Весна-красна!

Разделы: Логопедия


Тип занятия: комбинированное, интегрированное.

Цель: Закрепить правильное произношение звука [Л] в слогах, словах разной слоговой структуры. Обобщить знания о весне. Расширять и актуализировать словарный запас, корректировать речевые ошибки, активизировать устную речь.

Задачи:

Образовательные:

  • Закреплять произносительные умения и навыки правильного произношения звука [Л].
  • Активизировать и обогащать активный словарь по теме: «Весна».
  • Упражнять в практическом использовании лексико-грамматических конструкций: предложно-падежного управления, согласования существительных с прилагательными, единственного и множественного числа существительных, согласования числительного со словосочетанием (игра «1-2-5»), многозначности слов.
  • Совершенствовать навыки чтения слов разной слоговой структуры.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать физиологическое и речевое дыхание.
  • Корригировать и развивать фонематическое восприятие.
  • Развивать логическое мышление, совершенствовать операции анализа и синтеза, координацию движений, ориентировку в пространстве.
  • Развивать тонкие дифференцированные движения пальцев и кисти рук.
  • Корригировать переключение внимания при выполнении различных видов работ.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к предмету через создание положительного эмоционального фона занятия.
  • Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование: иллюстрации с изображением весны, предметные и сюжетные картинки, карточки-слова, компьютер, куклы.

Музыкальное сопровождение: музыкальные композиции «Девочка-весна», «По весенней воде».

Ход занятия

Организационный момент.

- До начала занятия моем руки, звучит музыкальная композиция «Девочка-весна».

- Психо-эмоциональный настрой; взаимодействие друг с другом. Игра «Солнышко»:

«Один, два, три, четыре, пять -
Приглашаю всех играть.

Возьмитесь за руки, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошего дня. Поможет Вам в этом солнышко, которое излучает добро (передача солнышка по кругу со словами: «Доброго дня, желаю …»

Улыбнемся друг другу и сядем за парту (правила посадки).

Артикуляционная гимнастика

 «Что произошло? Кто-то перепутал все карточки-схемы нашей артикуляционной гимнастики. Помоги, пожалуйста, и расположи все схемы по-порядку.

 «Домик»:

«В домике этом…» - широко раскрываем рот, закрываем «на замок»
«Двери домик открывает и гостей всех созывает»

«Заборчик»:

Губы улыбаются, зубки сомкнуты.

«Солнышко»:

Широкий язычок лежит на нижней губе
«Я считаю до пяти: один, два, три, четыре, пять»

«Ветерок»:

Щеки не надуваются. Вопрос: какая воздушная струя – теплая или холодная?

«Стрелочка»:

Боковые края языка напряжены, кончик языка тоненький

Сообщение темы занятия.

Логопед: Давайте подумаем кто перепутал все карточки-схемы?

- Какое сейчас время года?

- Назовите все весенние месяцы.

- Какой сейчас весенний месяц?

- Это первый или последний месяц весны? (Перепутал схемы ветерок)

- Ветерок весной, какой ветерок? (весенний ветерок)

Фонематическое восприятие: звук дождя. Правильное произнесение звука [Л].

Сегодня на занятии мы будем закреплять правильное произнесение звука [Л] в слогах и словах и поговорим о весне.

- Немножко отдохнем. Положите голову на руки, закройте глаза и представьте, что вы на улице.

- Что представили?

Солнце какое? - Весеннее, яркое, теплое… Небо какое? - голубое, ясное, высокое, чистое, безоблачное; ветер свежий, весенний, теплый; ручьи быстрые, прозрачные, чистые, звонкие….

- Подбери как можно больше слов про то, что делают весной солнце, снег, ручьи, почки?

Солнце светит, пригревает, ласкает; почки набухают,…

 Дыхательная гимнастика.

Игра: «Ветерок»:

Вдох ртом, выдох ртом.
Ветер утих. Покажите тихий, легкий, слабый ветерок.
Вдох носом, выдох ртом.

- Как надо правильно дышать прохладным весенним воздухом? (через нос)

Уточнение произношения звука [Л] в слогах, словах.

- К нам на занятие пришел гость. Отгадайте загадку и узнаете кто он.

«Гладила мама-ежиха ежат
Что за пригожие детки лежат.»

Ежик:

Здравствуйте!
Как Вас зовут?
В каком классе Вы учитесь?
Вы знаете стихотворение о весне? Отгадайте.

Презентация

Игра: «Без чего не может быть весны».

Весна не может быть без яркого солнца (без ручейков, без грозы, без проталин, без подснежников).

Фонетико-фонематическая зарядка

Логопед: повторим для нашего гостя голосовую и звуковую разминку (компьютерная программа «Веселые игры для развития слуха и речи»).

Закрепление произносительных умений и навыков правильного произношения звука [Л]; развитие фонематического восприятия.

Логопед: Наш гость приготовил для вас интересные задания.

Игра «1-2-5-нужно посчитать» (согласования числительного со словосочетанием)

Игра «Наоборот» (обогащение словаря антонимами, развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук)

Поиграем в игру «Наоборот» (с мячиком «ёжиком»)

Лексический материал:

  • грустный – веселый;
  • кислый - сладкий;
  • худой - толстый;
  • белый – черный;
  • легкий – тяжелый.
  • плохой – хороший.

Физминутка

(танец весны «По весенней воде» – развитие эмоциональности через движения )

Закрепление. Развитие связной речи.

Составление предложений по опорному слову-картинке.

- Как назовем наш рассказ? «Весна-красна!»

Итог занятия.

Логопед: Молодец! Выполнили все трудные задания ежика. Закрепили знания о времени года весна и умения правильно произносить звуки.

Ежик: Ребята, сегодня на занятии я узнал много нового, подружился с вами, мне было очень интересно. И я обещаю, что буду радовать Вас. Спасибо Вам! До свидания!

Занятие окончено. Спасибо всем гостям, которые пришли к нам на занятие!