Квест как способ формирования метапредметных компетенций на уроке химии и внеурочной деятельности

Разделы: Химия


Стратегия модернизации образования в РФ предполагает, что в основу обновлённого содержания общего образования будут положены «ключевые компетенции»: «Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах». (Закон РФ «Об образовании», статья 14 «Общие требования к содержанию образования») [4].

На современном этапе развития образовательной системы появляются новые технологии и деятельностные формы взаимодействия с обучающимися, в основе которых лежит их активизация и включение в образовательный процесс. Наиболее востребованными становятся интерактивные формы, позволяющие задействовать всех участников образовательного процесса, реализовать их творческие способности, воплощать имеющиеся знания и навыки в практической деятельности. К таким формам организации образовательной деятельности относятся интерактивная игра, мастер-класс, проектная деятельность, создание проблемных ситуаций, экспериментирование и мнонгое другое. Все эти формы могут существовать как отдельно взятые элементы, а могут сочетаться между собой и варьироваться педагогом при планировании учебных занятий. Особенно хорошо они сочетаются в квест-технологии, или как еще называют образовательный квест, который пользуется популярностью у подростков и взрослых благодаря неординарной организации образовательной деятельности и захватывающего сюжета.

Поэтому целью работы является исследование формирования метапредметных компетенций через использование квест- технологий на уроках химии и во внеурочное время.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) провести обзор учебно-методической литературы, рассмотрев примеры и особенности квест-технологии;

2) рассмотреть возможности использования предметного содержания курсов естественно-географического цикла как средство формирования метапредметных компетенций;

3) разработать сценарий квеста, который может быть использован на уроках химии и во внеурочное время.

В новых стандартах метапредметным результатам уделено особое внимание, поскольку именно они обеспечивают более качественную подготовку учащихся к самостоятельному решению проблем, с которыми встречается каждый день человек на разных этапах своего жизненного пути в условиях быстро меняющегося общества.

Метапредметность как способ формирования мышления обеспечивает формирование целостной картины мира в сознании ребенка. Метапредметность – принцип интеграции содержания образования.

Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы действий – познавательные, коммуникативные – и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию [5].

Итак, разработка и апробация метапредметных программ достижения конкретных метапредметных результатов является одним из перспективных направлений инновационной деятельности образовательных учреждений.

Квест как форма организации образовательного пространства

Реформы в сфере образования и модернизация современного общества заставляют педагогов совершенствовать свои знания, пересматривать взгляды и искать новые формы, приемы, технологии при организации образовательного процесса с детьми и взаимодействии с родителями. Так появился образовательный квест, который стремительно набирает популярность не только у школьников, но и у взрослых (родителей и педагогов), и позволяет индивидуализировать процесс обучения, задействовать все образовательное пространство и создать наилучшие условия для развития и самореализации участников образовательных отношений.

Квест (англ. Quest) - «поиск, предмет поисков, поиск приключений». В мифологии и литературе понятие «квест» изначально обозначало один из способов построения сюжета - путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей.

В образовательном процессе квест - это специальным образом организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой обучающиеся осуществляют поиск информации по указанным адресам, включающий и поиск этих адресов или иных объектов, людей, заданий и пр.
Задачи могут быть различными по своему содержанию и наполнению: творческие, активные, интеллектуальные и т.п. Особенно значимо, что квесты могут проходить как в закрытом пространстве, так и на улице, на природе, охватывая все окружающее пространство. Например, квесты в замкнутом помещении, в классе; квесты в музеях, внутри зданий, в парках; квесты на местности (городское ориентирование - «бегущий город»); квесты на местности с поиском тайников (геокэшинг) и элементами ориентирования (в т.ч. GPS) и краеведения; смешанные варианты, в которых сочетается и перемещение участников, и поиск, и использование информационных технологий, и сюжет, и опережающее задание - легенда. [1]

При подготовке и организации образовательных квестов необходимо определить цели и задачи, которые ставит перед собой организатор, учитывая категорию участников (дети, родители), то пространство, где будет проходить игра и написать сценарий. Самое главное - заинтересовать участников. Детей заинтриговать значительно легче, чем взрослых (родителей, педагогов), поэтому очень важно продумать этот момент, чтобы родители стали партнерами и активными участниками, т.к. это является одной из главных задач, которая прописано в «Законе об образовании».

Структура образовательного квеста может быть следующей:

1. Введение (в котором прописывается сюжет, распределяются роли).

2. Задания (этапы, вопросы, ролевые задания).

