День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества

Разделы: Патриотическое воспитание


Ведущий 1: Здравствуйте дорогие учителя, уважаемые гости, ученики!

Ведущий 2: Мы рады приветствовать Вас на торжественной встрече, посвященной Дню памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества! Школа, равняйся, смирно! Флаг Российской Федерации и Юнармейского движения вынести! Равнение на флаг!

Марш Преображенского полка

Гимн РФ

Ведущий 2: Школа, Вольно!

Ведущий 2: Слово для открытия торжественной встречи предоставляется директору школы.

Ведущий 2: На торжественной встрече, посвященной Дню памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества присутствуют гости (представление гостей).

Ведущий 1: В календаре патриотических праздников много знаменательных дат! Одной из таких является пятнадцатое февраля.

Ведущий 2: Это официальная памятная дата в Российской Федерации о соотечественниках, проявивших самоотверженность и преданность Родине в период участия в боевых действиях за пределами нашей страны после Второй мировой войны, выполняя взятые Советским союзом и Российской Федерацией международные обязательства по оказанию военной помощи дружественным странам. В этот День мы вспоминаем не только ветеранов войны в Афганистане, но и соотечественников, принимавших участие в более чем 30 вооруженных конфликтах за пределами страны.

Ведущий 1: Празднуя Победу в 45-м году, все были уверены, что закончилась последняя в истории человечества война. Но судьба распорядилась иначе. Внуки тех, кто добывал мир, вновь взяли в руки оружие.

Ведущий 2: Основными военными конфликтами, в которых принимали участие советские и российские военные, были войны в  Корее и Вьетнаме, Сирии и Египте, Мозамбике, Анголе и Эфиопии. Российских военнослужащих направляли в «горячие точки» республик бывшего СССР и в Югославию.

Ведущий 2: Остановимся подробнее на некоторых извоенных конфликтов.

Звучат слова (Приложение 1):

Я мерил войну километрами дней,
Что прожиты были вдали от России.
И нет, мне поверьте, дороги длинней,
Где веря в мечту, мы с тобой колесили.

Ведущий 2: Афганская война — это важная веха в истории наших Вооруженных сил. Страница в истории нашей страны. Это дни и годы, боль и потери, доблесть и героизм наших солдат и офицеров. Наших людей, многие из которых живут среди нас.Вспомним сегодня о тех, кто прошагал по дорогам войны. Они жили рядом с нами. Мечтали о будущей жизни, любили, смеялись и… воевали.

Ведущий 1: Советские войска на территории Афганистана воевали девять лет, один месяц и девятнадцать дней. В мае 1988-го Советский Союз начал вывод войск из страны. 15 февраля 1989 последнее подразделение 40-й армии СССР покинуло Афганистан.

Ведущий 2: Перед 40-й армией стояло несколько основных задач. В первую очередь, мы должны были оказать помощь правительству Афганистана в урегулировании внутриполитической ситуации. В основном эта помощь заключалась в борьбе с вооруженными отрядами оппозиции. Кроме того, присутствие значительного воинского контингента в Афганистане должно было предотвратить агрессию извне. Эти задачи личным составом 40-й армии были выполнены полностью.

Ведущий 1: Мы искренне хотели помочь афганскому народу выйти из средневековья и создать своё государство, создать нормальные экономические и социальные условия для жизни. Мы глубоко были убеждены, что несём прогресс и процветание в эту Богом забытую страну.

Ведущий 2: Перед Ограниченным контингентом никто и никогда не ставил задачу одержать военную победу в Афганистане. Все боевые действия, которые 40-й армии приходилось вести с 1980 года и практически до последних дней нашего пребывания в стране, носили либо упреждающий, либо ответный характер. Совместно с правительственными войсками мы проводили войсковые операции только для того, чтобы исключить нападения на наши гарнизоны, аэродромы, автомобильные колонны и коммуникации, которые использовались для перевозки грузов.

Ведущий 1: Память о погибших воинах свято хранят их товарищи по оружию, их семьи и близкие. И память эта будет жива, пока мы о них помним, пока мы о них говорим.

Художественный номер (песня ансамбля «Голубые береты» - «Память»)

Заставка к песне (Приложение 2)

Заставка (Приложение 3)

Ведущий 2: Карибский кризис, который в США называют Кубинским ракетным кризисом, а на Кубе – Октябрьским кризисом - это противостояние атомных гигантов – СССР и США – которое достигло предельной точки холодной войны. Мир вполне реально посмотрел в глаза грядущей ядерной катастрофы.

Ведущий 1: По состоянию на начало 1960-х годов США обладали серьезным преимуществом по части ядерного вооружения. А в 1961 году американские ракеты с ядерными боеголовками были размещены в Турции — в непосредственной близости от границ СССР. Никита Сергеевич Хрущев счел американские ракеты на берегу Черного моря угрозой. Поэтому был предпринят ответный шаг — тайное перемещение и установка ядерных сил на дружественной Кубе, что и привело к Карибскому кризису 1962 года.

Ведущий 2: Узнав о присутствии на Кубе советских ядерных сил, руководство США решило установить вокруг Кубы военно-морской «карантин» и обрезать морское сообщение не целиком и полностью, а только в части вооружения. Дипломатические переговоры, на протяжении которых весь мир находился в напряжении, продолжались неделю.

