Конспект урока по истории искусства по программе ФГТ для детских школ искусств и художественных школ по теме «Мир искусства»

Разделы: МХК и ИЗО


Информационная страница

Класс: 5 класс

Цель урока: сформировать представление о художественном объединении «Мир искусств» как о крупном эстетическом явлении русской культуры рубежа эпох.

Задачи:

Обучающие:

  • дать представления о деятельности объединения «Мир искусств» и об эстетической позицией группы;
  • познакомить с воплощением мечты о синтезе искусств;
  • Совершенствовать умение анализировать получаемую в ходе урока информацию;
  • познакомить с понятиями: символизм, «Русские сезоны»,

Развивающие:

  • активизировать мыслительную деятельность обучающихся;
  • формировать художественное восприятие обучающихся;
  • развивать творческое воображение обучающихся;
  • развивать зрительную память.

Воспитательные:

  • побуждать интерес обучающихся к произведениям русского искусства;
  • воспитывать любовь к искусству своей страны;
  • поощрять любознательность обучающихся.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного его закрепления;

Основная форма деятельности обучающихся: фронтальная

Общий метод обучения: словесный, визуальный (по классификации П.И.Пидкасистого)

Пособия и материалы: компьютер, проектор, экран (интерактивная доска).

Дополнительные материалы:

  • визуальный ряд: презентация по теме «Мир искусства», подборка мультимедийного материала по творчеству Александра Бенуа, Константина Сомова, Михаила Добужинского, Николая Рериха, Бориса Кустодиева, Евгения Лансере и Льва Бакста;
  • литературный ряд: подборка литературного ряда из цитат поэтических произведений Андрея Белова, Константина Бальмонта и Брюсова;
  • музыкальный ряд: фрагменты из музыкальных произведений М. Мусоргского «Борис Годунов».

Литература:

  1. Энциклопедия для детей «Аванта+», Москва, «Аванта+», 1999 г;
  2. Серия журналов «Художественная галерея», 2005 г;
  3. Чуракова Е. «Константин Коровин и его мастерская в Большом театре», Третьяковская галерея: журнал. — 2012. — № 1;
  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница
  5. https://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/166293/Мир

План урока

Подготовительная часть урока

Структура урока

Время

Действия учителя и обучающихся

Примечания

Подготовка кабинета

 

Подготовка аппаратуры, загрузка видеопрезентации

 

 1. Оргмомент

1 мин

Приветствие. Мотивация к обучению

 

Вводная часть урока

 2. Вводная беседа
Целеполагание и актуализация знаний

3 мин

 «Мир искусства», как крупное эстетическое явление русской культуры.
Утверждение нового взгляда на искусство

 «Мы любим все, но любим через себя»
Сергей Дягилев

Основная часть урока

3. Обзорная беседа

Формирование новых понятий, терминов

Формирование познавательной задачи

Формулировка учебных вопросов

Обратная связь

30 мин

Презентация и рассказ о формировании объединения «Мир искусства».
- формулировка учебных вопросов обучающимся о творчестве передвижников;
- обратная связь – ответы обучающихся;
- раскрыть эстетическую позицию, терминологию и особенности творчества участников «Мира искусств»

«Учился я у разных «корифеев» русского искусства. Страстно сам хотел, как у них, вкладывать все в рыжий свет коптящих керосиновых ламп и вонючих газовых фонарей. А видел только солнечный свет – яркий, как серебристый шелк с холодными тонами перламутра…» Б.Борисов–Мусатов.
Цитата из программы объединения: «Быть во всем и всегда самим собой, искать наиболее полное и яркое выражение таящимся в душе образам или искренне и просто передавать свои впечатления от жизни»
«Мне хотелось, чтобы глаз зрителя тоже эстетически наслаждался, как ухо души - музыкой» К.Коровин

4. Самостоятельная практическая деятельность обучающихся

10 мин

Интерактивная работа обучающихся (ученики между собой в парах анализируют предложенную иллюстрацию).

