Классный час "Срочно требуется друг"

Разделы: Начальная школа, Классное руководство

Классы: 3, 4

Ключевые слова: дружба, классный час, игротренинг, настоящий друг


Целевая аудитория

Обучающиеся 3-4 класса

Количество участников

25 человек

Цель классного часа

Создавать условия для осмысления детьми сущности дружбы, правил дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека

Задачи:

  • Рассмотреть роль друга в жизни каждого из нас.
  • Расширять знаний детей о взаимоотношениях людей, о дружбе.
  • Способствовать формированию нравственных качеств обучающихся: умению дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
  • Способствовать воспитанию доброжелательности, уважения друг к другу, толерантности.

Актуальность

Потребность иметь рядом с собой близкого человека, друга, советника имеют все люди. Для школьников это особенно актуально, ведь в детском возрасте происходит осознанное формирование их внутреннего мира, и они ищут ответы на вопросы «Кто такой друг?», «Что значит дружба?», «Хорошо ли быть без друзей?». Классный час на тему дружба поможет найти на эти и многие другие вопросы.

Средства и методы измерения результатов

Результаты определяются в ходе наблюдения классного руководителя за поведением учащихся

Используемая литература

Литература для обучающихся:

  1. Барто А. Требуется друг
  2. Буцень О.В. Так или не так. – М.: Детская литература, 1977.
  3. Осеева В.А. Синие листья. Сказки и рассказы – Москва: ООО «Издательство АСТ», 2017.
  4. Чекашева Ольга Мой друг. - URL: https://stihi.ekimovka.ru/index.php/o-druzhbe-i-schaste/248-olga-chekashova-moj-drug/. (Дата обращения: 11.08.2019).

Литература для учителя:

  1. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: методическое руководство/ Н.И.Дереклеева. – М.: Вако, 2005.
  2. Игровые проекты в школе / сост. Л.В.Пенкрат, Л.В.Самусева. - Минск: Красико-Принт, 2009. - С. 16-71.

Ход занятия

I. Постановка проблемы

- Послушайте, какую историю рассказала Валентина Осеева про двух девочек Машу и Таню.
Учитель читает рассказ  В.Осеевой «До первого дождя» [3].
- О чем этот рассказ?
- Почему воспитательница сказала девочкам: «Ваша дружба до первого дождя»?
- Почему покраснели Маша и Таня?
- В чем основная мысль рассказа? (Нельзя ничего жалеть для друга, если дружишь, то надо помогать друг другу в беде).
- Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим?
- Что вы понимаете под словом дружба и зачем она нужна людям?
Ребята высказывают свои мысли, которые записываются на доске. Учитель подводит итоги и даёт определение понятию «дружба».

Мозговой штурм «Вопросы о дружбе»
- Подумайте, на какие вопросы вы бы хотели получить ответы сегодня, запишите их.

Игровое упражнение «Найди себе подобного» [6].
Ученики выстраиваются в одну шеренгу. Учитель прикрепляет к спинам каждого рисунки с изображением дерева, солнышка, тучки, цветка и т.д. Показывая только жестами, каждая пара ищет друг друга: подобный подобного.
- Какой рисунок у вас на спине? Проверите!
- Легко ли было выполнить задание? Почему? Что помогло выполнить задание?
- Как чувствует себя человек, который остался без пары? Что мы можем сделать, чтобы исправить это? (пригласить в свою группу, чтобы он стал третьим)

II. Расширение понятия «дружба». Чтение и обсуждение стихотворений о дружбе

- Дружите ли вы в классе?
- Всегда ли гладко складываются ваши отношения? Как вы думаете почему?
- Ребята, послушайте стихотворение Ольги Чекашовой «Мойдруг» [4].
Обсуждение.
- Сколько у вас друзей?
- Ваш друг мальчик или девочка?
- Что значит быть хорошим другом?
- Расскажите о своих друзьях.
- В какие игры вы играете со своими друзьями?
- Что нужно сделать, чтобы у тебя появился друг?
- Откуда мы узнаем о дружбе и том, как нужно дружить, чтобы не ссориться?
- Иногда бывает трудно найти друга. Послушайте
стихотворение Агнии Барто «Требуется друг» [1]и скажите, почему герою стихотворения трудно было найти друга.
Обсуждение.
- Встречались ли вы с такими друзьями в жизни?
- Почему у девочки возникли проблемы с друзьями?
- Почему с ней никто не хотел дружить?
- Давайте обсудим, какие взаимоотношения сложились у нас в классе, как вы себя чувствуете в нашем классе? 

