Путешествие в Дальневосточный морской заповедник. В гостях у Нептуна

Разделы: Начальная школа, Коррекционная педагогика, Краеведение


Сценарий праздника в рамках Декады Наук.

Действующие лица:

  • Ведущий
  • Нептун
  • Медузы
  • Морской ёж
  • Гребешок
  • Осьминог
  • Водоросли

Цель: Познакомить учащихся с обитателями Дальневосточного морского заповедника.

Задачи:

  • Обратить внимание детей на красоту моря и его обитателей.
  • Показать необходимость бережного природоохранного отношения к природе морей и его обитателям.
  • Развивать способность детей к самовыражению, умение внимательно и эффективно слушать.
  • Способствовать развитию у детей навыков общения, взаимодействия и обмена в процессе работы.

Ход праздника

Презентация.

Слайд 1-2.

Вед. –  Дорогие ребята! Мы продолжаем своё путешествие по Приморскому краю и наш путь лежит в Дальневосточный морской заповедник. А для того, чтобы не испугать его жителей, поплывём на лодке.

Слайд 3. (Звуки моря, изображаем работу вёслами)

Вот мы с вами и добрались до заповедника. (видеосюжет)

- Внимание! К нам пожаловал необычный гость. Встречайте. (Входит Нептун со своей свитой). Слайд 4-5.

Непт.- Вы узнали меня, ребята! Я – повелитель океанов и морей, рек и озёр, прудов и ручейков.

- Моя свита сообщила мне, что вы путешествуете по Дальневосточному морскому заповеднику.

- А вы знаете, какое море омывает берега Приморского края? (ответы детей)

- Молодцы! Тогда мы поможем вам в вашем путешествии и расскажем вам много интересного о заповеднике и его обитателях.

(Рассказывают о заповеднике)

Нептун:

Морское чудо Приморья — так ещё называют Дальневосточный морской заповедник.

Единственный в России заповедник, 98% площади которого является морской акваторией, Дальневосточный морской биосферный заповедник может смело претендовать на звание одного из чудес Приморья, как самая богатая по видовому разнообразию акватория среди морей России. В 2003 году за сохранение генофонда морских и прибрежных сообществ, ему был присвоен международный статус. Дальневосточный морской заповедник был открыт в 1978 году для сохранения ценных видов обитателей шельфа Японского моря. В него входят три участка акватории в Хасанском районе и один участок на острове Попова (Первомайский район Владивостока).

Здесь насчитывается более 2 тысяч видов морских животных и растений, среди них 67 видов, занесенных в Красную книгу России, и 50 видов птиц из Красной книги Международного союза охраны природы. По данным ученых, на территории Дальневосточного морского заповедника в Приморье живут более двух тысяч пятнистых тюленей.

А теперь мои помощники, представят вам некоторых обитателей Дальневосточного морского заповедника.

Слайд 6-8.

Водоросли

Взаимоотношения «водоросли — человек» очень многогранны и подчас совершенно неожиданны. Казалось бы, что может быть общего между водорослями и текстильной промышленностью, кондитерским делом и изготовлением бумаги? Однако некоторые вещества, получаемые из морских водорослей, имеют здесь прямое приложение. Разве можно было предполагать хоть какую-нибудь связь между пресноводными водорослями и космическими полетами? Однако выясняется, что дальние рейсы космических кораблей будут, по-видимому, невозможны без участия этих мельчайших зеленых аккумуляторов солнечной энергии. И многое, многое другое.

1.

Нет красивее чудес
Это настоящий лес.
Только вырос он тайком
Под водой на дне морском

2.

Водоросли бывают разные
Бурые, зеленые, красные
Разное у них строение
Удивительное растение.
Плавно на волнах качаются
Рыбкам на обед доставляются.
Водоросли йодом очень славятся
Может и тебе они понравятся?

Слайд 9-10.

Морской ёж

Морской ёж образует класс, принадлежащий к типу иглокожие. В классе насчитывается более 900 видов. Живут эти представители морской фауны на дне. Передвигаются с помощью специальных  ножек. Их насчитывается несколько сотен. Ножки представляют собой длинные эластичные отростки. На концах у них имеются присоски, поэтому морской обитатель может ползать не только по горизонтальной, но и вертикальной поверхности.

1.

На ежей морских опасно
Нападать с любых сторон
Защитить себя прекрасно и легко умеет он.

Слайд 11-12.

Осьминог.

Среди всех известных головоногих, осьминогов насчитывается около 300 видов. Это треть от общего числа головоногих всей планеты.

Все осьминоги имеют уникальные различия. Встречаются небольшие осьминожки, обитающие вблизи поверхности воды в прибрежной зоне. Большинство же головоногих держится глубин 30-80 м. Размер у разных видов колеблется от 1 см. до 3,5 м. Осьминоги не имеют никаких костей или защитных корпусов.