Стихотворение А.Белого

К.Сомов «Юноша на коленях перед дамой»

5. Рефлексия

10 мин

Выборочная проверка результатов интерактивной работы учеников учителем.

 

6. Завершение урока

Домашнее задание, рекомендуемые источники

2 мин

Домашнее задание:
Описать в виде эссе своеобразие художественного метода «мирискусников». Напутствие, прощание

 

Урок рассчитан на 1,5 часа (по ФГТ для художественных школ).

Презентация.

Ход урока

Подготовительная часть урока

Действия учителя

 

Подготовка кабинета
Подготовка аппаратуры, загрузка видеопрезентации.

 1. Организационный момент
Приветствие. Мотивация к обучению

 

Вводная часть урока

 2. Вводная беседа
«Мир искусства», как крупное эстетическое явление русской культуры.
Все, что любил и чему поклонялся художник в прошлом и настоящем, имеет право быть воплощенным в искусстве, независимо от злобы дня; единственным чистым источником красоты является само искусство.
«Мы любим все, но любим через себя»
Сергей Дягилев.
Основными участниками «Мира искусств» были: Александр Бенуа, Константин Сомов, Михаил Добужинский, Лев Бакст, Евгений Лансере.
(запись в тетрадь). В выставках «Мира искусств» участвовали: В.Серов, М.Врубель, Б.Борисов-Мусатов, К.Коровин, Н.Рерих, Б.Кустодиев, А.Головин и др.

 По ходу презентации:

Слайд Б.Кустодиева «Мир искусства»

Основная часть урока

3. Обзорная беседа

Презентация и рассказ о формировании объединения «Мир искусств»:

- Причины отказа от следования традициям передвижников.

«Учился я у разных «корифеев» русского искусства. Страстно сам хотел, как у них, вкладывать все в рыжий свет коптящих керосиновых ламп и вонючих газовых фонарей. А видел только солнечный свет – яркий, как серебристый шелк с холодными тонами перламутра…» Борисов-Мусатов.

Новое поколение художников называло «застоем и рутиной»,
«вялым и бескостным» творчество передвижников, противопоставляя их художественному методу выразительность света и композиций, уход от реальных жизненных впечатлений уход в мир литературно-театральных ассоциаций, создание субъективного мира искусства с иллюзорностью и маскарадностью.

