Мастер-класс «Формирование проектной культуры на уроках «Основы дизайна» в школах искусств и ДХШ»

Разделы: МХК и ИЗО, Дополнительное образование, Мастер-класс


Пояснительная записка

В настоящее время наблюдается интерес к дизайн-образованию, который связан с осознанием человеком возможностей новых технологий для его личностного развития и самореализации. Высший уровень развития способности к проектированию собственной деятельности в различных социально-культурных ситуациях получил название «проектной культуры».

В рамках Одиннадцатых Тольяттинских Педагогических ассамблей в МБУ ДО ШИ «Лицей искусств» был проведен мастер-класс «Формирование проектной культуры на уроках дизайна в школах искусств и ДХШ». В нем приняли участие преподаватели художественных школ и школ искусств г. Тольятти, а также студенты КТиХО отделения декоративно-прикладного искусства.

Цель мастер-класса: апробировать задание «Визуализация смысла через графику» участниками мастер-класса.

Задачи:

  • Пробудить интерес участников мастер-класса к проектной деятельности на уроках дизайна в школе искусств и художественных школах;
  • Затронуть проблему о роли графического дизайна в формировании проектной культуры современных учащихся.

Мастер-класс явился своеобразным обобщением опыта по выбранной проблематике.

В основу мастер-класса легла тема «Визуализация смысла через графику», апробировать упражнения по этой теме могли все участники мероприятия.
Представленный сценарий призван раскрыть суть ряда упражнений, формирующих проектную культуру обучающихся, развивающих потребность поиска самостоятельных решений возникающих в процессе обучения проблем.

В приложении №1 представлены фотоматериалы (детские работы по темам «Архитектурные фантазии» 1 класс, «Деревья» 2 класс, «Каллиграфические зарисовки», «Визуализация смысла через графику» 9 класс).

В качестве образцов взяты работы учащихся 1–2-х классов по темам: «Архитектурные фантазии» и «Деревья». Рассматривая работы видно, как изобретательно пользуются младшие школьники необычными инструментами, как естественно раскрываются индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка.

Так же представлены работы обучающихся 9-х классов, выполненных на уроках  дизайна по теме «Каллиграфические зарисовки» и «Визуализация смысла через графику». Здесь можно прочувствовать эмоциональность, наполняющую каждую работу, проявленную благодаря тем же не стандартным инструментам, созданным каждым учеником индивидуально.

В приложении №2 представлен фотоотчет, где прослеживаются все этапы ведения мастер-класса, отражен живой интерес к заявленной теме, а также показаны работы, выполненные участниками мероприятия.

В приложении №3 представлены видеоматериалы проведения мастер-класса. Благодаря этому можно наблюдать, что он проходил в непринужденной творческой атмосфере, с хорошей самоотдачей со стороны участников.

Мастер-класс адресован преподавателям художественных школ, школ искусств, художественных студий, но может быть интересен студентам педагогических СУЗов и ВУЗов.

Сценарий

Анализируя современную практику преподавания изобразительного искусства в различных учреждениях, несложно заметить то, как прочно вошли в нашу педагогическую деятельность работы по образцу. Несомненно, это имеет свои плюсы и на каком-то этапе такие упражнения необходимы. Особенно выигрышны работы по образцу в младшем возрасте. У каждого ребенка получается своя творческая интерпретация, в силу возрастных особенностей проявляется личностное  отношение к аналогу.

Чем старше становится ребенок, тем больше работа похожа на исходник. Тем меньше очарования творчества и данное задание преследует уже иные цели.
Но работа по образцу очень «удобна», готовая композиция, нет необходимости вести к ней каждого ученика индивидуально, придумывать методические ходы и подходы. Это в свою очередь влечет за собой опасность развития  инфантильности ребенка, нежелание, а вскоре и неумение решить творческую задачу своим, оригинальным способом.

На фоне данной ситуации можно понять, насколько ценна творческая работа, в которой отсутствуют готовые решения, клише. Творческая работа – как проект, с проблемой и самостоятельным поиском решения этой проблемы, работа, позволяющая воспитывать проектную культуру.

Еще один вопрос, который хотелось бы затронуть сегодня – это активное погружение детей в виртуальный мир. Мир, где отсутствуют запахи, тактильные ощущения, физические усилия. На занятиях дизайном, наиважнейшей задачей является научить ребят в полной мере использовать возможности данные нам природой, чувствовать, ощущать, реагировать, принимать решения.

