Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста «Похищение века, или…»

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Создать условие для формирования элементарных математических представлений, развития мышления через игровые действия.

Программное содержание:

обучающие задачи:

  • продолжать учить решать простые арифметические задачи;
  • закрепить умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ;
  • упражнять в счете в пределах 10, в прямом и обратном порядке;
  • закрепить знания детей о геометрических фигурах;
  • познакомить с новой геометрической фигурой – полукруг.

развивающие задачи:

  • создать условия для развития логического мышления сообразительности, внимания;
  • развивать смекалку, зрительную память, воображение, умение ориентироваться в пространстве;
  • способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

воспитательные задачи:

  • воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно или коллективно. Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Методические приемы:

  • игровой (использование сюрпризных моментов)
  • наглядный (использование презентации, иллюстраций)
  • словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей)
  • поощрение, анализ занятия

Использование ИКТ: компьютер, проектор, экран, аудио записи.

Оборудование: конверты, записки с заданием, мяч, почтовый ящик.

Демонстрационный материал: презентация, числовой ряд.

Раздаточный материал: карточки с цифрами от 1до 11, геометрические фигуры (если детей больше десяти, то их необходимо поделить на группы, каждая из которых соберет свою лису), картинки с пирогом (раскрашивание по цифрам) на каждого ребенка, карандаши.

Предварительная работа с детьми: отгадывание загадок, решение логических задач, решение простых арифметических задач, д/и «Веселая геометрия», индивидуальные занятия.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие/ социально-коммуникативное развитие /художественно – эстетическое развитие.

Ход деятельности

1-й слайд. Занятие проходит в групповом помещении. Дети на коврике с воспитателем.

Воспитатель: Ребята, какой ваш самый любимый праздник? (ответы детей – предполагаем, что день рождение). А почему он вам так нравится? (ответы детей). Сегодня у Лунтика день рождение. Хотите его поздравить? (да)

2-й слайд. Звучит сигнал вызов скайп. На экране появляется Лунтик.

Лунтик: Здравствуйте, ребята! У нас здесь такое случилось! Настоящее похищение века! Дело было так…

3-й слайд. Баба Капа испекла пирог к моему дню рождения…

4-й слайд. И поставила его у окна студиться…

5-й слайд. И пока мы готовились к чаепитию, пирог пропал!!!

6-й слайд. Мы искали везде, но так ничего и не нашли.

7-й слайд. Что теперь делать? Скоро придут друзья, а угощать их нечем!

Воспитатель: Ребята, поможем Лунтику? (Да) А справитесь? (Да) Куда же мог подеваться пирог? (ответы детей)

8-й слайд. Лунтик: Посмотрите, здесь записка…

Воспитатель: Пришли ее нам, Лунтик. (Звучит сигнал смс. Воспитатель из почтового ящика достает письмо и открывает его) Эта записка от похитителей.

«Чтобы найти пирог вы должны выполнить наше задание, иначе Лунтик и его друзья останутся без угощения…Вы должны выложить цифры от 1 до 10 по порядку»

9-й слайд.

Воспитатель: А для этого мы с Вами повторим: какое число называется предыдущим (то которое стоит перед названным). Какое число называется последующим (то которое стоит после названного). Воспитатель бросает мяч каждому ребенку индивидуально.

Я буду бросать мяч и называть число, а Вы бросая мне мяч обратно,  называете предыдущие и последующие числа. (идет игра)
Дети выкладывают карточки с цифрами по порядку.

Воспитатель: Что у нас с вами получилось? (Числовой ряд) А пирог так и не нашли? (Нет) Где же искать? А вот еще цифра 11…Может она подскажет? (На карточке с цифрой 11 нарисована стрелка и при правильном расположении стрелка указывает на магнитную доску, где тоже расположен числовой ряд) Может у доски поискать?

У доски находим следующую записку:

«Наивные! Думали просто так пирог отдадим? Ха-Ха-Ха. Посчитайте - ка обратно,  дам я вам тогда подсказку: (считаем от 10 до 1)

Кто-то ночью старый стул
Спинкой вниз перевернул
И теперь у нас в квартире
Стал он цифрою…(ответ: 4)»

(В группе перевернуто несколько стульев. Под одним из них - следующая записка)

Воспитатель: Где искать пирог? (если дети не догадались сразу, тогда даем подсказку) Ребята, о чем говориться в загадке?

