Лингвистические и методические аспекты изучения темы «Причастие» в свете обучения по стандартам второго поколения

Разделы: Русский язык


В 7 классе завершается изучение морфологии. Ученики знакомятся с двумя абсолютно новыми частями речи. Учитель вводит понятия причастия и деепричастия, разграничивая особенности лексического значения этих частей речи. Мы остановимся на теме «Причастие».
«Причастие – это глагольно-именная форма, в которой действие направлено на признак, как свойство предмета, проявляющееся во времени» (3,99). Глагольность в причастиях «выражается как окачествлённое действие, приписанное предмету и определяющее его наподобие имени прилагательного» (2,221).

Таким образом, в причастиях сталкиваются два значения: значение признака и значение действия.

Изучение данной темы должно быть подготовлено повторением имени прилагательного и глагола, знание которых необходимо для того, чтобы ученик смог понять новую тему и умел отличать причастия от глагола и прилагательного.

При повторении глагола особого внимания требуют следующие вопросы: понятия личных и неличных (неопределённой) форм глагола, категории вида, времени, переходности и непереходности, спряжения, возвратности. Необходимо повторить, что личные формы глагола в предложении всегда являются сказуемыми (то, что глаголы в неопределённой форме могут выступать в роли разных членов предложения, пока не изучалось). Из глагольных словосочетаний особого внимания требуют словосочетания с зависимыми словами – существительными. Повторяется понятие связи управления (без введения термина).

При повторении имени прилагательного подчёркивается его связь с существительным. С этим тесно связано понятие согласование. Разбирается, что основным видом словосочетания для данной части речи является словосочетание  «прилагательное + существительное», имеющее общее грамматическое значение «предмет и его признак». Необходимо повторить и словосочетания с главным словом - прилагательным, так как именно оно послужит основой при объяснении причастных оборотов. Также на материале словосочетаний ведётся пропедевтическая работа, предваряющая разговор о видах словосочетаний (согласование, управление, примыкание) в 8 классе.

Повторяется и синтаксическая роль прилагательных в предложении. Как и глагол, причастие обладает категориями времени, вида, залога. Во многих случаях в действительных причастиях настоящего времени развивается значение временного действия, особенно в образованиях с непереходным значением. «Причастие на –щий сами по себе ни на прошедшее, ни на будущее время указать не могут, они обозначают лишь наличный процессуальный признак» (2,225). Всё это создаёт условия для перехода причастий в разряд имён прилагательных, а следовательно, для возникновения омонимичных форм (блестящий на солнце шпиль здания – блестящая техника игры).

Возникновение омонимичных форм возможно также у полных и кратких форм страдательных причастий. Омонимичные формы не появляются у возвратных форм причастий, этому препятствуют их залоговые значения (наличие конечного -ся).

Приступая к изучению причастий, полезно проанализировать соотносительные с ними формы и конструкции типа: красный – краснеющий помидор; листок, который упал – упавший листок. Анализ этих соответствий помогает учащимся осознать основное свойство причастий – обозначать признак по действию, признак в процессе его образования.

Значение признака по действию в форме причастия передаётся более кратко и лаконично, чем в оборотах со словом который в сочетании с глаголом. Кроме того, причастия указывают на более активное, действенно проявление признака по сравнению с соотносительными именами прилагательными (зеленеющие поля – зелёные поля).

С этой же целью можно проанализировать действительные причастия настоящего времени (горящие, висящие) и соотносительные с ними имена прилагательные с суффиксами –юч (ий), - яч (ий) (горячий, висячий).

Причастие обозначает состояние предмета в настоящем времени (висящая лампа – лампа, которая висит), а прилагательное – постоянное свойство, особенность предмета (висячая лампа), причастие содержит указание на действие.

Очень близки по значению действительные причастия прошедшего времени и прилагательные, образованные от причастий (с суффиксом –л-), -загоревший - загорелый; пригоревший – пригорелый.

Причастие в данном случае выражает признак через процесс, а прилагательные значения этого же признака передают как качество предмета, испытывающее воздействие со стороны.

Анализ подобных соответствий поможет учащимся лучше понять грамматическую природу причастий.

Страдательные причастия сопоставимы с соотносительными конструкциями типа «тот, кого победили»; «тот, кого уважают». Замена подобных конструкций соответствующими формами причастий будет способствовать выработке навыков грамотного образования страдательных причастий как настоящего времени, так и прошедшего.

Параллельно стоит говорить о том, что действительные причастия настоящего и будущего времени и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени образуются от глаголов с помощью суффиксов всегда суффиксальным способом.

Наибольшее затруднение у учащихся, по мнению педагогов, вызывает написание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени и написание –енн-, -ённ-, -нн- у страдательных причастий прошедшего времени (учащиеся должны отличать страдательные причастия прошедшего времени и способ их образования от прилагательных), образование кратких форм причастий.
Для развития речевых навыков учащихся полезно сопоставление действительных и страдательных оборотов – дом, строящийся архитектором – архитектор, строящий дом; ветер, колеблющий листья – листья, колеблемые ветром, которые являются грамматическими синонимами.
Замена действительного оборота страдательным, и наоборот, не должна носить механического характера. Учащиеся по мере возможности должны постараться проанализировать смысловое и стилистическое различие между этими двумя вариантами (попутно вырабатывается умение выделять запятыми причастные обороты, стоящие после определяемого слова).