В рамках заявленного мастер-класса «Формирование проектной культуры на уроках «Основы дизайна» в школах искусств и художественных школах», хочется раскрыть суть ряда взаимосвязанных кратковременных заданий, которые позволяют ученику почувствовать себя изобретателем, творцом, а также дает возможность изучить некоторые свойства и неожиданные возможности бумаги, задуматься о, казалось бы, самом обыденном материале, которым мы пользуемся.

Сегодня есть возможность у всех желающих, опробовать выполнить это задание практически.

Наверняка вам известно, что рисовать можно не только кистью, карандашом, пером, т.е. традиционными инструментами.

А чем же еще? На первых занятиях по дизайну, я предлагаю ребятам создать инструменты своими руками из бумаги. Придумать их и заставить  инструменты подчиниться творческим замыслам. Это один из первых экспериментов, который позволяет учащимся понять некоторые свойства бумаги, ощутить ее фактуру, почувствовать, что бумага бывает разная (мягкая, жесткая, грубая, пористая, упругая и т.д.). Для этого ребята предварительно собирают коллекцию бумаги (ксероксная, калька, крафт-бумага, ватман, промокательная, вощеная и т.д.).

Так в процессе выполнения задания, обучающимся удается выяснить, что инструментом можно линию не только рисовать, проводить, наносить, но и отпечатывать и даже процарапывать. Такие упражнения выполняются с ребятами старших классов и с начальным звеном, например, в теме «Строим дом». 

Все начинается с линии, выразительной линии. Вот тут выясняется, что линия, простейшее графическое выразительное средство, может очень многое рассказать. Она может скрипеть, грохотать, шуршать, петь, скрежетать и т.д. Когда обучающиеся осваивают свои инструменты и знают что от них ожидать, появляется возможность перейти к каллиграфическим зарисовкам. Несложные постановки, которые необходимо зарисовать без предварительного карандашного рисунка, оказываются не такими уж простыми. Но в результате по своей лаконичности и выразительности они превосходят ожидания авторов и поражают изобретательностью проявленной во время работы.

Следующим этапом является визуализация смысла слова через написание. Вот этот этап сегодня я предлагаю пройти всем присутствующим во время мастер-класса.

Цель задания: Визуализировать смысл слова через написание.

То есть необходимо написать слово таким образом, чтобы смысл проявился в графике. Учащимся предлагается написать уже знакомые слова: грохот, скрежет, шум и т.д. И не только написать, но и решить лист композиционно, найти размер слова по отношению к формату и его место, тон. Добиться максимальной выразительности.

Итогом всех этих кратковременных упражнений может стать шрифтовой плакат или иллюстрация.   

Теперь давайте приступим к выполнению самого задания.

Участники мастер-класса выполняют работу.

По итогу нашей практической работы могу сказать, что с заданием все справились, у каждого есть замечательные находки. Но так же можно заметить, насколько сложно избавиться от штампов и клише, которые являются обратной стороной опыта и которые мы обязаны преодолеть в процессе выполнения упражнения. Я благодарю всех участников мастер-класса за проявленный интерес к заявленной теме.

Список литературы

  1. Герчук Ю.Я. История графики и искусства книги. Учебное пособие для студентов ВУЗов / Ю.Я. Герчук. – М.: Университет Натальи Нестеровой, 2003. – 182 с.
  2. Голубева, О. Л. Основы композиции / О.Л. Голубева. – М.: Изобраз. искусство, 2008. – 120 с.: ил.
  3. Дэбнер, Д. Школа графического дизайна. Пер. с англ. В.Е. Бельченко / Д. Дебнер. – М.: РИПОЛ классик, 2007. – 192 с.
  4. Иттен И. Искусство формы / И. Иттен. – М.: Изд. Аронов, 2007. – 96 с.
  5. Кудрявцев А.И. Шрифт. История, теория, практика. – М.: Университет Натальи Нестеровой, 2003. – 250 с.
  6. Лесняк В. Графический дизайн. Основы профессии / В. Лесняк. – М.:  ИндексМаркет, 2011 год. – 416 с., илл. 
  7. Птахова И.И. Простая красота буквы / И.И. Птахова. – С.-Пб.:1997. – 196 с.
  8. Серов Сергей. Юрий Гулитов: альбом: уч. пособие для студентов/ – М.: Гра-ДИ-медиа, 2007. – 132 с.: ил.
  9. Устин В.Б. Композиция в дизайне / В.Б. Устин. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 192 с.