В поисках утерянных сокровищ капитана Клима

Разделы: Работа с дошкольниками


С каждым годом в научном мире растет интерес к генезису интеллектуального развития ребенка. А это в свою очередь ведет к усилению научно-технического прогресса общества, повышению требований к умственному воспитанию детей. Высокие требования, предъявляемые, к современной педагогике обусловлены отношением к ребенку как к высшей социальной ценности. Данные научных исследований подтверждают большие потенциальные возможности ребенка раннего дошкольного возраста, что дает основание для апробации и реализации прогрессивных методик, для его интеллектуального и эмоционального развития. А для того, чтоб поддерживать интерес ребенка к занятиям, педагогу приходится находить все новые и новые возможности.

На сегодняшний день ранее обучение чтению – не дань моде и не прихоть амбициозных родителей. Тенденция к снижению возрастных рамок начала обучения детей чтению имеет объективное обоснование: внедряются стандарты школьного образования, расширяется программа начальной школы, и успешность освоения их зависит от подготовки, интеллектуального развития, умеющего читать ребенка. Да и у многих современных детей к четырем годам появляется интерес к обучению грамоте, и формируются предпосылки для этого. В теории и на практике доказано, что ребенок воспринимает мир через игру, движения, ощущения и образы. Метод Sand-Art позволяет совместить все это в одном процессе: пока ребенок рисует на песке, у него задействованы мелкая моторика, сенсорика, воображение, восприятие, ребенок активно использует ролевую игру, фантазирует, развивает речевые навыки, а так же формирует художественно-эстетический вкус.

Перенос традиционных педагогических знаний в песочницу дает большой воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

  • Во-первых: существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
  • Во-вторых: занятия с песком усиливают развитие тактильной чувствительности.
  • В-третьих: в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются познавательные функции (восприятие, память, внимание, мышление), а так же речь и мелкая моторика.
  • В-четвертых: совершенствуется предметно-игровая деятельность, тем самым способствуя развитию коммуникативных навыков ребенка.
  • В-пятых: песок, как и вода способен заземлять отрицательную энергию, помогая справиться с часто возникающими у детей трудностями, такими как:
    • Агрессия;
    • Гипперактивность;
    • Тревожность;
    • Неуверенность;
    • Самооценка.

Детство – период, когда закладываются фундаментальные качества личности, которые обеспечивают психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентиры, формируют жизнеспособность и целеустремленность. Обучаясь чтению через метод Sand-Art, ребенок приобретает практические знания, а так же развивает способности творчески мыслить, реализовываться, т.е. гармонично развиваться.

Данная программа реализуется с 2017 года, проходит апробацию и претендует название авторская.

Пояснение: Капитан Клим  путешествуя по миру, попал в шторм и его корабль потерпел кораблекрушение. Весь свой клад он потерял (алфавит).

Задача детей отыскать весь клад. Путешествуя по миру, выполняя его задания, дети знакомятся с континентами, с их  животным и растительным миром, а также познакомятся  с редкими видами, занесенными в красную книгу, т.к. 2017 год был годом экологии. Все занятия построены в виде квеста, только выполнив одно задание можно переходить к другому.

Занятие «Путешествие по Евразии»: "Изучаем звук и букву «У»"

I. Вводная часть

Психолог: «Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Сегодня нам с вами предстоит  новое путешествие и интересные открытия. Вы готовы отправляться в путь?»

Дети: «Да»!!!

Психолог: «Ребята, давайте произнесем наше с вами пиратское  заклинание и будем отправляться в путешествие».

Все дети одели пиратские банданы, стоя в кругу, взявшись за руки, все вместе произносим ритуал входа в занятие.

«Мы пираты смелые,
отважные, умелые.
Отправляемся в поход,
много нас открытий ждет!» 
автор Муханова Н.В.

Подходим к  ящику с песком, где расположен наш корабль, на борту с капитаном Климом, который приготовил для нас  новое задание.