Причастия заметно активны в научной речи, где они очень часто заменяют глаголы. 

Краткие страдательные причастия, благодаря своим богатым возможностям в способе выражения действия и состояния предмета, активно используются как в разговорной, так и в книжной речи. Они могут служить средством выражения результата действия в научной литературе, образным, ёмким средством описания свойств и состояний предметов и явлений в художественной литературе.

Изучение материала направлено на формирование умений, способствующих качественному усвоению темы «Причастие».

Умения – это способность учащегося применить на практике то или иное знание. Умения делятся на языковые (умение оперировать с языковыми единицами – от опознания до полного разбора), речевые (умение строить связную речь) и орфографико-пунктуационные. Умения и навыки по русскому языку формируются с помощью упражнений, поэтому виды упражнений тесно связаны с типами и видами умений. Не всякое упражнение может быть использовано для формирования того или иного умения.

Упражнения, формирующие учебно-языковые умения. М.Т. Баранов в статье «Выбор упражнений для формирования умений и навыков» (1,36) отмечает, что учебно-языковые умения – это мыслительные действия с изучаемым языковым материалом.

В учебных целях, работая с языковым и речевым материалом, учащиеся опознают звуки, буквы, части слова, морфемы, части речи и т.д., группируют их, устанавливают логические связи, производят анализ, т.е. указывают изученные признаки.

Действия по опознанию языкового и речевого материала – это опознавательное учебно-языковое умение; действие по группировке – это классификационное учебно-языковое умение; действия по выявлению всех изученных признаков – это аналитическое учебно-языковое умение (Е.И. Литневская, В.А. Багрянцева (4,78) называют это умение синтетическим).

Выбор упражнений в первую очередь связан с видом того учебно-языкового умения, которое мы хотим сформировать.

Опознавательное умение формируется с помощью следующих упражнений:

  1. Доказательство принадлежности языкового явления к указываемому разряду.
  2. Узнавание в данном дидактическом материале изучаемого языкового явления.
  3. Подбор примеров.

Классификационное умение формируется с помощью следующих упражнений:

Определение основы группировки языковых явлений.

  1. Определите, какое фонетическое явление лежит в основе деления слов на две группы.
  2. По какому признаку эти слова разделены на две группы.
  3. Заполнение готовой таблицы примерами.
  4. Распределение языковых явлений на группы по данной основе.
  5. Группировка языковых явлений, данных вперемешку.
  6. Составление таблиц и заполнение их примерами.
  7. Нахождение и исправление ошибок в группировках.

Аналитические (синтетические) упражнения представляют собой полный или частичный разбор слов, словосочетаний, предложений и текстов в соответствии с их грамматическими и семантическими признаками.

Для этой цели используются различные виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический и стилистический.

Упражнения, формирующие правописные (орфографические и пунктуационные) умения и навыки.

Упражнения, формирующие речевые умения.

Коммуникативные упражнения формируют коммуникативные  умения, а именно:
- создавать текст на заданную с учётом адресата, цели и стиля тему;
- ограничивать текст от нетекста;
- собирать материал в соответствии с темой;
- систематизировать  его, создавая рабочие материалы;
- отбирать языковые средства, соответствующие теме, адресату и стилю будущего текста;
- связно излагать мысли в форме того или иного типа речи;
- редактировать (улучшать) написанное.

Мы перечислили основные виды упражнений. Все они тесно связаны с умениями: каждое умение формируется определёнными видами упражнений. При обучении учащихся это обстоятельство необходимо соблюдать, выбирая для урока те упражнения, которые формируют соответствующие умения. Преобладать должны умения общеучебные.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет программу развития личности ребенка через формирование универсальных учебных действий (УУД). На первый план в процессе обучения выходят личностные и метапредметные (регулятивные, коммуникативные, познавательные) умения, которые, будучи подкреплены учебной мотивацией ребенка (личностные УУД), приводят учащегося путем применения общеучебных способов действия (метапредметные УУД) к умению учиться, т.е. к успешному усвоению новых знаний (самостоятельное овладение предметными умениями). 

Следовательно, при составлении учебно-дидактического материала по теме «Причастие» (как и по любой другой теме) учитель будет использовать те упражнения, которые помогут формировать общеучебные умения (метапредметные), влиять на повышение учебной мотивации ребенка (личностные УУД)  и приведут к самостоятельному открытию нового знания учеником (предметные УУД), т.е. обеспечат формирование важнейшей компетенции личности – умения учиться. 

Литература

  1. Баранов М.Т. Выбор упражнений для формирования умений и навыков. // РЯШ. – 1993, № 3.
  2. Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 7 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
  3. Диктанты с заданиями для старшеклассников. - М.: Чистые пруды, 2005.
  4. Литневская Е.И., Багрянцева В.А.Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академический проект, 2006.