Развитие профессионального интереса педагогов с различным стажем трудовой деятельности в условиях малокомплектной школы

Разделы: Профессия — педагог


Введение

Актуальность исследования

Современный этап в развитии отечественной школы характеризуется четкой ориентацией на содержательное и технологическое обновление, на получение новых результатов школьного образования как основы для инновационного развития. Главные задачи современной школы – не только передача знаний, социокультурного опыта от одного поколения другому, но прежде всего формирование у школьников умений и навыков применения этих знаний в практической деятельности, готовности к жизни в высокотехнологичном, конкурентном, быстро меняющемся мире, раскрытие способностей и возможностей каждого ученика, воспитание патриота, творческой и социально активной личности.

В связи с требованием времени изменяются и требования к педагогу. Невозможно говорить о внедрении в педагогическую практику обучения новых форм и методов организации учебного процесса без качественного изменения характера профессиональной деятельности педагогов. Важнейшими качествами личности педагога должны стать инициативность, профессиональная активность, способность креативно, творчески мыслить, умение осознанно выбирать профессиональный путь, готовность обучаться на протяжении всей жизни. Современная стратегия развития школьного образования требует от педагога не только профессионального развития, но и постоянной готовности и желания реализовать в практической педагогической деятельности свои способности и возможности, свой профессиональный потенциал, то есть развивать профессиональный интерес.

Известно, что профессиональный интерес имеет динамику в своем развитии. Так, в первое время в большинстве случаев, молодые специалисты заняты адаптацией к конкретному рабочему месту и профессии в целом, пытаются понять, что происходит вокруг, какие нормы и правила существуют, пытаются действовать по образцу. Также педагоги с большим стажем работы могут потерять профессиональный интерес и не видеть перспектив профессионального развития. Поэтому актуальным является изучение профессионального интереса педагогов с различным стажем трудовой деятельности.

Особый интерес представляет изучение профессионального интереса педагогов в условиях малокомплектной школы, поскольку в большинстве малокомплектных школ сохраняется традиционная конструкция учебныхпланов, консервируются традиционные учебные программы; наблюдается тенденция снижения качества базового образования в среднем звене, что автоматически снижает качество образования.

Цель исследования – изучить развитие профессионального интереса педагогов с различным стажем трудовой деятельности в условиях малокомплектной школы.

Объект исследования – психологические особенности профессиональной деятельности педагогов.

Предмет исследования: профессиональный интерес педагогов с различным стажем трудовой деятельности.

Гипотеза исследования. Предполагается, что существует значимая связь между профессиональными интересами, карьерными ориентациями педагогов и стажем их работы в условиях малокомплектной школы.

Задачи исследования:

1. Провести теоретическое исследование профессионального интереса педагогов с различным стажем трудовой деятельности.

2. Организовать и провести эмпирическое исследование профессионального интереса педагогов с различным стажем трудовой деятельности в условиях малокомплектной школы.

3. Провести анализ результатов эмпирического исследования, разработать рекомендации.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, опросный метод, статистический метод.

Глава1. Теоретическое исследование профессионального интереса педагогов с различным стажем трудовой деятельности

1.1. Профессиональный интерес как психологическая категория: понятие, подходы к рассмотрению

Понятие «интерес к профессии» является производным по отношению к интересу, исследованию которого посвящены многочисленные н психологические, педагогические и философские исследования.

Интерес в переводе с латыни – «имеющий значение», это, чем хочется заниматься, это высокотонусная эмоция, показатель душевного здоровья. У детей интересов обычно больше, хотя они и не стойкие: дети быстрее загораются и быстрее остывают. У взрослых интерес более стабильный, но в целом с упадком жизненных сил снижается и фон интересности жизни.

Интерес – это особая предрасположенность, влечение, имеющее естественно-искусственную природу и придающее смысл той или иной деятельности. Существует в рамках цикла жизни интереса: овладевая индивидом и владея им определённое время, и в завершение – покидая его.

Интерес – трёхчастное понятие, с помощью которого преодолевается дихотомия субъекта и объекта. В нём объединяются:

  • субъективная готовность обратить на что-то внимание и перспективное направление этого внимания;
  • особая форма, включённого организуемого самим субъектом действия на основе личной мотивации;
  • сам предмет, область или сфера, которым человек или социальная группа уделяет своё время [21].

На уровне личности понятие интереса субъективируется. Оно образует систему понятий: желание, мотивы, установка, влечение.

Интерес можно понимать как побудительный механизм познания, который заставляет личность активно искать пути и способы удовлетворения возникшей у нее жажды знания и понимания.

