В стране геометрических фигур с элементами ТРИЗ

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: ТРИЗ, ТРИЗ-технологии


Программное содержание:

Цель: Познакомить педагогов с использованием ТРИЗ-технологии в формирование элементарных математических представлений и развитие окружающего мира у дошкольников.

Задачи:

  • Закрепить понятия геометрических форм: Круг, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник.
  • Умения соотносить геометрические фигуры с предметами окружающего мира
  • Определять по цвету и величине.
  • Развивать интерес к разным видам деятельности.
  • Формировать умение работать вместе со своими сверстниками.
  • Развивать логику и творческое мышление
  • Создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки старших дошкольников; прививать умение в желании совершать хорошие поступки.
  • Развивать логику и творческое мышление

Материал и оборудование: Презентация по данной теме, сухой бассейн с наполнением разноцветных мячиков, «лего-мозайка», разрезные картинки с геометрическими фигурами, сундук с предметами, дидактическая игра «Спрячь мышку», игрушка – кот. Музыкальное оформление.

Ход занятия

(Дети проходят в музыкальный зал, приветствуют гостей. Воспитатель предлагает встать в круг, чтобы настроить детей на работу).

Воспитатель: Ребята, давайте создадим хорошее настроение, встанем в круг и возьмёмся за руки.

Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!

Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки или волшебные истории?

Ответы детей

Воспитатель: Тогда садитесь и слушайте. (Дети садятся на подушечки, на экране появляется Слайд 1. Звучит музыка)

Воспитатель: В одной стране жили - были Фигурки-человечки!

(Слайд 2. На экране появляется фигурка – человечек «Круг»)

Воспитатель: Ребята, как называется эта фигура?

Ответы детей

(Слайд 3: На экране появляется фигурка – человечек - «Квадрат»)

Воспитатель: Ребята, как называется эта фигура?

Ответы детей

(Слайд 4: На экране появляется фигурка – человечек - «Треугольник»)

Воспитатель: Ребята, как называется эта фигура?

Ответы детей

(Слайд 5: На экране появляется фигурка – человечек - «Овал»)

Воспитатель: Ребята, как называется эта фигура?

Ответы детей

(Слайд 6. На экране появляется фигурка – человечек - «Прямоугольник»)

Воспитатель: Все эти фигурки - человечки дружили между собой и по форме были похожи на многие предметы. (Слайд 7: На экране появляются геометрические фигуры)

- Вдруг налетел сильный ветер - ураган и разбросал фигурки-человечки в разные стороны. (Слайд 8: На экране появляется изображение ветра. Звучит музыка)

- Ребята, давайте поможем фигуркам-человечкам вернуться в их страну «Геометрических фигур».

- Для этого нам нужно выполнить задания, с помощью которых мы найдём геометрические фигуры.

- Я вам предлагаю отправиться в путешествие на поезде. Давайте сделаем вагончики. (Звучит музыка)

Задание 1:

Воспитатель: Посмотрите, ребята, что это?

Ответы детей

- Это сундучок, давайте с вами посмотрим что там. Дети берут по одному предмету и называют его.

Воспитатель: Ребята, на какую геометрическую фигуру похожи эти предметы.

Ответы детей: Круг!

(Под музыку появляется фигурка-человечек «Круг»)

Фигурка-человечек «Круг»: Здравствуйте, ребята!

Нет углов у меня
И похож на блюдце я.
На медаль, на блинок,
На осиновый листок
Людям я старинный друг
Называют меня … (Круг)

Воспитатель: Здравствуй, Круг, ты нам поможешь найти своих друзей «Фигурок – человечков» и справиться с другими заданиями? Да.

- Тогда садись в наш паровозик и мы отправляемся в путь. (Звучит музыка)

(Дети останавливаются возле дорожки. Ребята, посмотрите здесь волшебная дорожка, как по ней пройти?) Дети предлагают варианты ответа.

Воспитатель: - Круг, ты можешь пройти первым по волшебной дорожки. (Звучит музыка)

(Дети приходят к волшебной полянке).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, мы оказались на полянке, на которой есть домики. А кто в этих домиках живёт?

Ответы детей: Мышки.

Воспитатель: - Ребята, а кого мышки боятся?

Ответы детей: Кота.

(Звучит голос Кота)

Воспитатель: - Ребята, вы слышите, кто-то мяукает, это Мурка пришла с нами поиграть. Мурка любит охотиться за мышками. Перед тем как мы произнесём слова, я вам напомню правила игры. Нужно закрыть окошко в домике, где сидит мышка по цвету, которое совпадает с домиком.

