и стратегии. Поэтому разве нельзя думать, что склонность к игре, которая является, как и любопытство, естественной склонностью ребенка также способствует развитию науки?

Когда ребенок видит перед собой пустые клетки кроссворда, он похож на исследователя, ученого, который стремиться заполнить «пустые клетки» природы. Таким образом, кроссворд – игра интеллектуального характера, ставит перед ребенком проблему, пусть даже самую простую, но схожую с деятельностью ученого при его исследованиях.

Кроме того, игровая деятельность выполняет следующие функции:

  • развлекательную (развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес); коммуникативную (освоение навыков общения);
  • самореализации;
  • игротерапевтическую (преодоление трудностей);
  • диагностическую и корректирующую (выявление и преодоление отклонений от нормативного поведения);
  • межнациональной коммуникации (усвоение единых социально-культурных ценностей);
  • социализации (включение в систему общественных отношений).

Большинству игр присущи черты:

  • свободная развивающая деятельность, творческий, очень активный характер этой деятельности;
  • эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры.

В структуру игры входят целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, удовлетворением потребности в самоутверждении.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

В чём же состоит развивающий потенциал игровой деятельности?

  • Игра дает свободу! (по приказу играть нельзя, только добровольно).
  • Игра дает выход в другое состояние души (снимает напряжение, в котором пребывает подросток в реальной жизни).
  • Игра дает порядок (система правил в игре абсолютна и несомненна).
  • Игра создает гармонию (формирует стремление к совершенству).
  • Игра дает увлеченность (активизирует способности).
  • Игра дает возможность создать и сплотить коллектив.
  • Игра дает понятие о чести, самоограничении и самопожертвовании в пользу коллектива.
  • Игра снижает уровень тревожности, который так высок сейчас у родителей и передается детям, вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.

Игровых технологий огромное количество.

На слайде представлен фрагмент теста  «Да-Нет», который выполняется в форме диктанта. Учащимся раздаются карточки с рисунками к некоторым вопросам и бланки протокола. В них они должны проставлять ответы в форме «Да» или «Нет». Учитель четко произносит вопросы, называя их номера.  Затем следует анонимная взаимопроверка с использованием псевдонимов. При этом учитель называет верные ответы («Да» или «Нет»), а учащиеся в протоколах вычёркивают неверные ответы (при этом они не знают, чью работу проверяют). Затем сообщают учителю число верных ответов. Можно подобную работу организовать и по-другому, добавив элемент дискуссии.

Например:

  1. Самолет выруливает по дуге на взлетную полосу; самолет в полете. Можно ли в обоих случаях его считать материальной точкой?
  2. Верно ли, что при поездке в такси мы оплачиваем перемещение?

Мне также очень интересны, так называемые, нетрадиционные приемы развивающего обучения, основанные на психологических моделях. Это тестовые задания «Интеллектуальная лабильность». При обучении такие тесты играют роль как развивающую, так и диагностическую. Кроме того, ребятам и самим нравится пробовать себя в создании таких тестов друг для друга.

 В практической психологии лабильность – это максимальное число импульсов, которое нервная клетка или другая функциональная структура может передать в единицу времени без искажений. Они рассчитаны на быстрый темп выполнения, а при их составлении вводятся различные параметры знаний  - факторы.

Некоторые методические  приемы  составления бланков для заданий:

Название приема

Пример вопроса

Иллюстрация

1. Пропущенные величины

Запишите в квадратах недостающие физические величины.

2. Подчеркивание

Подчеркните одной чертой вещества, которые плавают в воде, а волнистой линией - те, которые в воде тонут.

1 пенопласт
2 пробка
3 ртуть
4 масло
5 свинец

3. Обозначение величин
и графиков

Запишите обозначения сил, изображенных на рисунке.

4. Буквы в клетках.

В клетках в центре изображены две знаменитые формулы. В соответствующих клетках вверху и внизу запишите первые две буквы из фамилий ученых, которыми связаны эти формулы.

5. Зачеркнуть неверное.

Тело погружают все глубже в жидкость. На графике h – это глубина погружения: какой график соответствует архимедовой силе? Ненужное зачеркнуть.

6. Формулы по аналогии.

Допишите формулу по аналогии с верхней формулой.

7. Задача в рисунке.

На рисунке дерево, часы, колеблющийся груз, движущийся шарик. Отметьте “галочками” элементы рисунка, образующие инерциальную систему отсчета.

8. Указать индексы.

Поставьте индексы у величин, стоящих справа.

9. Найти общие свойства, признаки, величины.

На рисунке: капли дождя, космонавт в корабле, падающий камень. Запишите в прямоугольник явление, объединяющее эти рисунки.

10. Поставить цифру, «галочку», знак «+» и др.

Поставьте цифру 1 рядом с весом тела и цифру 2 рядом с силой тяжести.

Список литературы.

  1. Л. Де Бройль. По тропам науки. М.: Изд. иностр. Лит. С.289–295, 1962 г.
  2. И.Г. Наумов. Компьютерные технологии в обучении физике в школе. «Школьные годы», изд.  Краснодар.
  3. А.И. Архипова, Е.В. Шарабарина. Интерактивные тестовые задания "Да – Нет", «Школьные годы», изд. Краснодар.
  4. А.И. Архипова, А.А. Юшков, студент ФТФ КубГУ, Л.Е. Изотова, преподаватель кафедры физики КубГТУ Новая интерактивная технология факторного анализа знаний «Интеллектуальная лабильность», «Школьные годы», изд. Краснодар.