3. Порядок выполнения (бонусы, штрафы).

4. Оценка (итоги, призы).

Педагогу, разрабатывающему квест, необходимо определить:

  • цели и задачи квеста;
  • целевую аудиторию и количество участников;
  • сюжет и форму квеста, написать сценарий;
  • определить необходимое пространство и ресурсы;
  • количество помощников, организаторов;
  • назначить дату;
  • как заинтриговать участников. [2]

Таким образом, образовательный квест, как вид интерактивных технологий, позволяет решить следующие задачи:

  • образовательную - вовлечение каждого ребёнка в активный познавательный процесс (организация индивидуальной и групповой деятельности школьников, выявление умений и способностей работать самостоятельно по какой-либо теме);
  • развивающую - развитие интереса к предмету, творческих способностей, воображения учащихся; формирование навыков исследовательской деятельности, умений самостоятельной работы с информацией, расширение кругозора, эрудиции, мотивации;
  • воспитательную - воспитание личной ответственности за выполнение задания, воспитание уважения к культурным традициям, истории, краеведению, здоровьесбережение и здоровьесозидание.

Следовательно, использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства.

Аспекты практического использования квест -технологий при обучении химии

В настоящее время наибольший интерес вызывают исследования междисциплинарного характера и содержание современного школьного естественнонаучного образования должно отражать ведущую тенденцию современной науки – её интегративный характер.

С целью активизации учебно-познавательной деятельности учащихся необходимо придавать урокам эмоциональную окраску.

В практической части работы представлены концептуальные основания отбора содержания и конструирования комплекса квеста, рассмотрена теоретическая модель их решения, основанная на соотнесении с учебными целями, предложены методические приемы их использования на различных этапах образовательного процесса, эффективность которых проверена экспериментально.

Таким образом, результаты исследования можно использовать:

  • на уроках для решения теоретических и практических задач как на этапе актуализации знаний, так и при любой форме контроля;
  • для дальнейших исследований (например «Разработка сборника интегрированных заданий для организации урочной и внеурочной деятельности по учебному курсу предметов естественнонаучного цикла в форме квест», WEB-квест на уроке химии),
  • при проведении часов факультативного курса «Волшебный мир химии»,
  • в качестве внеклассного мероприятия в рамках методической недели «Посвящение в химики» так и, на уроке химии по теме «Жесткость воды», «Алюминий».

Итак, решение различных теоретических, практических и экспериментальных задач по химии – это важная сторона овладения знаниями основ химической науки. Использование нестандартных методов и приемов позволяет упростить задания по химии, а также увидеть с другой, более доступной позиции.

Анализ предметных особенностей и отбор содержания при использовании квест-технологий на уроке химии

 Образовательный квест – это совершенно новая форма обучающих и развлекательных программ, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность, ведь что может быть увлекательнее хорошей игры? Живой квест не только позволяет каждому участнику проявить свои знания, способности, но и способствует развитию коммуникационных взаимодействий между игроками, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих. В квестах присутствует элемент соревновательности, а также эффект неожиданности (неожиданная встреча, таинственность, атмосфера, декорации). Они способствуют развитию аналитических способностей, развивают фантазию и творчество, т.к. участники могут дополнять живые квесты по ходу их прохождения.

Квест может быть применим на любом этапе урока. Так для реализации квест-технологий в начале урока может быть достаточно дать учащимся правильную задачу для активации познавательной деятельности (Приложение 1).

В качестве примера рассмотрим структуру квеста в рамках урока химии 9 классе по теме «Жесткость воды».

При работе на уроке учащиеся исследуют свою тему в мини-группах, выполняют задания квеста, созданного учителем.

Занятие включает в себя несколько этапов:

  1. Мотивационно-ориентировочный,
  2. Исследовательская деятельность (работа с квестом),
  3. Заключительный,
  4. Этап подведения итогов и рефлексии.

1. На мотивационно-ориентировочном этапе осуществляется актуализация знаний, задается исходная ситуация, выбирается маршрут«Актуализация»: В начале занятия проводится подготовительная работа, беседа по вопросам темы (слайд), задается исходная ситуация, осуществляется погружение в тему. Это помогает учащимся настроиться на продуктивную деятельность.

