Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР «Путешествие по городу Лекарственных растений»

Разделы: Логопедия


Обучающие задачи:

  • познакомить с лекарственными растениями и использованием их людьми;
  • активизировать и расширить словарь по теме;
  • упражнять в образовании прилагательных, в звуко-слоговом анализе слов;
  • упражнять в подборе слов-признаков;
  • совершенствовать навык составления предложений по заданной схеме.

Развивающие задачи:

  • развивать пространственную ориентацию, внимание, мышление, творческое воображение.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать положительную мотивацию к занятию;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Методическое обеспечение: предметные картинки с лекарственными растениями, иллюстрации по теме, бумага, карандаши, наборы для звуко-буквенного анализа слов, наборы схемы слов.

ХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

I. Организационный момент

Каждому ребенку дают картинку. (ромашка, береза, ландыш, лопух, крапива, одуванчик, василек)

- Ребята, сядет тот у кого картинка, про которую можно сказать МОЙ (лопух, ландыш, одуванчик)

- А теперь про которую мы скажем МОЯ (ромашка, крапива)

II. Ведение в тему

- Вы, наверное, догадались, что мы будем говорить сегодня о растениях. О непростых растениях, а о лекарственных.

- Ребята, а как вы думаете, что такое лекарственные растения? (ответы детей)

- Да, действительно, это растения, которые лечат. В давние времена, когда не было больниц и аптек, люди лечились травами. съев которую они выздоравливали. С тех пор многие люди обращаются за помощью к лекарственным травам.

Сегодня мы совершим экскурсию по городу Лекарственных растений. Она поможет нам поближе познакомиться с травами, деревьями и цветами, которые верой и правдой служат человеку многие века.

III. Основная часть

Перед вами город Лекарственных растений. Даны улицы, названия которых мы должны с вами определить. Я вам говорю, что где растет, а вы правильно называете это место

  • Аллея, на которой растут липы? Какая аллея? – (дети): Липовая аллея
  • Площадь, на которой растет лук? – Луковая площадь
  • Переулок, где растет мята? – Мятный переулок
  • Улица, на которой растут ромашки? – Ромашковая улица
  • Тупик, где растут березы? – Березовый тупик.

- Наша пешеходная экскурсия начинается с Липовой аллеи.

1. И вот перед нами Липовая аллея.

Вспомните, какой аромат издают душистые цветки липы во время цветения. Не даром же они так привлекают пчел, благодаря которым мы имеем возможность лакомиться липовым медом. Особенно хорошо липа при лечении простудных заболеваний.

(Демонстрируется иллюстрация):

Посмотрите
Это липы цвет,
Ароматы лета,
Нам принес в привет,
Чай его душистый,
Любит стар и мал,
Очень многим людям
Он здоровье дал:
Сбил температуру,
Горло подлечил,
Горькую микстуру
Детям заменил,
И от кашля средства
Просто лучше нет -
Вот какой кудесник
Этот липов цвет!

- Давайте на память об этом чудесном дереве сделаем звуко-слоговой анализ слова ЛИПА.

- Сколько слогов в слове?

- Сколько гласных звуков? Какие?

- Сколько согласных? Какие?

- Обозначим каждый звук цветом + хар-ка каждого звука (один ребенок выходит к доске)

- Давайте напишем это слово. (дети выполняют на листочках, один на доске)

Луковая площадь

2. И вот мы уже подходим к Луковой площади. Лук оказывает неоценимую услугу здоровью человека. Еще в глубокой древности люди догадались, что лук – не только вкусная приправа к кушаньям: он еще и целебен.

Ученые доказали, что летучие вещества, которыми лук защищается, могут защищать и здоровье человека.

Если человек 2-3 минуты пожует лук, во рту у него не останется ни одного вредного микроба – все они будут убиты.

Вот на грядке лук зелёный,
Ярким солнцем освещенный,
Стрелы вытянулись в ряд,
Как солдатиков отряд.
Знают все, что лук полезен,
Витаминами богат,
Но немного горьковат.
В этом лук не виноват.
От природы он такой,
Очень скромный и простой.
Ешьте все зелёный лук,
Он здоровью верный друг!

В нем не только фитонциды, что микробам так страшны,
Он содержит витамины, что, бесспорно, всем нужны.
И поэтому, чтоб реже приходилось вам болеть,
В каждом доме все лучок круглый год должны иметь.
Тот, кто с ним покрепче дружит, никогда не занедужит.