Интересы можно также понимать как первичные элементы, к которым сводятся все человеческие действия и вокруг которых кристаллизуются социальные группы. Каждый интерес в пределе стремится стать абсолютным, то есть подавить другие интересы – отсюда возможен конфликт интересов.

Анализ подходов к пониманию сущности интересов как психологических образований, имеющих мотивационное значение, подтверждает правоту С.А.Ананьина в том, что интереса как единого психологического явления не существует [1]. Можно говорить о любопытстве как кратковременном проявлении интереса к чему или кому-либо. Но можно говорить и об интересе-отношении, интересе-склонности как устойчивом образовании личности.

При этом интересы-отношения могут быть процессуальными, связанны ми с получением удовольствия от процесса деятельности и целевыми, связанными с получением результата, выгоды.

Б.И. Додонов говорит ещё о процессуально-целевых интересах, при которых сочетаются удовольствие и результат [7].

Е.П. Ильин считает, что любой вид интереса отличается наличием в нём потребности и положительного переживания этой потребности и выделяет наряду с познавательными (ситуативными), процессуальными и целевыми (устойчивыми) интересами, познавательно-процессуальные и процессуально-целевые целевые интересы [12, с. 172–173].

Существует множество классификаций интересов и одним из видов является профессиональный интерес.

Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме свидетельствует, что сущность профессионального интереса трактуется по-разному. Существуют различные взгляды на понятие «профессиональный интерес», вызванные сложностью его функциональной природы.

Данное понятие рассматривают как:

  • направленность личности к определенной деятельности, стимулирующей развитие личности и ее творческие силы (Е.П. Гроссу);
  • избирательное, эмоциональное, познавательное отношение, выражающееся в стремлении к определенной деятельности, к практическому овладению (В.Ф. Афанасьев);
  • избирательная активность в отношении предполагаемой профессии (Т.Л. Бухарина);
  • единственная мотивация, которая может поддерживать стремление учащегося к приобретению профессии и способствовать, в дальнейшем, успеху в профессиональной деятельности (Н.Н. Захаров);
  • окрашенное положительным эмоциональным тоном отношение человека к определенной профессии, заключающееся в выделении ее из ряда других и стремлении больше узнать о ней (В.В. Кревневич) [22].

По мнению А. П. Сейтешева, профессиональный интерес– «непосредственное практико-познавательное отношение к профессии, при благоприятных условиях переходящее в направленность личности на конкретную профессиональную деятельность, мотивы и цели которой совпадают» [23, с. 44].

Н.Ф. Булгакова, Е.М. Павлютенков и А.А. Темербековасчитают, что следует различать понятия «интерес к профессии», «интерес к выбираемой профессии», «профессиональный интерес», поскольку данный подход позволяет охарактеризовать интерес как явление, имеющее различную степень устойчивости. Понятие «профессиональный интерес» они трактуют как самый высокий уровень проникновения в содержание профессии. Он не может формироваться без специальных знаний, умений и навыков, без реальной учебной деятельности, в том числе и в соответствующей профессиональной сфере [28].

Ряд авторов (В.Ф. Афанасьев, Т.Л. Бухарина, В.В. Кревневич) выделяют два компонента, входящих в структуру профессионального интереса: эмоциональный и познавательный [6]. Интерес это:

- окрашенное положительным эмоциональным тоном отношение человека к определенной профессии, заключающееся в выделении ее из ряда других и стремление больше узнать о ней (В.В. Кревневич).

- избирательное эмоциональное и познавательное отношение и как направленность личности, выражающуюся в стремлении к определенной деятельности, к практическому овладению ею (В.Ф. Афанасьев);

- избирательное активно-положительное отношение личности к определенному роду деятельности, характеризующееся повышенным вниманием к определенной профессии, выделением ее из ряда других и потребность глубокого знакомства с ней (Т.Л. Бухарина).

Однако выделение лишь двух компонентовнедостаточно полно раскрывает природу профессионального интереса, не учитывает волевую устремленность личности. Без усилий в преодолении трудностей невозможно овладеть профессией. Стремление к определенной деятельности характеризуется волевой установкой личности, поэтому волевой компонент является одним из важных составляющих профессиональный интерес.

Нужно отметить, что наряду с познавательным и эмоциональным компонентами в ряде работ выделяется и волевой (В.В. Арнаутов, Е.Н. Землянская, В.Ф. Сахаров, А.П. Сейтешев, А.Ф. Эсаулов и др.). Профессиональный интерес проявляется «в избирательной познавательной, эмоциональной, волевой активности», - считает Е.Н. Землянская [9, с.176 ].