Где то в море без дорог
Ходит бродит осьминог
Клюв, глаза, а крыльев нет
Вместо слез пролил чернила
Враг опешил «Очень мило».

Слайд 13-14

Приморский гребешок

Раковина округленная, с ушками, верхняя створка уплощенная и коричневатая, нижняя - выпуклая и белая. Покрыта 22-24 широкими радиальными ребрами. Наибольший экземпляр около 20 см. Продолжительность жизни гребешка приморского около 15 лет.

Вот зарылся в песок
Известный моллюск Гребешок.
Две плоские створки, по краям оборки
Хлопнут крышечки дверей
Вон непрошенных  гостей
Домик накрепко закрыт,
Прочны, крепки, как гранит.

Слайд 15-16.

Медузы в Приморье.

Медузы любят теплую воду и, как правило, обитают в закрытых бухтах, где мало течений. Чаще всего медуз в Приморье можно встретить в зарослях морской травы, но в конце апреля в мае нас посещают целые стада молодых красных медуз с огромными, протяженностью до 20 метров, ловчими щупальцами.

Бывают медузы с тарелкою схожи
Другие на колокол больше похожи
Круглые длинные разнообразные,
Все студинистые, своеобразные.
Красивые есть, что просто не счесть.
Что форму меняют свою и окрас
На теле медуз есть множество глаз
Медуза питается водным планктоном,
Плавает – по реактивным законам
Дышит, колышется жгучим всем телом,
«Не трогай меня», говоря между делом.

Рассказ по слайдам 17-23.

Слайд 24.

Опыт 1. «Морская соль»

- Непт. – А как вы думаете, можно ли пить воду из моря?

- Я предлагаю вам провести исследование и самим узнать можно ли пить морскую воду. А для начала нам нужно её приготовить. Для этого мы возьмём: обычную воду из-под крана, стаканчики, ложечку для размешивания и вот тут в коробочке я вам принёс волшебную морскую соль, которую мы будем растворять в воде, таким образом у нас получиться настоящая морская вода. А потом самые смелые попробуют её на вкус и скажут нам, можно ли пить морскую воду.

(Проводят исследование)

Слайд 25.

Вывод: нет, воду морскую пить нельзя, т.к. в ней растворено много различных солей. В морской воде содержится йод, поэтому вода неприятна на вкус – солёно-горьковатая и имеет особый запах.

- А вот купание в морской воде полезно. Зимой морскую соль можно купить в аптеке и принимать ванны в домашних условиях.

Опыт 2. «Водоплавающие птицы»

«Одежда водоплавающих птиц»

Птицы плавают в воде, при этом их перья остаются сухими.

Дело в том, что водоплавающие птицы не могли бы плавать, если бы их перья не были покрыты жиром. У птиц есть специальные сальные железы. Этот жировой слой позволяет держать тело птицы в тепле и сухости. Не проникая сквозь перья вода, образует капельки и легко скатываются с тела птицы.

Вот и мы с вами попробуем, что же произойдет если кисть руки смазать вазелином и полить на нее водой.

Вывод: Вода собирается в капельки и скатывается с кожи.

Опыт 3. «Резиночка»

«Попробуй выпутайся».

Люди особые существа. У вас есть руки, есть пальцы при помощи которых мы можем высвободить себя, если в чём то запутаемся. Например, если вы запутаетесь в леске, то наверняка выпутаетесь.

Как? Правильно, развязать, разрезать.

А вот водоплавающие птицы случайно заплыв в мусор пытаясь добыть себе пищу, запутываются, не могут избавиться от лески, пластиковых мешков и страдают и часто погибают.

Слайд 26-28.

Наденьте на кисть резиночку, зацепите за большой палец, а сейчас без помощи рук, зубов или посторонних предметов, попробуйте освободить руки от резиночки.

Трудно, невозможно. Вот так и птицам.

Что вы испытывали, какие чувства (страх, тревогу, ужас).

Вед. – Ребята, а как нужно охранять наши водоёмы? (ответы детей)

Слайд 30. Памятка. Охрана водоёмов.

Непт. – Молодцы, ребята! Вы порадовали меня своим желанием сохранять водные богатства. А для всех присутствующих я подготовил Указ:

- Я, повелитель океанов, морей, рек, прудов и прочих водоёмов, Нептун вечный,

Повелеваю: всем, кто любит воду и не может без неё обойтись, кому небезразлична судьба водяных пространств и их обитателей – от китов и акул до головастиков должен принимать посильное участие в охране водоёмов»

- Клянётесь исполнять мой Указ? (Клянёмся)

- Всё, прощаюсь с вами, пора мне возвращаться в свои морские владения. (Уходит)

Вед: - На этом мы заканчиваем наше путешествие и встретимся с вами в Издательском доме «Красная книга Приморья».