Урок русского языка по теме "Учимся применять орфографические правила". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Тип урока:урок повторения.

Формы работы:фронтальная, индивидуальная, парная.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Формирование УУД:

  • коммуникативные: строить высказывания, аргументировать свои ответы.
  • регулятивные: применять установленные правила; определяют цель деятельности на уроке;
  • личностные: способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения; умеют слушать собеседника, стремятся его понять; проявляют инициативу в процессе учебной деятельности; ориентируются на понимание причин успеха в усвоении знаний и оперативных действий; обнаруживают настойчивость в преодолении трудностей.
  • познавательные: структурирование знаний, использовать общие приемы,
    формировать умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Цели урока: создание условий для формирования умения распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные, правильно проверять слова; развивать орфографическую зоркость; воспитывать культуру письма и поведения в ходе работы на уроке.

Задачи:

  • осуществлять взаимный контроль, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в парах);
  • подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными;
  • подбирать проверочные слова к словам с парной согласной в корне слова;

Планируемые результаты:

  • формирование личностных УУД: способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.
  • формирование познавательных УУД: анализ объектов с целью выделения существенных признаков.
  • формирование коммуникативных УУД: умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты), с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения.
  • формирование регулятивных УУД: формирование умения оценивать свою работу и работу одноклассников на основе заданных критериев.
  • формирование предметных результатов: создание условий для проведения наблюдения за языковым материалом.

Ход урока

1. Орг. момент.

Вот и прозвенел звонок.
Начинается урок.
Очень тихо вы садитесь
И работать не ленитесь.

II. Мотивация к учебной деятельности.

- Наш урок предлагаю провести под девизом: «Дойти можно тогда, когда идешь, узнать можно тогда, когда учишься». (СЛАЙД №2)

- Согласны ли вы с пословицей?

- Объясните ее смысл. (Надо двигаться, тогда дойдешь до цели, а чтобы узнавать новое, нужно учиться).

- А вы готовы работать и добывать знания?

- С каким настроением нужно приниматься за работу? Почему?

Поднимите смайлик, который соответствует вашему настроению. Хочется, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас до конца урока.

- Каким вы хотите чтобы был урок? (интересным, познавательным)

III. Разминка.

- Начнём мы свой урок с небольшой разминки.

1. Назовите однокоренные слова к слову дом.

2. Сколько букв в слове ёлка, а звуков?

3. Какая часть слова находиться перед корнем? А после корня?

4. Жи-ши пиши с буквой …

5. Сколько гласных букв в слове карнавал?

6. Первое слово в предложении пишется с …

7. Сколько слогов в слове конь?

8. Какая буква пишется в конце слова пень?

9. Какой знак ставится в конце повествовательного предложения?

10. Как называется главная часть слова?

IV. Чистописание.

- Запишите число, классная работа.

- С чего начнем работу? (С чистописания.)

- Зачем нам это нужно? (Учиться чисто и красиво писать нужно для того, чтобы другие люди могли быстро прочитать, что ты написал.)

- Посмотрите на доску и скажите, написание каких букв мы будем сегодня отрабатывать? (а, е, и, я; ж-ш, з-с, б-п)

V. Сообщение темы и цели урока.

- Как вы думаете, почему именно эти буквы я взяла для чистописания? (Эти буквы встречаются в словах в орфограммах.)

- Какие орфограммы вы знаете с гласными?

- Какие правила вы знаете с этими гласными? («Жи-ши пиши с буквой и», «Ча-ща пиши с буквой а», «Безударные гласные, проверяемые ударением», «Безударные гласные, непроверяемые ударением»).

- Какие орфограммы вы знаете с согласными?

- Кто догадался и может сформулировать тему урока? (Учимся применять орфографические правила.)

- Проверим, правильно ли мы сформулировали тему урока? (Слайд №3)

- Тема урока «Учимся применять орфографические правила». А зачем нам это надо? (Чтобы писать грамотно. Грамотное письмо легче читать и понимать.)