- А теперь попробуйте расшифровать пословицу. Обведите все буквы, кроме буквы Ю: (у детей карточки с буквами):

ЛЮУЮКЮ ОТ СЮЕЮМЮИЮ НЮЕЮДЮУГЮЮ .

(ЛУК ОТ СЕМИ НЕДУГ)

Логопед объясняет значение этой пословицы.

Мятный переулок

3. А вот и Мятный переулок.

В доме много аромата, если в доме сохнет мята.
Мятная лепешка, настоя мяты ложка –
Нету больше тошноты, нету в горле хрипоты.
Валидол, зубная паста – всюду мята, мята, мята!
Собираем не напрасно эту травушку, ребята!

Главной особенностью мяты является ее успокоительное качество. Чтобы привести нервную систему в порядок, достаточно выпить чашечку мятного чая. Для этого потребуется заварить любой подходящий по вкусу чай и добавить в него пару листиков мяты. Бывает мятная зубная паста, она укрепляет зубы и освежает дыхание.

- Давайте в Мятном переулке немного отдохнем, расслабимся.

IV. Физминутка

Дует ветер с высоты,
Гнуться травы и цветы,
Вправо-влево, влево-вправо (наклоны)
Клонятся цветы и травы.
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте (прыжки)
Выше! Веселей! Вот так.
Переходим все на шаг (ходьба на месте).
Вот и кончилась игра,
Заниматься нам пора

И вот перед нами Ромашковая улица (рисунок ромашки аптечной)

Знаете ли вы, ребята, что существует несколько видов ромашки? Но лекарственной считается только ромашка аптечная. Как отличить ее от других? Очень просто. Желтая сердцевина у нее выпуклая и внутри пустая, растение имеет приятный ромашковый запах, который у других видов, как правило, отсутствует.

- Ароматный чай из соцветий ромашки обладает противовоспалительным и ранозаживляющим действием. Когда у вас болит горло, нужно полоскать его отваром из ромашки. При аллергии используют также ромашковый отвар. .Если умываться отваром ромашки, то кожа станет здоровой и красивой, а волосы - блестящими и золотистыми.

Белая корзинка,
Золотое донце.
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.

Мы домой ее возьмем
И на стол поставим.
Если вдруг мы прихворнем -
Мы ее заварим.

Всех цветов не сосчитать, есть аптечная ромашка
Про ромашку надо знать
Белый крошечный цветочек - для припарок, для примочек
Если воспаление, отвар - успокоение

- С чем можно сравнить ромашку? Давайте поиграем.

Дидактическое упражнение «Подбери слово»

  • Ромашка круглая, как… солнце
  • Ромашка мягкая, как …пушинка, вата
  • Ромашка белая, как …снег
  • Пушистая, как хвост у белки
  • Жёлтая, как...солнышко, цыпленок
  • Хрупкая, как …яичная скорлупа

5. Наша экскурсия заканчивается в Березовом тупике. (иллюстрация березы).

Красавицей русских лесов называют березу. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. Береза – символ и гордость русского народа. Из почек березы приготавливают лекарства.

Целебные свойства березы – в ее распустившихся почках и в душистых клейких листьях. Их отвар принимают при болезни почек, печени, легких. Березовый деготь лечит кожные заболевания. А березовый сок - живительный и вкусный напиток.

Из ветвей делают метлы и веники. Из бересты мастерят туески, лукошки. Березовые дрова - лучшее топливо в русской печке. Из древесины изготавливают фанеру, мебель, прочные лыжи, древесный спирт, уксус.

Настои, отвары березовых почек помогут тебе непременно, дружочек,
Если вдруг почки твои заболят – а надо – и раны они заживят.
Из листьев отвар – витаминное средство.
Целебность березы запомни ты с детства!

- Березу невозможно спутать с другим деревом из-за ее белого ствола.

Составление предложений со словом береза по заданной схеме.

(Береза растет в саду.
Нежные сережки на березе.
Мы подбежали к березе.
Скамейка стоит у березы…)

- Мы прощаемся с городом Лекарственных растений. Лекарственные растения приносят огромную пользу человеку. Помните об этом и относитесь к ним бережно.

V. Итог

- О каких лекарственных растениях вы сегодня узнали? Почему их называют лекарственными?