Берем свиток карты, открываем и сверяем её с картой настенной, таким образом, визуализируем, где мы находимся.

На карте-задании мы находим  маршрут нашего путешествия, только выполнив одно задание, можно преступать к следующему.

II. Основная часть

Открываем конверт, соответствующего цвета, которой обозначен в маршруте на карте.

Психолог: «Давайте посмотрим наше первое задание. Нам нужно отгадать загадки.

Задание «Отгадай загадку»

- «Может плавать и нырять,
В небе высоко летать.
Мне скажи через минутку.
Что за птица? Знаешь?»  (Утка)

- «В этот гладкий коробок
Коричневого цвета
Спрятан маленький дубок
До будущего лета» (Жёлудь)

- « Хоть в земляные норы вхож,
Он на бельчонка сам похож:
В полоску спинка и бочок.
Зовут его …» (Бурундучок)

- Ребята, а теперь посмотрите на наши слова – ответы и найдите букву, которая есть во всех словах».

Проговариваем звук «У»:

  • громко;
  • тихо;
  • вместе;
  • по одному.

Обращаем внимание, где стоит звук (в начале, в середине и т.д.)

Задание «Учим стишок»

«Утки плещутся в пруду
Я тихонько подойду,  
Уток я не потревожу...
Я им корма принесу».
автор: Наталья Шевякова.

Психолог: «Ребята! Каких животных вы знаете в названии, которых есть буква «У»? А какие, растения?

Ответы детей.

Задание «Рисуем на световых столах»

Психолог: «Ребята, сейчас мы будим рисовать на световых столах букву «У» разными способами:

  • с помощью трафарета;
  • пальцем, кулаком, кисточкой (обращаем внимание детей на узкое, широкое, слева, справа, сверху, снизу);
  • выкладываем букву  при помощи  палочек, пуговиц, ракушек, желудей, бусин, фасоли и т.д.)»

Психолог: «Пираты! Давайте попробуем превратить нашу букву в животное, насекомое, растение в названии которой есть наша буква».

В данном случае рисуем улитку.

Психолог: «Ребята, на своих световых столах напишите  букву, с которой мы сегодня познакомились.

-  А теперь давайте превратим её  в улитку.

- Давайте все вместе придумаем историю про нашу улитку.

Задание «Соедини и назови»

Психолог: «Ребята, давайте вспомним буквы, которые мы уже помогли отыскать капитану Климу и попробуем их соединить с нашей и пропеть их»

Задание  «Открой и посмотри»

Психолог: «Ребята, в нашем последнем конверте, говорится о том, что мы сегодня все задания выполнили, но осталось узнать, правильно ли? А для этого нам нужно открыть сундук, который находится по правую сторону от кормы корабля».

Открыв сундук, дети находят букву, сравнивают с той о которой сегодня шла речь, во всех заданиях, делают вывод о том, что с заданием своего капитана справились.

Психолог: Правильно! Это буква У. Ребята, какие вы все молодцы. Сегодня мы все вместе справились с заданием нашего капитана.  Он нам приготовил угощение» (конфетки)

III. Заключительный момент

Психолог: «Пираты! Мы сегодня с вами путешествовали по материку Евразия, на котором мы с вами живем. На нем находится наша родина Россия, наша столица Москва, наш город Самара.

Сегодня мы узнали много интересного, научились новому.

- Ребята скажите, что вам больше всего понравилось?

- Что нового вы узнали?

- Ребята, пришло время нам прощаться».

Встаем в круг, беремся за руки  и произносим наше заклинание после путешествия.

«Поход  отважного пирата на сегодня завершен,
Много ярких впечатлений  мы с собою заберем.
Все сокровища и клады отыскали дружно мы,
И теперь пора делиться со своими близкими».
Автор Муханова Н.В.

Домашнее задание для родителей каждый раз после занятия расспрашивать, что нового было на занятии, спрашивать какой стих выучили. На вывесках, витринах, в газетах просить найти данную букву, показывать все выученные.