Мышка в домик забралась
На замочек заперлась,
В дырочки она глядит
На заборе кот сидит!

(Воспитатель вместе с фигуркой – человечком проверяет правильно выполненное задание.)

Воспитатель: - Ребята, окошки какие по форме?

Ответы детей: Форма квадрата.

Воспитатель: Я слышу, что к нам кто-то идёт?

(Звучит музыка. Появляется фигурка-человечек «квадрат»)

Фигурка-человечек «Квадрат»: Здравствуйте, ребята!

У меня четыре стороны
Меж собою все равны
С прямоугольником я бра,
Называюсь я …?

Ответы детей: Квадрат.

Здравствуй, Квадрат, ты нам поможешь найти своих друзей «Фигурок – человечков» и справиться с заданиями? Да.

- Тогда садись в наш паровозик, и мы отправляемся в путь. (Звучит музыка)

Ребята, посмотрите, куда мы с вами приехали. На столе лежат волшебные картинки, вот только фигуры все на них исчезли. Давайте, дополним их геометрическими фигурами. (Звучит музыка, дети выкладывают геометрические фигуры)

Воспитатель: Фигурки человечки, давайте проверим, правильно ли дети, справились с заданием.

- Какие фигуры оказались лишними?

Ответы детей

Воспитатель: Я слышу, что кто-то к нам торопится?

(Звучит музыка. Появляется фигурка-человечек «Овал»)

Фигурка-человечек «Овал»: Здравствуйте, ребята!

Я похож на яйцо
Или на твоё лицо
Вот такая есть окружность-
Очень странная наружность
Круг приплюснутым стал.
Получился вдруг…..

Ответы детей: Овал.

Воспитатель: Здравствуй овал, ты нам поможешь найти своих друзей «Фигурок – человечков» и справиться с другими заданиями? Да.

Воспитатель: Хорошо, тогда иди к нам!

- Ребята мы все с вами немножечко устали. Я предлагаю размяться и пробежаться со мной по дорожке. Давайте с вами встанем в круг.

(Звучит Физминутка. «Побежали по дорожке»)

Воспитатель: Вот мы с вами и прибежали к новому заданию.

- Это сухой бассейн, а что же в нём?

Ответы детей: Разноцветные мячики.

Воспитатель: Ребята, я знаю, что в этом бассейне есть геометрическая фигура. Давайте её найдём! Нам нужно все мячики правильно разложить по цветам в контейнеры. Если контейнер зелёный, то какие здесь мячики будут?

Ответы детей: зелёные и т.д.

- Но помните, нам нужно найти фигуру.

(Звучит музыка)

По окончанию игры дети находят геометрическую фигуру Воспитатель: Я слышу, что кто-то к нам торопится?

Фигурка-человечек «Треугольник»: Здравствуйте, ребята!

Три вершины,
Три угла,
Три сторонки у – кто же я?..

Ответы детей: Треугольник.

Воспитатель: Здравствуй, Треугольник, ты нам поможешь найти своих друзей «Фигурок – человечков» и справиться с другими заданиями? Да.

- Тогда отправляемся в путь, дети строят вагончики (Звучит музыка)

Воспитатель: Ребята, посмотрите у нас новое задание. Это геометрическая лего-мозайка с помощью, которой мы будем строить рисунки.

(Воспитатель предлагает сесть детям за столы, звучит музыка)

По окончанию работы воспитатель спрашивает у детей что получилось?

Ответы детей

Воспитатель: Ребята, какие вы все молодцы! Все справились с заданием!

Воспитатель просит детей встать в круг.

- Но только мы свами забыли про одну фигуру, и она к нам спешит.

Фигурка-человечек «Прямоугольник»: Здравствуйте, ребята!

У меня углы прямые
И четыре стороны
Те, которые напротив
Одинаковые и равны.

Ответы детей: Прямоугольник.

Ребята, но вот мы и нашли, всех фигурок – человечков, а они нам помогли справиться с заданиями. Ребята, но наши человечки торопятся в свою страну Геометрических фигур. Давайте мы скажем им спасибо и до свидания!

(Звучит музыка, фигурки – человечки уходят.)

Воспитатель подводит итог:

- Ребята, вам понравилось наше путешествие?

- А в какие игры вам понравилось играть?

- А какие геометрические фигуры мы сегодня искали?

Ответы детей