Л.А. Йовайша выделяет в структуре профессионального интереса такие компоненты как: любознательность, положительное эмоциональное отношение к определенному предмету, социальную установку к данной сфере деятельности, волевое усилие действовать в интересующей области, потребность в усвоении профессиональных знаний и навыков, потребность в повышении квалификации [13, с.107-108 ].

А.В. Мордовская приходит к выводу, что структура профессионального интереса, состоящая из трех компонентов – познавательного, эмоционального и волевого – не отражает действенной позиции в овладении профессиональной деятельностью. В своем исследовании она рассматривает структуру, включающую четыре компонента: познавательный, эмоциональный, волевой и потребностно-деятельностный. И трактует профессиональный интерес «как эмоционально окрашенное положительное и избирательное отношение к определенной профессии, связанное со стремлением расширить знания и умения, характеризующиеся волевой установкой на овладение ею, потребностью в активной деятельности» [17, с.187 ]. Такой же точки зрения придерживается В.В. Арнаутов, который, опираясь на исследования Н.И. Виноградовой, А.Е. Голомштока, П.А. Рудика, Ф.К. Савиной, выделяет группы проявления профессионального интереса в деятельности:

  • проявление в познавательной деятельности, выражающейся в стремлении к приобретению профессиональных знаний, осведомленности о содержании профессии;
  • проявление в эмоционально-волевой сфере, выражающейся в положительном отношении к данному виду деятельности, осознание ее общественной значимости, в стремлении достичь высоких результатов и др.;
  • проявление в практической деятельности, выражающейся в стремлении к пробе сил, проверке способностей, желание самореализоваться в данной профессии и др. [2, 207 с.].

При таком подходе четко прослеживаются структурные компоненты профессионального интереса: познавательный (когнитивный), эмоциональный, волевой, потребностно-деятельностный.

Таким образом, профессиональный интерес представляет собой сложный комплекс психических свойств и состояний, включающий избирательную познавательную, эмоциональную и волевую активность, направленную на выбранную или выбираемую профессиональную деятельность.Структуру профессионального интереса составляют несколько взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов: познавательный (когнитивный), эмоциональный, волевой, потребностно-деятельностный.

1.2. Психологические особенности педагогической профессии и развития личности педагога

Педагогическая деятельность – это деятельность по воспитанию и обучению людей, основанная на специальной профессиональной подготовке педагога и соответствующая нормам и правилам его личного поведения в процессе этой деятельности [3, с.6].

Цель педагогической деятельности – передать культурно-нравственный опыт, который накапливался поколениями на протяжении многих лет. Результатом завершённой педагогической деятельности должен стать человек, овладевший знаниями и умениями, морально-этическими ценностями высококультурного общества.

Педагогическая деятельность включает в себя два вида: научную и практическую. Научная деятельность изучает всю совокупность отношений, возникающих в педагогической сфере, и вырабатывает рекомендации, нормы и формы научной организации практической деятельности. В практической педагогической деятельности происходит передача опыта младшему поколению [19, с. 9 – 11].

Специфической характеристикой педагогической деятельности является ее продуктивность. Н.В. Кузьмина выделяет пять уровней продуктивности педагогической деятельности [15, с. 26]:

  • непродуктивный – простой пересказ того, что знаешь;
  • малопродуктивный – пересказ, учитывая особенности аудитории;
  • среднепродуктивный – педагог может применить межпредметную связь в обучении учеников;
  • продуктивный - педагог формирует систему знаний как по своему предмету, так и в целом;
  • высокопродуктивный – педагог делает из своего предмета "центр" формирования личности учащегося.

Структура педагогической деятельности включает:

  • конструктивную деятельность (планирование) – продуманность и прогнозирование своих и ученических действий в ходе педагогического процесса; 
  • организаторскую деятельность – активное вовлечение учащихся в какую - либо работу, игру, мероприятие;
  • коммуникативную деятельность – организация общения с учениками, коллегами, родителями.

Объектом педагогической деятельности является человек, а предметом –развитие, воспитание и обучение индивида.

