Конспект НОД для детей старшей группы по теме «Знакомство со свойствами бумаги»

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели: Расширять и закреплять кругозор детей по теме «Знакомство с бумагой». Развивать внимание, мышление, память. Формировать представление у детей о разных видах бумаги и ее свойствах.

Образовательные задачи:

  • Уточнять и расширять представление детей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах. Использование бумаги в жизни человека.
  • Развивать обследовательские действия и уметь устанавливать причинно-следственные связи в процессе выполнения с бумагой различных действий: бумага шуршит, легко мнется, смятую бумагу трудно распрямить; бумага легко рвется, впитывает воду и расползается в воде.
  • Научить детей с помощью разнообразных приемов определять свойства бумаги: бумага бывает белая, красная, гладкая и шероховатая, тонкая и толстая; непрочная.
  • Заинтересовывать детей работой с бумагой.

Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность, бережное отношение к вещам, сделанным из бумаги.

Словарная работа: активизировать и обогащать словарный запас глаголами (шуршит, рвется, режется, мнется, расползается, не распрямляется), прилагательными (бумажный, разноцветная, гладкая, шершавая, тонкая, толстая, мятая, непрочная). Продолжать развивать умение правильно сочетать слова во фразах и по смыслу. Упражнять в подборе слов – антонимов, подборе определений, образных выражений и сравнений.

Связанная речь: учить детей развивать сюжет предложенный воспитателем, продолжать работать над предложением. Развивать фразовую речь.

Материал: кукла, листы бумаги разных видов на каждого ребенка (салфетка, цветная бумага, белая для рисования, картон и калька), емкость с водой, поднос, кукольные платья (одно из бумаги, другое из ткани). Заранее подготовленные бумажные изделия, расставленные в разных местах группы (стаканчик, конверт, пакет, игрушка, коробка, цветок, открытка, бумажный кораблик и самолетик), «чудесный сундучок» - сделанный из картонной коробки, шаблоны цветочков. Иллюстрации с изображением папируса, глиняных дощечек, кожи животных, бересты.

Ход занятия

- Ребята, к нам сегодня в гости пришла кукла Маша. Что принесла нам кукла Маша? Она принесла нам «чудесный сундучок». Как вы думаете, что лежит в «чудесном сундучке»? А что в нем лежит нам подскажет загадка:

Я белая как снег
Дружу с карандашом
Где он пройдет – заметочку кладет. (Бумага)

- Правильно ребята, это бумага. А как вы догадались? Какие слова вам подсказали, что это бумага? (Бумага белая. Можно писать карандашом)

В жизни мы очень часто сталкиваемся с бумагой: дома, в детском саду вы на ней рисуете. Сегодня мы поговорим о разных видах бумаги, их свойствах. Но сначала я хочу рассказать об истории ее происхождения. В древние времена, когда не было бумаги, одни люди писали на глиняных плитках, другие на дощечках. Египтяне придумали писать на папирусе, который делали из болотного тростника. Потом другие народы стали писать на коже животных. На Руси писали на бересте, сделанной из березовой коры. (Свой рассказ сопровождаю демонстрацией иллюстраций).

Хитроумнее всех оказались китайцы. Они раньше других придумали бумагу и никому не рассказывали секрет ее изготовления, поэтому бумага стоила очень дорого. Только спустя многие годы они раскрыли свой секрет. Они делали бумагу из коры деревьев и щепок.

- А вы знаете, из чего делают бумагу в наши дни? (Ответы детей)

- Сейчас бумагу делают из древесного материала. Раньше, ребята, был один вид бумаги – для письма. Теперь их много. О разных видах бумаги мы сегодня и поговорим. Садитесь за столы.

Вынимаю из сундучка и раскладываю перед каждым ребенком листы бумаги, разных видов (1 – салфетка, 1 – белая для рисования, 1 – картон, 1 – желтая глянцевая).