 
В 1898 году петербургское объединение Сергея Дягилева и Александра Бенуа издает первый номер иллюстрированного художественного журнала «Мир искусства», который дает название и определяет программу творческого союза художников. Цитата из программы объединения: «Быть во всем и всегда самим собой, искать наиболее полное и яркое выражение таящимся в душе образам или искренне и просто передавать свои впечатления от жизни». «Портрет М.К.Тенишевой» И.Репина и «Портрет С.И.Мамонтова» В.Серова
- Формирование эстетической позиции группы и уход в богемную уединенность.
«Мирискустников» привлекала духовная свобода. Активно отрицая национальные традиции в искусстве новое поколение ориентировалось на каноны европейского искусства. Они опирались на опыт французских импрессионистов, на художников рококо.
«Заросший пруд» К.Сомова и «Кувшинки в пруду» К.Моне.
- Тема исторического прошлого в творчестве А. Бенуа, Е. Лансере и К. Сомов.
Важное место в творчестве имела тема исторического прошлого. Часто повторяющиеся мотивы галантного 18 века: парики, камзолы, кринолины получили новое звучание. Прошлое и настоящее соединились в едином вневременном стремлении запечатлеть гармонию и красоту * – то, что любили художники и что их восхищало.
«Осмеянный поцелуй», К.Сомова и «Капризница» А.Ватто[1]
А.Бенуа «Итальянская комедия», К.Сомов «Язычок Коломбины», А.Ватто «Жиль»[2]
- Синтез искусств на практике, книжная иллюстрация и театральная деятельность;
Разносторонние интересы художников нашли воплощение в книжной иллюстрации и театральной деятельности.
«Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе» Е.Лансере, «Прогулка короля» А.Бенуа
- Сергей Дягилев и его «Русские сезоны»;
Однажды во время встречи с известным антрепренером «Русских сезонов» король Испании Альфонсо спросил Сергей Дягилева: «И что же Вы, уважаемый, здесь делаете? Вы не дирижируете оркестром и не играете на музыкальном инструменте, не рисуете декорации и не танцуете. Так что же Вы делаете?» На что тот ответил: «Мы с Вами похожи, Ваше Величество! Я не работаю. Я ничего не делаю. Но без меня не обойтись».
Иллюстрации А.Бенуа «Медный всадник» А.С.Пушкин
С 1906 года организованные Дягилевым «Русские сезоны» были не просто пропагандой русского искусства в Европе, они стали неотъемлемой частью европейской культуры начала ХХ в. В1907 году Сергей Павлович организовывает «Исторические русские концерты», в программу которых входили пять симфонических концертов русской классики, прошедшие в зарезервированной для «Сезонов» парижской Гранд-Опера. Тщательно подобранный репертуар, в который вошли отрывки из «Руслана и Людмилы» Глинки, «Ночи под Рождество», «Садко» и «Снегурочки» Римского-Корсакова, «Чародейки» Чайковского, «Хованщины» и «Бориса Годунова» Мусоргского, произвел настоящий фурор. Весной 1908 г. Дягилев снова едет покорять сердца парижан: в этот раз оперой «Борис Годунов». Зная, что нравится тогдашней публике, Дягилев пошел на компромисс с собственными принципами. Он презирал балет, считая тот примитивным развлечением для таких же примитивных умов, но в 1909 году чуткий к настроениям публики антрепренер привез пяти балетов: «Павильон Армиды», «Клеопатра», «Половецкие пляски», «Сильфида» и «Пир».

Слайды К.Коровина к опере М.Мусоргского «Борис Годунов, «Хованщина»;
Ф.Шаляпин «Партия Бориса Годунова» и Сюита «Половецкие пляски» А.П.Бородина

Слайды оформления балета «Павильон Армиды»
А.Бенуа

Лучшие артисты балета из Москвы и Санкт-Петербурга – В.Нижинский, А.Павлова, И.Рубинштейн, М.Кшесинская, Т.Карсавина и другие – составили ядро балетной труппы. Слайды занавеса В.Серова и декорации Л.Бакста к балету «Шахерезада», Н.А.Римского-Корсакова
С 1906 года в «Русских сезонах» активно принимали участие Бакст, Бенуа, Рерих, Головин, Судейкин, Серов, Добужинский, Ларионов, Гончарова и другие. Задумывая свои «сезоны», Дягилев не имел точного знания, какими именно должны быть его представления, но был уверен, что они должны восхищать, поражать и шокировать, а значит, ему нужны самые смелые хореографы, самые прекрасные танцоры и, конечно, самые лучшие художники, чтобы создать костюмы и декорации, каких ещё не бывало. Одним из первых «декораторов сезонов» был Александр Бенуа. Достоинством Бенуа, как театрального художника, были его глубочайшие знания истории искусства, истории балета и истории театра. В его костюмах и декорациях были историческая правда и спокойная элегантность.
Успел поработать с Дягилевым и Валентин Серов, создав занавес к балету «Шахерезада» и создавший удивительную афишу с портретом Анны Павловой в роли Сильфиды. Эта афиша, если верить некоторым ехидным комментаторам, привлекала больше внимания зрителей, чем сама Павлова на сцене.
Костюмы Л.Бакста к балету «Клеопатра» А.С.Аренского

В 1909 году с Русскими сезонами начал работать Лев Бакст. Его великолепные декорации к балетам «Шехерезада» и «Клеопатра» покорили публику.
Бенуа писал: «Не Бородин, не Римский, и не Шаляпин, и не Рерих, и не Дягилев были триумфаторами в Париже, а вся русская культура, вся особенность русского искусства, его убежденность, свежесть и непосредственность, его дикая сила…»

- Участие в выставках «Мира искусств» других художников: Б.Кустодиева, К.Коровина, В.Борисова-Мусатова, Н.Рериха.

