Правовое сопровождение выпускников детских домов и интернатных учреждений: проблемы и пути решения

Разделы: Социальная педагогика


По данным специалистов, более или менее нормально адаптируются в обществе только 10% выпускников детских домов и школ-интернатов. Во многом это обусловлено слабостью их правового сопровождения, что является причиной не только проблем с адаптацией молодых людей в социуме, возникающим в правовом поле, но и многочисленных проблем социального характера.

Общеизвестно, что более 30% выпускников детских государственных учреждений в течение первого года самостоятельной жизни совершают правонарушения, 20% приобретают статус лица без постоянного места жительства, 10 % заканчивают жизнь самоубийством. По данным специалистов нормально адаптируются в обществе около 10% молодых людей данной категории. Во много это обусловлено слабостью правового сопровождения выпускников детских домов и интернатных учреждений, что является причиной не только правовых проблем, связанных с адаптацией молодых людей в социуме, но и много численных проблем социального характера. При анализе правовых проблем выпускников детских сиротских учреждений следует иметь ввиду, во-первых, правовой статус «сирота» регулируется рядом нормативно-правовых актов федерального и регионального уровня, во-вторых, специфика данного контингента молодежи в части склонности его к девиантному поведению при вступлении в самостоятельную жизнь предполагает выявление тех правовых проблем, с которыми сталкивается данная социальная группа.

Возможность адаптации выпускников детских сиротских учреждений к самостоятельной жизни во многом определяются их правовой подготовленности. Молодые люди наилучшим образом осведомлены о правовых вопросах, касающихся их статуса «выпускник детского сиротского учреждения»,подготовленность в области общегражданского законодательства (гражданское, трудовое, семейное и жилищное право) слабая, знания выпускников об организациях, где можно получить юридическую помощь, равно как и их знания в области основ уголовного права, находятся на очень низком уровне или отсутствуют вовсе. Специфика правовых знаний выпускников сиротских учреждений заключается в том, что у «данной группы молодежи отсутствует равновесие между правом и обязанностью» в силу «их нежелания знать обязанности».

Современная правовая база по сопровождению выпускников детских домов и интернатных учреждений насчитывает более 30 нормативных актов: федеральных законов, Указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, направленных на защиту прав и интересов детей и подростков, посвященных регулированию вопросов, касающихся личных и имущественных прав детей, находящихся в трудных условиях, охраны здоровья детей, их социального обеспечения, воспитания и образования, трудовых прав несовершеннолетних.