10-й слайд.

Воспитатель: Опять записка! Читаем? (Да)

«Раздавил ваш стул пирог… Ха-Ха-Ха! Вот что получилось…»

(Воспитатель достает из конверта геометрические фигуры)

Воспитатель: Ребята что это? (геометрические фигуры). А как они называются (треугольники, круги, овал) А это что за геометрическая фигура? (дети затрудняются ответить) Это полукруг. Почему эта фигура так называется? (Ответы детей) Обобщить ответы детей: полукруг это половина круга. Как вы думаете, что с фигурами надо сделать? (собрать) Попробуете? (да)

(Дети из геометрических фигур собирают лису)

Воспитатель: Как у вас здорово все получается! Что за животное получилось? (лиса) Что бы это значило? (ответы детей) Может нужно искать пирог там, где есть лиса? (да) И где же у нас есть лиса? (на ширме театра). Поищем там? (да)

За ширмой записка: «Не устали? Бросайте поиски…»

Воспитатель: Ребята, покажем похитителям, что мы еще полны сил? (да) А поможет нам в этом дедушка Шер.

11-й слайд. Физминутка с элементами психогимнастики «Топнем ножкой,  хлопнем ладошкой».

Воспитатель: Посмотрите, ребята, здесь еще что-то написано. Читаем? (да)

Да это же задача! Решите ее, справитесь? (да) Тогда давайте вспомним, что есть у задачи? (условие и вопрос). Все верно! Слушайте внимательно!

Вот реши пример несложный,
Было целых два пирожных.
Съел одно тихонько Петя,
Думал, мама не заметит.
Пете за него досталось!
Но ведь сколько-то осталось?

12-й слайд. Воспитатель: Молодцы! Вы отлично решаете задачи. А что мы считали в задаче? (пироженные). Да это подсказка! Где же нам искать пирог? (в магазине – у нас там есть пироженные)

В магазине находим еще одну записку:

«Ой, ой-ё-ёй, горячо…Сейчас обожжётесь!»

Воспитатель: Это значит, что пирог совсем рядом. Ребята, смотрите внимательнее. Где-то здесь спрятан пирог!

13-й слайд. (Дети в этом же центре находят конверт с заданием. Задание - раскрась по цифрам. Картинка пирог. Воспитатель всем раздает картинки. Дети садятся на стульчики и раскрашивают картинку)

Воспитатель: Что у вас получилось, ребята? (пирог) Ура, пирог нашелся! Вы справились и помогли Лунтику. Может, отправим ваши пироги Лунтику, а то скоро уже придут гости к нему? (да). Тогда несите их ко мне.

14-й слайд. (Воспитатель все картинки складывает в конверт и бросает в почтовый ящик. Письмо уходит Лунтику)

15-й слайд. Лунтик: Спасибо, ребята! Вы спасли мой день рождения!

16-й слайд. (Звучит музыка. Появляются гусеницы)

Вупсень: Простите нас, пожалуйста! Пупсень: Мы просто хотели поиграть…мы больше так не будем!

Воспитатель: Ну, что простим их, ребята? (да) А вы Вупсень и Пупсень, в следующий раз, если захотите поиграть, просто предложите это друзьям.


17-й слайд. Лунтик: Вупсень, Пупсень, уже все собрались. Пойдемте скорее пить чай! Спасибо, ребята! До свидания.

18-й слайд. Итог ООД. Рефлексия. Самооценка деятельности детей.

- Ребята, все вы молодцы. Вы очень старались, преодолевая вместе все трудности.

- Что мы с вами сегодня искали? (пирог)

- Ребята, а зачем мы искали пирог? (чтобы помочь Лунтику)

- Скажите, что мы сделали для того, чтобы найти пирог? (считали от 1 до 10, собирали лису из геометрических фигур, решали задачи)

- А, что вам понравилось больше всего? (ответы детей)

- А с чем было сложно справиться? (ответы детей)

- Но, у вас все получилось? (да)

- Может, тогда соберете пирог или гусениц из конструктора? (да)

(Дети отправляются в зону конструирования и занимаются свободной деятельностью)