Ученикам раздаются карточки с письмом жительницы нашего города, суть её проблемы: не так давно, она приобрела новую бытовую технику как то: стиральная машина, утюг с системой отпаривания и электрический чайник. Однако радость обновкам длилась не долго. Буквально через две недели эксплуатации приборы стали выходить из строя. Все началось с безобидного светло-серого налёта на дне чайника, фото которого нам любезно предоставила жительница, и вы можете его видеть на слайде. В магазине ей лаконично ответили, что вся техника качественная, а виновата женщина сама. В чем же причина поломки, и что, с химической точки зрения представляет из себя этот серый налёт?

Учащимся предлагается разобраться в данной ситуации, составить план исследования, собрать как можно больше информации, выполняя задания и отвечая на вопросы маршрутной карты квеста. Задания призваны(нацелены) вызвать интерес и побудить к исследовательской деятельности.
Квест предполагает ведение учениками группового исследования предложенных металлов по нескольким направлениям:

  • Жесткость воды и механизмы её образования в природе,
  • Виды жесткости,
  • Способы устранения временной и постоянной жёсткости,
  • Ионообменные реакции как способ устранения жесткости.

Для этого учащиеся разбиваются на группы.

2. Исследовательская деятельность.

Каждая группа выполняет собственное исследование, осуществляет поиск и сбор материала, стараясь выполнить все задания и ответить на максимальное количество вопросов.

Далее каждому путешественнику предстоит побывать на станциях, выполняя различные задания квеста. Задания представляют собой отдельные блоки вопросов, и текст о том, где можно получить необходимую информацию. Вопросы сформулированы так, чтобы ученик был вынужден произвести отбор материала, выделив главное из той информации, которую он находит. На этом этапе выполнения задания формируются исследовательские навыки. Работа над темами должна обобщать, углублять знания учащихся, расширять их кругозор.

Всю собранную информацию в виде текстовых документов, фотографий, схем, таблиц, картинок учащиеся систематизируют в своих тетрадях для последующей обработки.

Учитель выступает в роли организатора процесса учения и консультанта, руководит самостоятельной деятельностью учащихся, оказывает им нужную помощь и поддержку.

3. Заключительный этап.

По окончании работы с квестом ребята в своей тетради отмечают данные в таблице по своему вопросу. Таким образом в конце урока создают таблицу «Виды жесткости воды» (Приложение 2).

4. Подведение итогов урока.

1) При подведении итогов урока учитель предлагает учащимся ответить на вопросы и провести самооценку.

2) В качестве домашнего задания предлагает ученикам оформить собранную входе исследования информацию в виде ответа на письмо, учитывая рекомендации.

5. Оформление результатов исследования (домашняя работа)

При оформлении результатов деятельности происходит осмысление проведенного исследования. Работа на данном этапе предусматривает отбор самой значимой информации из накопленного материала.

В заключение хочется сказать, что, конечно, такие уроки интересны и понятны учащимся, их можно проводить (например, в качестве обобщающих после изучения тем или уроков-исследований). Но ни для кого не секрет, что разработка подобного рода уроков требует большой подготовки именно от учителя, так как в его задачи входит не только создать квест, но и отобрать полезную информацию в Интернете. Это удел энтузиастов. И хорошо, когда на помощь приходят коллеги – единомышленники.

Квест как форма организации внеурочной деятельности по химии

Работу квестами можно организовать как внеурочную проектную деятельность с учащимися, интересующимся химией и информатикой, в качестве предпрофильной подготовки, при подготовке к интеллектуальным конкурсам и викторинам. Учащиеся могут участвовать в разработке собственных квестов.

Так например, в нашей школе традиционно проводится неделя естественных наук, в рамках которой была опробована квест -технология.
Для организации внеклассного мероприятия для младших школьников были подобраны задания различных уровней сложности по предметам естественно-географического цикла. Их решение позволит не только сформировать различные универсальные учебные действия,но и отработать учебный материал в более комфортной игровой форме.

Рассмотрим фрагмент сценария игры «Веселые станции» для 6 классов в стиле «квест» в рамках недели предметов естественно-научного цикла

Дата: 09.03.17.

Место проведения: кабинеты 13, 31, 32, 44, рекреация 2 этажа школы.

Цели и задачи игры:

  • Формирование практических навыков работы с различными источниками знаний: картой, планом, лабораторным оборудованием, спортивным инвентарем.
  • Развить интерес детей к изучению предметов естественно-научного цикла.
  • Способствовать углублению и расширению познавательных процессов, мышления, развитию памяти, формированию наблюдательности, развитию воображения и свободной грамотной речи.
  • Расширить кругозор учеников.
  • Развить умение работать в группе.

Инструменты:

  • Грамоты и призы
  • Маршрутные листы
  • Конверты с буквами кодового слова
  • Индивидуальное оборудование по каждому предмету

Название станций были наклеены на двери кабинетов, где проходили испытания.