- Какие цели мы поставим перед собой?

  • Уметь находить в словах орфограммы. (Слайд №4)
  • Правильно подбирать проверочные слова.

- Чтоб ошибок избежать,
Зоркость будем развивать.
Сейчас проверить сможешь сам
Своё внимание к словам.

VI. Словарно-орфографическая работа.

- Итак, учимся применять орфографическое правило «Безударные гласные корня, непроверяемые ударением».

Тетрадь «Пишем грамотно» - с.27

4 ученика работают по карточке (проверка по карточке – помощнице)

- Почему данные слова называются словарными?

- Как можно проверить правильность их написания? (выучить, проверить по словарю)

Проверка словарных слов. (Слайд № 5)

- Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа и поставьте отметку.

VII. Работа по теме урока.

1. Правила работы в паре. (Слайд №6)

Работа в паре: карточка с заданием – Выбери проверочные слова, подчеркни их. Обозначь буквой безударный звук в корне слова.

Проверка, самооценка.

- С какой орфограммой работали? Как проверяли безударную гласную?

Физминутка

Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали.
(Поморгать глазами.)
Посмотрите все в окно,
(Посмотреть влево - вправо.)
Ах, как солнце высоко.
(Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем,
(Закрыть глаза ладошками.)
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем,
(Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх - влево.)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз,
(Посмотреть вниз.)
Жмурься сильно, но держись.

2. Индивидуальная работа: карточка с заданием – соедини слово стрелками с нужной буквой.

Взаимопроверка, самооценка.
- Сейчас мы займемся поисковой работой.

3. Игра «Найди пару». Работа в паре.

В.да – водный

 гн.здо – гнёзда

Сл…ва – слово

 ст.на – стены

Т.желый – тяжесть

 с.сна – сосны

П.левая – поле

 м.лыш – маленький

Гри… - грибы

 сне… - снега

Ду… - дубы

 моро… - морозы

Жира… - жирафы

 мор… - моржи

- Какие орфограммы встретились в словах? (безударные гласные, парные согласные)

- Как проверить парную согласную?

4. Работа по карточке. (правописание парной согласной).

Зу…, клю…, но…, жира…, сне…, вол…, глобу…, ма…, шар…, солда….

5. Игра «Исследователи».

Работа в группе.

- Найди ошибки в предложениях: Р/Т с.29 упр.7

VIII. Рефлексия.

- Давайте подведем итог нашей плодотворной работы.

- Какая была тема урока? (Учимся применять орфографические правила.)

- Какие цели мы ставили? (Уметь находить в словах орфограммы. Правильно подбирать проверочные слова.)

- Достигли ли мы этих целей? Как достигали?

- Что помогло нам справиться с заданиями?

- С какими орфограммами мы сегодня работали? (Безударные гласные корня, проверяемые и непроверяемые ударением, парные согласные.)

- При выполнении каких заданий испытывали затруднения?

- За что вы можете себя похвалить?

- Если у вас были сегодня ошибки, не отчаивайтесь. Помните: дойти можно тогда, когда идёшь, узнать можно тогда, когда учишься.

IХ. Домашнее задание. По выбору.

Карточка: Выпишите слова с пропущенными буквами, выделите орфограмму, напишите проверочное слово.

Помощь пернатым друзьям.

Наступила х…лодная з…ма. Снег укрыл всё белым покрывалом. Ст…ит сильный м…ро…. В зимнюю пору птицам приходится трудно. Ребята сделали к…рмушку для п…рнатых друзей и повесили её на старой берёзе. Первыми отыскали птичью столовую ло…кие синицы. Вот прилетела шумная стайка воробьёв. За ними важные сн…гири. или Р/Т с.28 упр.4

Слова учителя:

За вас сегодня я очень рада!
За труд вас всех благодарю.
И отметками хорошими и отличными,
Всех, непременно, оценю!

- Какое у вас сейчас настроение? Покажите.