Неотъемлемым аспектом педагогической деятельности является педагогическое мастерство – совмещение дидактических знаний и творческих способностей в ходе процесса обучения. Дидактические знания помогают преподавателю выбирать методы, организационные формы и средства обучения, наиболее эффективные для осуществления качественной подготовки специалистов. Творчество является результатом индивидуального труда. Творчество – это что-то новое, оригинальное, уникальное. Многие учёные склоняются к тому, что педагогам достаточно дидактических знаний, чтобы обеспечить педагогическую деятельность. Предполагается, что это неверное суждение, так как без творчества педагогический процесс теряет большую часть интереса. Без творчества педагог теряет влечение к своей работе, а ученик - к учёбе [19, с. 15].

Из всего выше сказанного можно сформулировать ещё одну цель педагогической деятельности, а именно: формирование педагогического опыта на протяжении всей работы и передача своего мастерства будущим поколениям. На основе этого можно сделать вывод, что педагогическая деятельность сложный и многоступенчатый процесс, имеющий сложную структуру и специфические характеристики, которые дополняются педагогическим мастерством.

Педагог в своей профессиональной деятельности выполняет множество задач, он обучен профессионально, компетентно осуществлять педагогическую деятельность, то есть решать многочисленные и сложные педагогические задачи. То, как педагог будет решать свои задачи, какие решения принимать, насколько эти решения будут правильными, а педагогическая деятельность эффективна, зависит, прежде всего, от того, как формулирует педагог цели своей профессиональной деятельности, что считает приоритетным в своей профессии, каков он сам как личность, как субъект педагогической деятельности [10, с.37].

По классификации, предложенной Е.А. Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек [14, с.118]. Но педагогическую профессию из ряда других выделяют, прежде всего, по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности. Она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира [18, с.280 – 296].
С.Б. Елканов  предлагает трехкомпонентную структуру личности педагога:

  • общепедагогические качества (педагогическая направленность и мотивация);
  • профессионально важные качества;
  • индивидуальные психологические свойства (способности, темперамент, характер, психические процессы и состояния) [8].

А.К. Маркова выделяет в структуре личности педагога так называемые интегральные характеристики:

а) профессиональное педагогическое самосознание педагога, то есть комплекс его представлений о себе как профессионале;

б) индивидуальный стиль деятельности и общения – характерное для данного педагога устойчивое сочетание задач, средств и способов педагогической деятельности и общения;

в) творческий потенциал, то есть комплекс уникальных способностей личности, в том числе креативных, который позволяет решать педагогические задачи на нестандартном уровне [16, с.56 – 61].

Развитие личности профессионала рассматривается в тесной связи с деятельностью, как способностью человека производить общественно и личностно значимые преобразования действительности. Основной характеристикой уровня развития личности и интенсивности самой деятельности является активность личности. В зависимости от реализации активности в том или ином виде деятельности выделяются соответствующие виды активности: преобразовательная, познавательная, коммуникативная и другие. Каждый вид активности, реализуемый в соответствующей деятельности, также будет иметь свою специфику.

Для педагога особо важную роль имеет познавательная активность, которая приобретает профессиональную направленность вследствие внутренних побуждений и потребностей личности в самоактуализации и самореализации в профессиональной деятельности. Наличие у педагога познавательной активности характеризует качество профессиональной педагогической деятельности, в которой проявляется личность педагога с его отношением к содержанию, характеру педагогической деятельности, стремлением познать сущность педагогических явлений и мобилизовать свои нравственно-волевые усилия для достижения профессиональных целей [5, с. 100].

Таким образом, профессия учителя предполагает постоянное взаимодействие с другими людьми, их преобразование и управление ими. Поэтому профессиональные требования к педагогу имеют разносторонний характер и предполагают гуманистическую, коллективную и творческую направленность личности педагога. Это предполагает добросовестное отношение к труду, постоянное стремление к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний, а также к развитию своей личности.

1.3. Психологические пути повышения качества профессиональной деятельности педагогов

Повышение качества профессиональной деятельности педагогов – управляемый и проектируемый процесс, который предполагает: целенаправленное мотивирование педагогов и дифференцированный подход к выбору образовательных программ подготовки.
В школе создано нормативно-правовое, информационно-методическое, организационно-содержательное обеспечение системы развития и повышения качества профессиональной деятельности педагогов. Методическая служба сопровождает педагога в процессе его профессионального развития, опираясь на принципы дифференциации и индивидуализации; система сопровождения включает самообразование, аттестационные процессы, курсовую подготовку, обмен педагогическим опытом, активные формы творческого взаимодействия субъектов образовательного процесса. Она носит стимулирующий характер и способствует развитию педагогического коллектива.

