Урок русского языка по теме "Деление слов на слоги". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Тема

Деление слов на слоги. (Второй урок)

Класс

1 класс

Цели деятельности учителя

Совершенствовать у учащихся умения выделять слоги в слове разными способами, соотносить слово с его слоговой схемой; учить правильно писать словарные слова; учить составлять предложения и текст по рисунку

Планируемые
образовательные результаты

Предметные:

  • научатся: определять количество слогов в слове, классифицировать слова по количеству в них слогов; самостоятельно подбирать примеры слов с заданным количеством слогов;
  • получат возможность научиться: наблюдать над слоговой структурой различных слов; анализировать модели слов, сопоставлять их по количеству слогов.

Метапредметные:

  • познавательные – оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;
  • коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться учебником;
  • регулятивные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять.

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

УМК

Русский язык. 1 класс: учеб. для общеобразоват. организаций  /  В.П.Канакина, В.Горецкий. – 8-е изд., - М.: Просвещение, 2016.,  В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, М.: Просвещение, 2016г., рабочая тетрадь №2.

Тип урока

Урок рефлексии

Форма проведения

Урок-«погружение».

Используемые педагогические технологии

Элементы  проблемного и развивающего обучения, элементы информационно-коммуникационной, здоровьесберегающей и игровой технологий.

Методы обучения

Деятельностный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности

Фронтальная работа, индивидуальная, работа в парах, дифференцированная работа.

Перечень оборудования

Средства обучения: 

Для учителя:  проектор, ноутбук, презентация.

Для ученика:

  • индивидуальные карточки для выполнения заданий и для оценивания своей работы.
  • иллюстрации и элементы костюмов к русской народной сказке «Репка».

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Организационный момент.
Мотивация к учебной деятельности.

1 мин

Орешек знаний твёрд!
Но мы не привыкли отступать!
Нам расколоть его поможет
желание ВСЁ ЗНАТЬ!

 

 

 

 

Л.: положительное отношение к урокам р/яз; самоопределение.
К.: обмениваются мнениями, слушают друг друга.

- Ребята, с каким настроением мы начинаем урок русского языка? - С хорошим, бодрым, радостным настроением,   с интересом и волнением.
- Чего вы ожидаете от урока? - Открытия чего-то неизвестного, работы с другом, интересных заданий…

II. Актуализация знаний и осуществление первичного действия.

3 мин

- Работать предлагаю под девизом:

Тот, кто хочет много знать,
Должен сам все постигать!

- Вспомните, пожалуйста, какую тему мы начали изучать на прошлом уроке?

 

- Слово и слог

- Слово состоит из частей (слогов).

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу, оценивают результат своих действий, контроль и самоконтроль, совершенствуют графические навыки.
К.: строят понятные речевые высказывания.
Познав.: понимают заданный вопрос, строят ответ в устной форме, проводят сравнение и классификацию изучаемых объектов.

Предм.: различают слово и слог.

- А что вы узнали по этой теме? Чему научились? - Научились определять, сколько в слове слогов.
- В слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков.
- Слог может состоять из одного гласного или гласного и согласного.
- Откройте тетрадь. Расскажите, как правильно нужно организовать свое рабочее место при письме. - Тетрадь кладем с наклоном, спину держим ровно, две руки на парте,  ноги стоят на полу (подножке), ручку держим правильно.

- Прочитайте запись на доске.

Бу, нм, ид, уп, ра, с, ти, е, ф, но, тигр.

- Что можно назвать слогом? Почему?

- Слоги: бу, ид, уп, ра, ти, е, но. В каждом слоге есть гласный звук.
- Сочетания нм, с, ф –короткиезвуки.
- Тигр – слово, оно имеет значение.
- Напишите в рабочей строке через запятую только слоги, правильно прописывая буквы и соединения.
- Подчеркните слоги-слияния.

Письмо на доске и в тетрадях:

Бу, ид, уп, ра, ти, е, но.

- Какое слово можно сложить с помощью этих слогов? Сколько в нем слогов? На следующей строке напишите красиво имя нашего гостя из сказки А.Н.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

Какое правило помним?

- Оцените свою работу по чистописанию.

- Буратино.

- 4 слога.

Имя собственное пишем с заглавной буквы.

III. Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.
Постановка учебной задачи.