Ведущий 1: В результате стороны договорились о следующем: СССР выводит свои силы с Кубы; США убирают ракеты из Турции и оставляют попытки вторгнуться на Кубу.

Ведущий 2: Кубинский народ был безмерно благодарен Советским воинам, пришедшим на помощь в час опасности для их Родины. Советские военные специалисты, по оценке Фиделя Кастро, «показали пример боевого мастерства, выдержки и самообладания, верности интернациональному долгу...».

Заставка (Приложение 4)

Ведущий 1: Для многих не является секретом факт активного военного присутствия СССР в Эфиопии в конце 70-х годов XX века.

Ведущий 2: Зачем же понадобились советские военные на Африканском Роге? Все дело в том, что в 1977 году в дружественной Эфиопии сложилось тяжелое положение. После революции вот уже третий год страну терзали сепаратисты, внутри правительства молодой страны шла постоянная война за власть, а тут еще летом соседнее Сомали решило отвоевать часть спорной территории — пустыню Огаден.

Ведущий 1: Сомалийские войска начали действовать 23 июня 1977 годаи к октябрю 1977 года, не встречая серьезного сопротивления, сомалийские войска захватили у своего восточного соседа значительную территорию.СССР не мог оставить без внимания происходящее на Африканском континенте.

Ведущий 2: Осенью 1977 года в Аддис-Абебу прибыли советские военные специалисты, которым было поручено формирование и обучение армии, разработка боевых операций и руководство ими, обеспечение поставок боеприпасов и военной техники.

Ведущий 1: В январе 1978 года после некоторой передышки сомалийские войска предприняли новую попытку наступления. Оно было направлено на важный административный центр — город Хареру. Бои между эфиопскими и сомалийскими войсками продолжались до марта 1978 года, пока не была освобождена территория всего ранее оккупированного Огадена. Решающую роль в победе сыграли военные советники из СССР, непосредственно принимавшие участие в боевых действиях.

Ведущий 2: С окончанием конфликта с Сомали мир в Эфиопии не установился. Сомалийские войска перешли к партизанской войне, а на севере страны, в Эритрее, против центральной власти продолжали действовать сепаратисты. В этой войне несли потери и советские военнослужащие.

Стихотворение

По дорогам чужим,
Постоянно в сокрестье прицела,
Веря в правду свою,
Размотали судьбу до конца.
Знали: где-то без вас
В летних парках скрипели качели
И что каждого мать
Ждала у родного крыльца.
Малярийные джунгли
Вьетнама, Кореи
И палящее солнце
Африканских небес –
Всё давно позади…
Вы о том не жалели,
Лишь остался вопрос:
Умирали за чей интерес?
Но судьбу не корили,
Не искали другой, не просили –
Вас она выбирала,
Выбирала порою на смерть.
Всё смогли одолеть,
Всё смогли вы осилить,
И потомкам в глаза
Вам сегодня не стыдно смотреть.

Ведущий 1: Действуя в соответствии с Договором «О дружбе и сотрудничестве между СССР и Сирийской Арабской Республикой» от 8 октября 1980 года, президент Сирии БашарАсад обратился к России с официальной просьбой об оказании военной помощи, на основании чего Совет Федерации дал президенту Российской Федерации Владимиру Путину согласие на использование Вооружённых сил Российской Федерации на территории Сирии.

Ведущий 2: При этом речь шла лишь о применении военно-воздушных сил для оказания авиационной поддержки сухопутным войскам Сирии, без проведения наземной операции. Присутствие российской авиации, согласно документу, «носит оборонительный характер и не направлено против других государств».

Ведущий 1: Как заявляли в Минобороны Вооружённых сил Российской Федерации, ракетно-бомбовые удары наносились по военным объектам - складам оружия и боеприпасов, горюче-смазочных материалов, технике, лагерям, пунктам управления, узлам связи, командным пунктам «Исламского государства», «Фронта ан-Нусра» (сирийского филиала «Аль-Каиды») и других террористических организаций, на стороне которых в Сирии воюют, в частности, и российские граждане.

Ведущий 2: Нейтрализация на чужой территории тех, кто мог бы, пройдя обучение у террористов, продолжить террористическую деятельность уже в России, стала одной из главных заявленных целей участия России в сирийском конфликте.

Ведущий 1: Достаточно мгновенья, чтобы стать героем. Военному летчику, герою сирийской войны, погибшему 3 февраля 2018 года при исполнении боевого задания, уроженцу города Воронежа, майору Филипову Роману Николаевичу посвящается… Видео фрагмент

Ведущий 1:

Мы, повстречавшись на родной земле,
Уйдя в круговорот воспоминаний,
Помянем не вернувшихся бойцов
Единственной минутою молчанья.

Объявляется минута молчания в память о погибших воинах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества.

Минута молчания

Ведущий 2: Слово предоставляется гостям нашей встречи, присутствующие офицеры с честью и достоинством исполняли служебный долг за пределами Отечества.

Ведущий 1: У времени есть своя память – история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, отбрасывавших назад цивилизации, разрушавших великие ценности, созданные человеком.

Ведущий 2: Очень важно как можно полнее учесть как политический, так и военный опыт всех войн, чтобы он послужил надлежащим уроком для более разумного решения сегодняшних и будущих задач обеспечения безопасности и мирного сосуществования наших народов.

Ведущий 1: Наша встреча подошла к концу! Спасибо за внимание! До новых встреч!