Игра-тренинг «Ромашка». Класс делится на группы. У каждой группы 5 лепестков. Каждый из группы называет необходимое качество для дружбы и записывает его на лепестке ромашки. Каждый предлагает своё качество самое необходимое.
Обсуждение:
– Что из этого больше всего необходимо для дружбы?
- Как нужно относиться к людям, чтобы у тебя появились друзья?
- Как вы думаете, нужно ли учиться дружить?
- А каким, по-вашему мнению, должен быть настоящий верный друг?

III. Игровая пауза

- Какие произведения о дружбе знаете? Приведите примеры.

Игра «Узнай половинку»
- Есть сказки, в которых персонажи очень дружны. И таких сказок очень много, хотя персонажи, которые дружат, могут быть совсем разными и не похожими друг на друга. Предлагаю вам найти «половинку»

  • Мертвая царевна и … (7 богатырей)
  • Белоснежка и … (7 гномов)
  • Вини-Пух и … (Пятачок)
  • Малыш и … (Карлсон)
  • Буратино и … (Мальвина)
  • Крокодил Гена и … (Чебурашка)
  • Наф-Наф и … (Нуф-Нуф)
  • Котенок Гав и … (Щенок)

Игра «Соберите пословицы» (работа в группах)
-  О дружбе сложено множество пословиц. Я их буду начинать, а вы - продолжать.

  • Нет друга – ищи, …(а нашёл – береги).
  • Не имей сто рублей, …(а имей сто друзей).
  • Один за всех…(и все за одного).
  • Человек без друзей, …(что дерево без корней).

- Выберите из каждой пословицы самые главные слова о дружбе и запишите их на кирпичиках, которые лежат на парте.

IV. Составление памятки «Правила дружбы»

- Ребята, как вы думаете, а может ли дружба распасться? По каким причинам?
- Предлагаю подумать над правилами дружбы. Составьте памятку для тех, кто стремится стать хорошим другом.
После окончания работы дети читают составленные правила.
- Мы выслушали мнение каждой группы. И вот что у нас получилось.
Учитель прикрепляет правила, написанные детьми на альбомных листах, на доску и еще раз читает памятку вслух.

Памятка «Правила дружбы»

  • Помогай товарищу, если умеешь что-то делать научи и его.
  • Делись с товарищем, если у тебя есть интересные книги, игрушки.
  • Останови товарища, если он делает что-то плохое.
  • Не ссорься с друзьями, старайся играть с ними дружно.
  • Не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается.
  • Умей принять помощь, советы и замечания от других ребят.

- Кому бы вы хотели подарить эту памятку?

Творческое задание: «Настоящий друг»
- Давайте сейчас попробуем использовать памятку для решения проблемных ситуаций.
Учитель читает первый рассказ из книги «Так или не так» О.Буцень [2]: «Жаднуля»
- Прокомментируйте ситуацию. Как можно поступить в этой ситуации?
«Маленькая хозяйка»
- Какой совет можете дать Вале и Людочке? Что можно сделать, чтобы помирить девочек?
«В новой школе»
- Как вы можете прокомментировать ответ Нюры.

Игра «Цветик-семицветик».
-  У меня на руках ромашка. Все, наверное, помнят сказку про волшебный цветок. Каждый возьмет по одному лепестку и напишет пожелание своему другу. После нашего классного часа вы можете отдать этот лепесток тому, для кого вы писали пожелание.

V. Рефлексия

Игровое упражнение «Веер вопросов»
-  В начале нашего сегодняшнего диалога вы написали вопросы. Вот они. Попробуйте ответить на них сейчас.

  • Что такое дружба?
  • На чём основывается прочная дружба?
  • Назовите черты человека, который умеет дружить?
  • Как поступают настоящие друзья?
  • Можно ли выбрать друга?

Игра «Клубочек»
А сейчас я прошу вас выйти на середину класса. Мы поиграем в игру «Клубочек». Дети по очереди называют имена друг друга со словами: «Я рад, Сережа, что ты рядом со мной». Наматывают на палец нить от клубочка и отдают соседу и т.д. Получается круг дружбы. Дружно поднять руки вверх, затем вниз, чтобы не разорвать общий круг.