Слайды Б.Кустодиев «Масленица», К.Коровин «Натюрморты», В.Борисов-Мусатов
«Водоем», Н.Рерих «Заморские гости»

4. Самостоятельная практическая деятельность обучающихся
Интерактивная работа обучающихся (ученики между собой в парах анализируют предложенную иллюстрацию).

Стихотворение А.Белого[3]
Слайд К. Сомова «Юноша на коленях перед дамой»

5. Рефлексия.

Выборочная проверка результатов интерактивной работы учеников учителем.

 

5. Завершающий этап.
Домашнее задание: Описать в виде эссе своеобразие художественного метода
«мирискусников».

 

 

Ссылки

[1]

Влюблённые уединились,
Запрятавшись среди кустов,
И на скамейке позабылись
Уже на несколько часов.

А кавалер довольно смело
Ведёт себя – он грубоват,
Исцеловав лицо и тело,
Но... поощряет женский взгляд!

От наслаждения немеют
И чувства нежного полны
Они, но их порыв осмеян –
Два человечка нам видны.

Забавны и чуть-чуть злорадны,
На пару из кустов глядят:
Целуется та страстно, жадно
Уже который час подряд.

А в глубине, на заднем плане,
Осыпанным слепым дождём,
Под радугою на поляне
Стоит с ракеткой и мячом

Красавица, играть желая
С партнёром, - энергичен вид,
А тот, её не замечая,
Давно на радугу глядит.

Разнообразны персонажи,
И лучше Сомова никто
О них в картине не расскажет! –
По-своему мог лишь Ватто!
Иван Есаулков

[2]

Не знаю другой «театральной» картины
Таинственней, чем «Язычок Коломбины»!
Совсем в полотне стилизован пейзаж,
И в нём нарисован один персонаж.

Уже Арлекина не видим мы рядом,
Не жжёт Коломбину он любящим взглядом;
И не нарисован Пьеро-дурачок.
Кому же показан её язычок?

Неужто она своих зрителей дразнит -
Всех тех, кто явился сегодня на праздник?
Играет на сцене - вольна, весела;
С ума многих зрителей, видно, свела!

Блестят озорством Коломбинины глазки,
В них столько томленья, игривости, ласки -
И кажется, что прорывается страсть!..
Задумайся, зритель! Ты можешь пропасть!

Учти, что сейчас под огнём фейерверка
Ведётся твоих чувств и нервов проверка:
Подумаешь, что Коломбина сама
В тебя влюблена, - и сойдёшь вдруг с ума!..

Иван Есаулков

[3]

Объяснение в любви

Сияет роса на листочках.
И солнце над прудом горит.
Красавица с мушкой на щечках,
как пышная роза, сидит.
Любезная сердцу картина!
Вся в белых, сквозных кружевах,
мечтает под звук клавесина…
Горит в золотистых лучах
под вешнею лаской фортуны
и хмелью обвитый карниз,
и стены. Прекрасный и юный,
пред нею склонился маркиз
в привычно заученной роли,
в волнисто-седом парике,
в лазурно-атласном камзоле,
с малиновой розой в руке.
«Я вас обожаю, кузина!
Извольте цветок сей принять…»
Смеется под звук клавесина
и хочет кузину обнять.
Уже вдоль газонов росистых
туман бледно-белый ползет.
В волнах фиолетово-мглистых
луна золотая плывет.
Андрей Белый