Кодовые слова:

  • Химия,
  • Биология,
  • География

Ход игры

Участники игры разбиваются на команды при помощи жеребьевки. Каждая команда выбирает капитана (задача которого поддержание дисциплины и работоспособности команды), получает заранее приготовленную эмблему и путевой лист. Согласно маршруту путевого листа, команды отправляются по «Веселым станциям», на которых при выполнении заданий получают конверт с буквой кодового слова. Путевые листы составлены так, чтобы команды на маршруте не сталкивались. После прохождения всего маршрута команды собираются в начальном пункте, где вскрывают конверты и собирают кодовое слово. Побеждает команда, собравшая слово первой.

Вступление: Сегодня мы встречаемся с участниками состязаний в рамках Недели естественных наук. У нас есть 3 команды. Давайте придумаем названия своим командам.

Правила квеста: Сейчас каждой команде даётся по конверту с стартовым заданием и инструкцией по дальнейшему действию. В конвертах маршрутный лист, который показывает вам последовательность перемещения по станциям. В каждой локации вы делаете задания. За прохождение каждой станции даётся буква для финального испытания, после чего вы отправляетесь на следующую станцию. Кто в конце игры пройдет все локации, составит слово из полученных букв, не заработав штрафных баллов и считается победителем.

Далее ученики отправляются постанциям, на каждой из которых получают задания. При выполнении оценивается как скорость, так и правильность. В результате получают конверт с дальнейшими инструкциями.

1. Станция «Тычинки и пестики» (биология) 31

2. Станция «Моря и океаны» (география) 44

3. Станция «Колбочки и пробирочки» (химия) 32

4. Станция «Правила жизни» 13

5. Станция «Выход силы» «Кубки» 2 этаж

После прохождения маршрута, собравшись в начальном пункте, ребята вскрывают конверты и собирают из полученных на каждой станции букв кодовое слово. Команды, по мере составления слова прикрепляют его для демонстрации на доску.

Уникальность квеста заключается в его универсальности. Достаточно повысить уровень сложности заданий, возможно сделав упор на какой-то определённой науке, и к данному мероприятию можно приглашать учащихся 8-9 классов (Приложение 3).

Таким образом, для современного выпускника важно умение представлять информацию в различных видах и формах, умение строить схемы и модели, умение делать анализ на основе наблюдений и сравнений, умение быстро обрабатывать большой объем информации, четко и ясно выражать свои мысли.

Заключение

В данной работе рассмотрен вопрос использования квест-технологий при изучении химии с целью формирования метапредметных компетенций учащихся.

Решение различных теоретических, практических и экспериментальных заданий по химии – это важная сторона овладения знаниями основ химической науки.

На современном этапе развития общество требует от школы внедрения в учебный процесс новых форм и технологий обучения, постоянного повышения квалификации преподавателей, использования на уроках интегрированных форм обучения и осуществления метапредметных связей. В результате апробации и экспериментального применения работы в процессе обучения в 6–11 классах можно сказать, что формирование умений решать квестовых заданий побуждает учащихся повторять пройденное, углублять и осмысливать его для восприятия последующего материала.
Задачи, включенные в сценарий квеста, становятся стимулом самостоятельной работы учащихся. Для тех, кто сможет усвоить методологию решения задач, они не будут вызывать особых трудностей. В процессе прохождения квеста воспитывается трудолюбие, целеустремленность, развивается чувство ответственности, упорство, настойчивость в достижении поставленных целей. В процессе решения заданий реализуются межпредметные связи, показывающие единство природы, что позволяет развивать мировоззрение учащихся.

Становится все более очевидным, что развитие материального производства, познание глобальных проблем человечества (экологическая, энергетическая, ресурсная и др.) зависят не только от вклада отдельных наук, но и от их междисциплинарного синтеза.

Список литературы

  1. Андреева М.В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции. Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам. Тезисы докладов I Международной научно-практической конференции. - М., 2004.
  2. Василенко А.В. Квест как педагогическая технология. История возникновения квест-технологии. Международный педагогический журнал Предметник. -М., 2016.
  3. Крицман В.А., Станцо В.В. Энциклопедический словарь юного химика. - М.: Педагогика, 1982.
  4. Кудряшова Т.Г. Статья «Обучение. Компетентность», 2010.
  5. Кузнецова Л.М. Новая технология обучения химии: Метод. Пособие. - Обнинск: Титул, 2000.