- Перед вами лежат разные виды бумаги. Возьмите в руки белый лист бумаги. Что можете сказать об этой бумаге? Какая она?
(Плотная, белая, гладкая, непрозрачная, на ней можно писать, рисовать, ее можно сгибать)

- А раз на ней можно рисовать, давайте порисуем. Попробуйте провести линию карандашом, затем ручкой. (Дети выполняют задания)

- А можно рисовать красками? (Да) Нарисуйте. Какие рисунки получились? (Яркие, четкие)

- Почему эту бумагу называют для рисования? (Ответы детей)

- Есть другая бумага. Возьмите следующий лист. Может вы знаете, как она называется? (Калька)

- Какая она? (Тонкая, белая, легко мнется)

- А рисовать на ней можно? (Да) Давайте попробуем на ней порисовать сначала ручкой, затем карандашом. (Дети рисуют) Яркий получился рисунок. (Нет)

- Как вы думаете, почему рисунок плохо видно на этой бумаге? (Она тонкая, может порваться, если сильно надавить на нее)

- А краской можно на ней рисовать? (Нет, если много раз провести по ней кисточкой – она размокнет)

- Но все же эта бумага немного волшебная. Переверните листы, на которых рисовали. Что вы увидели? (На бумаге для рисования не видно рисунка, а на кальке видно, она прозрачная)

- Это еще одно качество бумаги калька. Посмотрите, рисунок сквозь нее просвечивает и его можно обвести по контуру.

У вас на столе лежат цветочки. Давайте обведем их на кальку. (Дети выполняют задание)

- Для чего нужна бумага калька? (Ответы детей)

- Посмотрите у вас на столе лежат другие виды бумаги. Кто знает, как они называется? (Картон, салфетка)

- Расскажите мне про картон. Какой он? (Толстый, шероховатый, трудно мнется)

- Теперь расскажите про салфетку. Какая она? (Мягкая, тонкая, легко мнется)

- А на такой бумаге можно рисовать? (Нет)

- Зачем тогда нужна такая бумага, как вы думаете? (Салфеткой вытирают руки, из картона делают картонные коробки)

- Ребята, мы узнали, что бумага бывает разных видов. Как я сказала про бумагу? Она бывает…? (Разных видов)

Назовите какие виды бумаги лежат у вас на столе. (Салфетка, белая бумага для рисования, картон и калька)

Правильно, еще раз потрогайте, погладьте бумагу и скажите, какая она. (Гладкая и шершавая, твердая и мягкая, не прозрачная и прозрачная).

Правильно, молодцы, ребята.

- Попробуйте смять бумагу. Что вы слышите? (Шуршит). А что вы еще заметили? (Мнется). Правильно, вся бумага мнется: и толстая, и тонкая.

Распрямите смятую бумагу. Стала ли она такой же красивой, как была? (Нет, бумага не распрямилась, не разгладилась). Итак, бумага легко мнется и … что? (Не распрямляется, не разглаживается)

А какую бумагу легче было мять? (Тонкую). Правильно тонкую бумагу легче смять, толстую сложнее.

- А сейчас давайте сделаем из белый бумаги самолетик. (Делаем самолетики)

Молодцы, ребята, какие красивые самолетики.

- Ребята, а сейчас давайте поиграем в игру.

Физкультминутка «Кораблик и самолет»

Вот кораблик плывет,
У него отличный ход.
По волнам вперед идет,
Громко песенку поет: «Ы-ы-ы!

Дети изображают движение корабля, раскачивающегося на волнах, произносят протяжно на выдохе: «Ы-ы-ы!»

Самолет летит, как птица,
В синем небе серебрится.
А мотор гудит: «У-у-у,
Я пилоту помогу!»

Дети изображают летящий самолет, подняв «руки-крылья», произнося протяжно на выдохе: «У-у-у».

- Кукле Маше понравилось, как вы изображали корабли и самолеты.

- Ребята, посмотрите, у меня есть еще один вид бумаги. Кто знает, как она называется? (Цветная бумага)

Еще можно сказать она разноцветная. Как я сказала про бумагу? (Она разноцветная)

- А зачем нужна цветная бумага? (Из нее можно делать красивые поделки, аппликации). Молодцы, правильно.