Особое место в системе повышения качества профессиональной деятельности занимает самообразование, мощным стимулом которого является аттестация, высокий уровень мотивации и творчество педагогов. Аттестационные процедуры публичной защиты аналитических отчетов педагогов демонстрируют достаточный уровень владения ими коммуникативной компетентностью, рефлексивную культуру.
Основные направления деятельности по повышению качества профессиональной деятельности педагогов:

1. Оперативное реагирование на запросы педагогов по насущным педагогическим проблемам.

2. Знакомство с достижениями педагогической науки и практики, с новыми педагогическими технологиями с целью применения этих знаний для анализа и самоанализа педагогической деятельности.

3. Организация системы методической работы с целью развития педагогического творчества и самореализации инициативы педагогов.

4. Пополнение информационного педагогического банка данных о педагогическом опыте через обобщение и изучение опыта работы своих коллег.

5. Организация рефлексивной деятельности в ходе анализа педагогической деятельности и выработки путей решения педагогических проблем.

6. Оказание методической помощи педагогам.

7. Анализ и обобщение педагогических достижений, обобщение опыта нескольких педагогов, работающих по одной проблеме.

8. Создание собственных методических разработок, адаптация и модификация традиционных методик, индивидуальных технологий и программ.

9. Вооружение педагогов наиболее эффективными способами организации образовательного процесса, анализа, экспертизы педагогической деятельности и деятельности обучающихся в соответствии с современными требованиями к уровню обученности и воспитанности учащихся.

Профессиональные интересы педагогов отражают основные направления деятельности педагогического коллектива: модернизация образования; внедрение стандартов нового поколения; здоровьесберегающая среда образовательного учреждения; коммуникативно-деятельностный подход к организации образовательного процесса; информатизация образовательной среды школы и развитие информационной культуры субъектов образовательного процесса; технологизация образовательного процесса; подготовка школьников к участию в новых формах итоговой аттестации; организация проектной и исследовательской деятельности педагогов и учащихся; компетентностный подход к результату образования.

Предметно и адресно решать профессиональные проблемы, организовать эффективное профессиональное общение позволяют такие формы повышения квалификации как мастерские, практикумы, тренинги, работа малых групп, тьюторское сопровождение, сетевое взаимодействие в Интернете.

Особое место занимают дистанционные формы: вебинары, дистанционные образовательные программы и web-конференции.

Обучающие семинары являются продуктивной формой повышения качества профессиональной деятельности педагогов. Необходимым условием должно быть посильное участие всех педагогов. Для этого им заранее предлагаются задания, которые позволяют каждому развить педагогические способности, педагогическое мышление, коммуникабельность.

«Круглый стол» — коллективное размышление над значимой проблемой. Эта форма требует постановки серьезных и интересных вопросов для обсуждения, подбора соответствующей литературы, предварительного обсуждения отдельных вопросов группами учителей, соответствующей деловой обстановки и ведущего, умеющего ориентироваться в вопросах и направлять разговор в нужное русло.

«Проблемно-деловая игра» — как форма для проведения итогов работы коллектива по какой-либо проблеме или за определенный период времени.

«КТД» - коллективное творческое дело (деятельность), где главная цель – создать условия для самореализации каждого педагога, для проявления и развития всех его способностей и возможностей.

«Научно-практическая конференция». Тематика конференций может быть посвящена как итогам работы в целом, так и отдельной проблеме, носить научно-практический характер. Конференция объединяет качества педагогического совета и научной конференции.

Такие направления повышения качества профессиональной деятельности педагогов обеспечат профессиональную готовность педагогов к реализации ФГОС: обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования; принятие идеологии ФГОС общего образования; освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы, результатам её освоения и условиям реализации, а также системы оценки итогов образовательной деятельности обучающихся; овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС.

Выводы по первой главе

1. Интерес – это особая предрасположенность, влечение, имеющее естественно-искусственную природу и придающее смысл той или иной деятельности. Профессиональный интерес представляет собой сложный комплекс психических свойств и состояний, включающий избирательную познавательную, эмоциональную и волевую активность, направленную на выбранную или выбираемую профессиональную деятельность. Структуру профессионального интереса составляют несколько взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов: познавательный (когнитивный), эмоциональный, волевой, потребностно-деятельностный.

2. Педагогическая деятельность основана на специальной профессиональной подготовке педагога и соответствует нормам и правилам его личного поведения в процессе этой деятельности. Цель педагогической деятельности – передать культурно-нравственный опыт, который накапливался поколениями на протяжении многих лет. Профессия педагога предполагает постоянное взаимодействие с другими людьми, их преобразование и управление ими. Поэтому профессиональные требования к педагогу имеют разносторонний характер и предполагают гуманистическую, коллективную и творческую направленность личности педагога. Это предполагает добросовестное отношение к труду, постоянное стремление к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний, а также к развитию своей личности.

