Карточки как средство повышения мотивации и качества успеваемости обучающихся

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Одна из главных задач учителя при достижении успеваемости его ученика – это сформировать устойчивую мотивацию достижения успеха. Формирование мотивации достижения успеха необходимо для того, чтобы повысить самооценку и психологическую устойчивость школьника, убрать положение «неуспевающего».

Предшествующие достижения являются ключевым фактором, позволяющим прогнозировать результаты уроков: то, с чем приходит ученик в класс каждый год, напрямую связано с его достижениями в предыдущие годы более способные ученики, как правило, достигают лучших результатов, чем их менее способные сверстники. Задача учителя заключается в прерывании этой тенденции. Нужно создать возможности роста для отстающих, чтобы они могли максимально эффективно осваивать программу и выполнять задания наряду с самыми способными учениками в классе.

Для достижения этой цели, в своей работе, применению личностно-ориентированный подход в обучении. Технологическая сторона моего опыта работы «Карточки как средство повышения мотивации и качества успеваемости обучающихся» предполагает постановку следующих целей:

  • целенаправленное повышения уровня физической подготовленности учащихся;
  • прослеживание динамики роста результатов контрольных упражнений;
  • привитие интереса к домашним заданиям;
  • формирование активной гражданской позиции.

Идея личностно-ориентированного развивающего обучения пришлась мне по душе, во-первых, личностно-ориентированный подход направлен на удовлетворение потребностей и интересов в большей мере ребенка, нежели взаимодействующих с ним государственных и общественных институтов. Во-вторых, при использовании данного подхода педагог прилагает основные усилия не к формированию у детей социально типичных свойств, а к развитию в каждом из них уникальных личностных качеств.

Основной педагогической идеей моего опыта стало учение на положительное стимулирование (педагогика успеха), отсутствие внешнего принуждения, отношения сотрудничества создают условия для удовлетворения потребностей самосовершенствования, ориентируют ученика на воспитание в себе положительных качеств.

При применении системы карточки, полученные результаты, ориентированы, прежде всего, на индивидуальные темпы развития двигательных способностей школьников. На каждого ученика завожу карточку, в которую два раза в год, начиная с первого класса, заношу результаты контрольных упражнений. Обычно карточки хранятся у меня, учащимся раздаются каждый раз после сдачи всех упражнений для того, чтобы посмотреть, как обстоят дела с физической подготовкой, над, чем работать в школе и дома. Практика показала, что дети с большим желанием тренируются самостоятельно, когда наглядно видят прирост в результатах, а желание повышать свою физическую подготовленность становилось еще больше.

Бывая на родительских собраниях, обязательно показываю родителям карточки их детей. После чего заметно улучшается отношение родителей и детей к домашним занятиям физическими упражнениями. Родители покупают гантели, скакалки, мячи, лыжи, строят турники. Мальчики на переменах чаще заходят в спортзал, чтобы поиграть в «лесенку» (игровое подтягивание на перекладине), стали посещать тренажерные залы и к окончанию 9 класса уже более 70 % юношей смогли подтянуться на перекладине на «5» и «4». С беговыми упражнениями ребята справляются хорошо. Связано это с тем, что больше половины уроков провожу на стадионе (легкая атлетика, подвижные игры, лыжная подготовка).

Например, норма 6 – минутного бега (тест на выносливость) для юношей старших классов на высокий уровень – 1500 метров. Большинство пробегают больше – от 1500 м. до 1700 м. Также значительно улучшились показатели гибкости, прыгучести, быстроты.

Образец карточки.

Татаринов Женя

Таблица 1

Цифры, соответствующие низкому уровню, обведены красным кружочком, высокому уровню – зеленым, результаты среднего уровня не обводятся (таблица 1).

В карточке Жени видно, что в 1 классе на низком уровне были результаты на силу, гибкость и прыгучесть. 6-минутный бег в 1-2 классах дети не сдавали, так как не умели бегать в равномерном темпе. Самым сложным упражнением для Жени Татаринова было подтягивание на перекладине. Только в 9 классе он смог подтянуться 10 раз на оценку «5» В то же время видно, что его результаты 6-минутного бега всегда на высоком уровне.

Это говорит о его природной способности к продолжительному бегу. Он начал посещать секцию легкой атлетики, участвовать в районных соревнованиях в беге на 1500 м., 3000 м. и становился призером. К окончанию школы его физическая подготовленность – выше среднего (три результата - на высоком уровне, три – на среднем).

С целью повышения двигательной активности всех школьников в моей практике особое место занимает домашние задания. Содержание заданий весьма индивидуально, зависит от особенностей учащихся данного класса, подготовленности каждого ученика. Практика показала, что дети с большим желанием тренируются самостоятельно, когда наглядно видят прирост в результатах. Цель домашних заданий состоит не только в том, чтобы повысить физическую подготовленность учащихся, но и в том, чтобы содействовать морально-волевому совершенствованию, воспитанию потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями.

Важным условием высокой эффективности работы обучающихся, проявления инициативы и активности является оценка их деятельности. В начале учебного года объясняю учащимся, по каким критериям ставится итоговая оценка. К ним относится: сдача учебных нормативов и усвоение теоретического материала; повышение уровня физической подготовки; выполнение домашних заданий; активное занятие в спортивных секциях; участие в соревнованиях. В качестве основного критерия итоговой оценки успеваемости по предмету «Физическая культура» избрана посещаемость занятий и повышение уровня физической подготовки.

Таким образом, создание ситуаций, приводящих к успеху — перспективное направление в работе с современными школьниками. Если ребенку удается добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни. А успехи на уроках физической культуры способствуют формированию стремления к физическому благополучию, потребности в бережном отношении к своему здоровью.

В заключение хочу сказать, насколько важна роль физической культуры в современном обществе и роль современного учителя физической культуры. Физическая культура - это развитие физического и духовного в человеке, это способ жизни и способ развития целостной личности. При этом поведение, знания и умения, личный пример учителя физической культуры становятся для школьников более значимыми ориентирами, чем наставления и назидания. Если учитель получает удовольствие от общения с учеником, обменивается с ним мнениями по различным вопросам, не боится учиться чему-либо у них, а ученики не теряют блеска в глазах в процессе работы с учителями – значит, этот учитель на правильном пути!