- Посмотрите на цветной бумаге нарисовано платье. Посмотрите, что я сделаю. (Вырезаю платье ножницами)

- Ребята, что я сделала? (Вырезала платье ножницами)

- Правильно, значить бумагу можно разрезать. Это еще одно свойство бумаги.

- А сейчас оторвите по кусочку от каждого листочка. Что вы заметили? (Бумагу можно оторвать)

Вся бумага легко рвется? (Нет)

От какого листа бумаги, было легче оторвать кусочек? (От салфетки)

Почему? (Она тонкая и мягкая)

Послушайте, как я скажу про бумагу: бумага рвется. Она непрочная. Как я сказала про бумагу, какая она? (Она рвется, непрочная)

Почему мы говорим, что бумага непрочная?

Ставлю на стол таз с водой.

- Возьмите кусочки бумаги, которые вы оторвали и опустите его в воду, затем возвращайтесь за столы. Кто мне скажет, что произошло с бумагой? (Она впитала воду и стала мокрой)

- Маша, ты что-то хочешь мне сказать? Кукла что-то шепчет мне. Маша хочет загадать вам загадку. Угадайте, которое платье можно стирать и почему, а которое не следует стирать. (Из бумаги нельзя стирать, стирать можно из ткани)

- Да красное платье из цветной бумаги, поэтому его нельзя стирать. Оно порвется. И не просто порвется, а… Посмотрите сами, что бывает с бумагой, если поместить ее в воду. Кладу в таз с водой салфетку и картон. Достаю и выкладываю на поднос мокрую бумагу, затем приглашаю детей взглянуть, потрогать, отжать бумагу.

- Вы видите, что бумага в воде расползлась. Какая бумага больше расползлась? (Салфетка)

Правильно салфетка расползлась больше и быстрее. Почему? (Она тоньше)

А картон расползается меньше. Почему? (Он толще)

Правильно он толще и поэтому прочнее.

- Итак, мы с вами узнали, что бумага бывает разных видов. Какая еще раз назовите? (Картон, бумага для рисования, калька, салфетка, цветная бумага)

- А с какими свойствами бумаги вы сегодня познакомились? (Бумага бывает белая и разноцветная; бывает гладкая и шершавая, тонкая и толстая; прозрачная и не прозрачная; бумага шуршит, легко мнется; смятую бумагу трудно распрямить; ее можно разрезать; бумага легко рвется и расползается в воде, она непрочная; тонкая бумага легче мнется, рвется, в воде расползается быстрее; толстая бумага прочнее)

Кукла снова, что-то шепчет мне.

- Маша мне сказала, что ей очень понравилось, как вы рассказали про бумагу. Она хочет еще спросить у вас: как же нужно обращаться с бумагой, чтобы она была красивой и не испортилась? (С бумагой нужно обращаться бережно: ее нельзя рвать, резать, мять, мочить в воде)

- А чтобы мы могли рисовать на бумаге или делать из нее разные поделки, наши пальчики должны быть ловкими и умелыми. Покажите Маше, какие у вас умелые пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Мои умелые пальчики».

Мои пальчики расскажут,   (хлопают в ладоши)
Что умеют – все покажут.
Их по пять на каждой ручке. (одноименные пальцы обеих рук
Все сделать смогут, всегда помогут.  (соприкасаются друг с другом)
Они на дудочке играют, (выполнять действия
Мячик бросают,  в соответствии с текстом)
Белье стирают,
Пол подметают,
Щиплют, ласкают –
Пять и пять моих ловких пальчиков.  (показать пальцы обеих рук)

Хвалю детей за игру.

Игра «Найди бумажный предмет»

- А теперь пройдите по групповой комнате, найдите и принесите по одному предмету, сделанному из бумаги. (Дети приносят бумажные поделки, называют их и ставят на стол: «Я принес бумажный стаканчик»; «Я принесла бумажный цветок»», «Я принес бумажную коробочку» и т.д.)

- Ребята, Маше понравилось, как вы занимались. Мне тоже очень понравилось как вы занимались, и что вы смогли найти все бумажные предметы.

Спасибо вам.

Дети прощаются с куклой, приглашают ее еще приходить в гости.