2 мин

- Ребята, Буратино разделил слова на слоги и пришел к вам с вопросом: Правильно ли он выполнил задание?
Зв-ерёк, мышо-нок, хор-ёк.

- Мы с вами знаем, что Буратино смелый, решительный и верный друг!

- Поможем Буратино справиться с заданием?

- Над какой темой будем работать вместе с Буратино?

- Давайте попробуем сформулировать цель нашего урока.

- Буратино допустил ошибки.

- Поможем!

- Деление слов на слоги.

- Будем учиться определять количество слогов в слове и правильно их выделять.

Р.: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, целеполагание, проговаривают последовательность действий
К.: формирование внутренней позиции школьника, этических чувств (отзывчивости, доброжелательности)
Л.: осознают важность сохранения и укрепления здоровья

- Ребята, а где в жизни пригодятся вам эти знания?

Физкультминутка.
Тихо встали, потянулись,
Раз – присели, два – нагнулись,
Три – вдохнули глубоко и подпрыгнули легко.
Ручками похлопали, ножками потопали.
Сели тихо, хорошо. Поработаем ещё.

- При письме на строчке иногда не хватает места для целого слова, можно будет часть перенести. Вы нам уже говорили, что слова можно переносить по слогам.

IV.
Построение плана по разрешению возникших затруднений.

4 мин

 

Парная работа (Работа с другом)
- Предлагаю поработать над следующим заданием  в паре.
- Вспомним правила работы в паре и выполним задание из учебника (с.34 упр.5) на карточках.
Прочитайте стихотворение. Почему его так назвали?
Посчитайся с товарищем: когда будешь считать, произноси слова считалки по слогам.
- Что можно использовать при делении слов на слоги?

 

- Хлопки, подбородок, правило, дыхание.

К.: принимают участие в диалоге, договариваются, принимают решение.
Р.: выполняют пробное учебное действие, контроль, самоконтроль.
Предм.: наблюдают над слоговой структурой различных слов; анализируют модели слов, сопоставляют их по количеству слогов.

- Как же должен разделить слова на слоги Буратино? Зве-рёк, мы-шо-нок, хо-рёк.

- На карточках соотнесите схемы со словами считалки: какая схема к какому слову подойдет?

- Молодцы!

На карточках дети стрелками соединяют слово со схемой. Параллельно ведется работа на доске, проверка. (Дети двигаются, выходя к доске или могут привставать около парты)

V. Реализация на практике выбраного плана.

Первичное осмысление и закрепление

7 мин

 

- Ребята, что же мы должны сделать, чтобы правильно разделить слово на слоги и верно назвать количество слогов? - Нужно прочитать слово, подчеркнуть гласные буквы. Мы знаем правило: «Сколько гласных в слове, столько и слогов». Разделить слово с помощью хлопков или подбородка и отметить вертикальные черточки. Предм.: определяют количество слогов в слове, классифицируют слова по количеству в них слогов, обозначают ударение в словах.
Л.: приобретают навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, осознают важность сохранения и укрепления здоровья.
Р.: самостоятельно строят алгоритм действий по устранению затруднений, стремятся выполнить учебную задачу урока.
Позн.: оценивают свои достижения, отвечают на вопросы, соотносят изученные понятия с примерами.
К.:слушают собеседника, вступают в речевое общение.

 

- Предлагаю применить наши знания на практике.
Парная работа.
- В паре рассмотрите карточку с картинками. В первый вагон проведите стрелку от слов, в которых 1 слог. Во второй – от  слов, в которых 2 слога, в третий – 3 слога.
- Проверим с помощью слайда.

Коллективная работа.
- Напишите названия предметов, начиная с 1 вагона.
- Все ли слова можно разделить на слоги?
- Разделите слова на слоги с помощью вертикальной черты.

- Нет. Слова, в которых один слог, нельзя разделить на слоги.
- Шар, крот, рак, рыIба, тракIтор, корIзиIна, баIраIбан, раIкеIта, воIроIна.

Словарная работа
- Отгадайте загадку.
Хвост пушистый. Мех золотистый.
В лесу живёт. Кур крадёт. Кто это?

- Все прекрасно знают, кто такая лисица. Вот, что она о себе говорит.
(Выходит девочка с картинкой лисы и рассказывает от ее имени, индивидуальная работа проведена до урока)

- Лиса, лисица.

- Я, лисица – хищный зверёк с острой мордочкой и длинным пушистым хвостом. У кумушки-лисы зубушки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлёте, шубка тёпленькая. Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстучек.