3. Повышение качества профессиональной деятельности педагогов – управляемый и проектируемый процесс, который предполагает: целенаправленное мотивирование педагогов и дифференцированный подход к выбору образовательных программ подготовки. Профессиональные интересы педагогов могут отражать основные направления деятельности педагогического коллектива.

Продолжение статьи

Список литературы

  1. Ананьин С.А. Интерес по учению современной психологиии педагогики. – М.: Либроком, 2011. – 504с.
  2. Арнаутов В.В. Развитие интереса к профессии учителя у студентов педколледжа в условиях учебно-научно-педагогического комплекса: дис. … канд. пед. наук. – Волгоград, 1995. – 207 с.
  3. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 249с.
  4. Бендюков М.А., Соломин И.Л. Ступени карьеры: азбука профориентации. – СПб.: Речь, 2006. – 240 с.
  5. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. – Ростов-на-Дону, 1993. – 172с.
  6. Гришукова О.В. Сущность и структура понятия «профессиональный интерес» // Вестник «Наука». – 2013. – №2. – С. 13 – 21.
  7. Додонов Б.И. Потребности, отношения и направленность личности // Вопросы психологии. – 1973. – №5. – С. 18 – 28.
  8. ЕлкановС.Б. Основыпрофессиональногосамовоспитаниябудущегоучителя. – М.: Просвещение, 2003. – 198с.
  9. Землянская Е.Н. Формирование интересов старшеклассников к экономической сфере на основе интегративного подхода: дис. … канд. пед. наук. – М., 1995. – 176 с.
  10. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2001. – 384с.
  11. Иванов Д.И. Внутришкольная система управления качеством образования. – М., 2010. – 32с.
  12. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2008. – 512 с.
  13. Йовайша Л.А. Валидность описи профессиональных интересов учащихся: материалы IV Всесоюз. съезда о-ва психологов (Тбилиси, 21-24 июня 1971 г.). – Тбилиси, 1971. – С. 107-108.
  14. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательскийцентр «Академия», 2004. – 304с.
  15. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. – М.: Высш. шк., 1990. – 167с.
  16. МарковаА.К.Психологияпрофессионализма. – М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. – 312 с.
  17. Мордовская А.В. Формирование профессиональных интересов школьников в процессе факультативных занятий: дис… канд. пед. наук. – М., 1990. – 187 с.
  18. Педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 576 с.
  19. Пешкова В.Е. Педагогика. Часть 1: Введение в педагогическую деятельность. Курс лекций. – Майкоп, 2010. – 42 с.
  20. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2002. – 298с.
  21. Прянишников Н. Правильно ли мы понимаем свои интересы? // Журнал 60-ая параллель, Сургут, 2011 № 1 (40) с.28 – 41.
  22. Резапкина Г. В. Секреты выбора профессии или Путеводитель выпускника. – 2-е изд. – М. : Генезис, 2007. – 140 с.
  23. Сейтешев А. П. Пути формирования личности будущего молодого рабочего. – М. :Высш. школа, 1982. – 152 с.
  24. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: Речь, 2007. – 350с.
  25. Соколова, И.И. Педагогическое образование : вызовы современности [Текст] / И.И. Соколова // Педагогика. – 2014. – № 5. – С. 23- 28.
  26. Степанова, Г.А Педагогические инновации в условиях модернизации регионального образования / Г.А. Степанова, А.С. Аксарина // Мир науки, культуры, образования: сб. – Горно-Алтайск, 2014. – № 6(49). – С. 99-101.
  27. Тавстуха, О.Г. Персонифицированные модели повышения квалификации педагогических работников / О.Г. Тавстуха, A.A. Муратова // Методист. – 2013. – № 6. – С. 6-7.
  28. Темербекова, A.A. Формирование информационной компетентности учителя в региональной системе дополнительного профессионального образования :автореф. дис. … д-ра пед. наук. – М., 2014. – 40 с.
  29. Ускова С.А. Продуктивность как критерий качества профессионально-педагогической деятельности учителя // Непрерывное образование. – 2013. – Вып. 2 (4). – С.33-39.
  30. Хуторской А.В. Системно-деятельностный подход в обучении: научно-методическое пособие. – М.: Эйдос, 2012. – 63 с.