- Какую букву в слове лисица нам нужно запомнить? - Букву и. Она стоит в слабой позиции.
- Как ласково называют лисицу?
- Можно ли это слово считать проверочным?
- Давайте составим предложение со словом лисица.
- Какие правила написания предложения вы знаете? Запишем одно предложение.
- Назовите знакомые орфограммы.
- Разделите слова на слоги, поставьте ударение, докажите звуковыми шариками  количество слогов.
- Какие правила использовали при делении слов на слоги? Сколько слогов в каждом слове?
- Ещё слово лисица употребляется в переносном значении. Так говорят о хитром, льстивом человеке.
- Лиса Алиса в сказке А.Н. Толстого была хитрой. Она притворялась хромой, а кот Базилио слепым. Буратино им доверял, а они его обманывали. Но теперь я уверена, что Буратино будет внимательнее, а с вашей помощью  еще и грамотнее.

- Лисонька.
- Можно. Теперь буква и под ударением в сильной позиции.
(Дети устно составляют предложения).
Запись предложения у доски и в тетради:
Лисица живет в норке.
/               /        /
ЛиIсиIца жиIвёт в ноIрке.
(норIке)

- Оцените свою работу на этом этапе урока с помощью смайлика на полях тетради.
(Дети рисуют на полях кружок выбранного цвета. По программе «Школа России» в 1 классе для оценивания используются  смайлики.)

Физминутка для глаз.

- Все понял, могу объяснить товарищу.
- Многое понял, но мне еще нужна помощь.
- Мне трудно было на уроке.

VI. Включение в систему знаний и умений.
Осуществление самостоятельной работы и самопроверки.

 

В учебнике на стр.35 в упр.7 прочитайте отрывок.
- Как называется эта сказка?
- Каких героев не хватает на иллюстрации?

- Правильно. (Показ рисунка)

- Репка.
- Не хватает внучки, Жучки, кошки и мышки.

Р.: оценивают совместно с учителем  результат своих действий, вносят соответствующие коррективы.

Предм. (развитие речи): разыгрывают сюжет известной сказки по данному рисунку.

Л.: развитие мотивов учебной деятельности.

К.: пользуются учебником.

 

- Спишите только первое предложение и разделите слова на слоги. Посадил дед репку.
- Назовите односложное слово.
- Почему оно так называется?
- А как вы это узнали?
- Назовите двусложное слово.
- Почему? Как узнали?
- Назовите трёхсложное слово.
- Почему? Как узнали?
- Сверьте с экраном. У кого точно так же?
Молодцы!
- Дед.
- Один слог.
- Один гласный.
- Репку.
- Два слога. Два гласных.
- Посадил.
- Три слога. Три гласных.
- Разыграйте сценку вместе с друзьями. Покажите с помощью жестов, как дед тянет репку. Используйте последнее предложение. Как вы будете проговаривать слова?
- Хорошо! Спасибо. 
Группа ребят разыгрывает сценку.

Самостоятельная работа.

Возьмите зеленый листок. На нем два задания. Послушайте внимательно первое задание и выполните его самостоятельно.   
Какое слово нельзя разделить на слоги?   Подчеркните его. 
Слива, дождь, радуга.

 

 

 

Слива, дождь, радуга.

- Второе задание.
Распределите слова по степени возрастания в них количества слогов. Запиши.        
Утюг, лист, осина.

- Ребята, Буратино выполнил задание вот так. У кого точно так же? Объясните, как выполняли.
- Верно!

 

      1         2          3
Лист, утюг, осина.

- В слове дождь один слог, поэтому его нельзя разделить на слоги.
- В слове лист 1 слог, в слове утюг – 2 слога, в слове осина – 3 слога.

VII. Подведение итогов.
Рефлексия

- Какую цель мы поставили в начале урока?
- Можете ли сказать, что хорошо умеете делить слова на слоги?
- Буратино говорит вам спасибо за помощь. Вы ему очень понравились!
- Я предлагаю оценить  урок, ваше участие в нем и то, с чем вы сегодня уйдете с урока.
- Мое мнение близко с вашей самооценкой. Спасибо за сотрудничество!

-  Научиться определять количество слогов в слове и правильно их выделять.
- Да!


Л.: дают оценку своей работе на уроке.
Р.: самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уроке