Конспект открытого занятия по ФЭМП «Тридевятое королевство» (старшая группа)

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: закреплять элементарные математические представления в игровой форме, мотивируя деятельность детей путем постановки проблемной ситуации и направляя мыслительную активность на поиски способов решения  поставленных задач.

Задачи:

Обучающие:

  • Закреплять представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, круг, треугольник, четырехугольник), развивать умение видеть и находить эти формы в предметах ближайшего окружения.
  • Совершенствовать умение выполнять арифметические действия на сложение и вычитание в пределах единицы, ориентируясь на знаки «+» и «-».
  • Закреплять представление о составе числа.
  • Закрепить понятия длинный, короткий.
  • Развивать умение разгадывать ребусы, используя мнемотехнику.
  • Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя и двигаться в заданном направлении следуя словесным указаниям и сверяясь с картой схемой (вперед, направо, налево), самостоятельно составлять маршрут движения, изображая его на карте-схеме.

Воспитательные:

  • Формировать умение работать в команде, развивать умение договариваться и делиться на команды.
  • Воспитывать в детях культуру поведения во время занятия (слушать других детей внимательно, не перебивая, с уважением относиться к высказываниям других).

Развивающие:

  • Развивать умение действовать согласовано, развивать связную речь и воображение, фантазию, мышление.

Создавать условия для:

  • Проявления коммуникативных навыков, чувства уверенности в своих силах. Расширять активный и пассивный словарь детей.
  • Развивать умение оперировать в математических действиях.

Предварительная работа:

  • Чтение и слушание в аудиозаписи русских народных сказок с беседами по содержанию;
  • Рассказы детей о любимых книгах;
  • Рассматривание и изучение различных схематичных изображений предметов, совместное составление карт-схем.

 Оборудование:

  • Элементы спортивного оборудования «Славения» (мостик, «следочки», дорожка «камешки», «кочки».
  • Карты схемы 4 шт.
  • Наборы Дьенеша.
  • Сундук 2 шт.
  • Шкатулка 2 шт. 
  • Фигурные стойки со знаками «+» и «-» 4 шт.
  • Числовые башни.
  • Цифровые карточки 4 набора.
  • Карта Тридевятого Королевства.
  • Карты-схемы для маршрутов 4 шт.
  • Простой карандаш 4 шт.

Ход занятия

В. – Ребята, вы любите сказки?

Д. -  Да.

В. – А как начинаются сказки? С каких слов?

Ответы детей.

В. – А какие волшебные предметы, сказочные вы знаете?

Ответы детей.

В. - А как называется наш детский сад?

Д. – «Сказка».

В. – Вот, вот. А вы знаете, у меня сегодня утром было такое предчувствие, что что-то должно произойти «сказочное», не обычное.

Неожиданно появляется письмо.

В. – Давайте посмотрим от кого оно. Оно от Царевича Проши.

Зачитывает письмо.

Текст.

Ой, ой, ой, беда! Беда! Помогите! Тридевятое Королевство в опасности! Вся красота исчезла. Злой Чародей наложил заклятье и если мы не найдем Волшебное  заклинание, то все будет потеряно навсегда. Воцарится вечная серость и скука.

Чародей пообещал, что мы его никогда не найдем! И уж он постарается его хорошенько спрятать! И никто во всем Королевстве не поможет.
Так и случилось. Мы всем Королевством искали и не нашли. В королевстве появились непонятные знаки, которых мы раньше никогда не видели и что они означают,  мы не знаем.

Я написал много писем и отправил их по всему свету. К кому попадет это письмо, прошу – помогите, помогите найти Волшебное заклинание и спасти тридевятое Королевство. А наших спасителей ждет награда.

 В. – Ребята, а вы знаете? (достает из конверта две карточки с геометрическими фигурами и цифрами, переплетенными между собой)

Д. – Да, это геометрические фигуры, а это цифры.

В. – Смотрите, ребята, Царевич Проша нам еще и карту Тридевятого Королевства прислал. Что же делать, что делать?

Д. – Помочь.

В. – Но как? Мы здесь, а они там – в Тридевятом Королевстве.

Предложения детей.

В. – Так, так. Ребята! Мы же с вами сами из  «Сказки». Нужны волшебные слова и вера в то, что  у нас все получится. Какие волшебные слова?  Кто знает?

Дети называют варианты слов.

В. – Закрываем глаза и произносим слова:

Крибле-крабле, Сим-саля-бим. В сказочную страну попасть хотим.

Дети «переносятся» в сказочную страну.

В.  -  Вот мы и Тридевятом Королевстве. Но куда же нам идти, в какую сторону?

Вы правы,  нам подскажет карта. Давайте определим наше местоположение. Мы вот здесь. Куда нам дальше двигаться? Куда указывает карта?  К сундукам и ларцам. А по какой дороге? (короткая,  длинная).

Вот и  первая подсказка.

Чародей в сундуках да ларцах что-то видно важное запрятал.

В. – Сосчитаем, сколько всего ларцов и сундуков.

Д. – 4.

В. – Сколько ключей нам нужной найти?

Д. – 4.

В. – А как открыть их? Как вы думаете, что нужно сделать,  чтобы быстрее справиться с заданием.

Ответы детей.

В. - Предлагаю разделиться на 4 команды. Но  как это сделать?

Ответы детей.

Задание 1. «Какая геометрическая фигура?»

В. – Ребята, предлагаю вам разделиться на 4 команды при помощи волшебных карточек. Каждый из вас должен взять по одной карточке, найти в ней спрятанную геометрическую фигуру и найти свою команду по карточке ориентиру.

Дети делятся на команды.

Задание № 2. «Найди ключ» (Блоки Дьенеша и цифры)

В. – Смотрите-ка, что здесь?

Д. - Два сундука и два ларца (шкатулки).

В. – А что это  на сундуках и ларцах изображено?

Д. – Цифры и фигуры.

В. – Как же нам решить эту задачу?

Ответы детей.

В. - Кажется, я догадываюсь, как решить, эту загадку. Ключи находятся под этими фигурными  камешками, нужно только правильно выбрать камешек. Будьте внимательны, взять можно только нужный камень, иначе ключ будет потерян навсегда.

После того, как все ключи найдены, открываются сундуки и ларцы. В них лежит 4 карты-схемы.

В. – Ребята, что это такое?

Д. – Карты-схемы.

В. - Сколько их?

Д. – Четыре.

В. – Давайте посмотрим, что изображено на них.

Дети рассказывают, что изображено на карточках.

В. – Это знаки-указатели. Что-то они мне напоминают. А вам, ребята?

Д. – Геометрические фигуры.

В. - Какие?

Д. – Квадрат, треугольник, круг, многоугольник.

В. – А что еще есть на этих указателях.

Д. – Знаки «+» и «-».

В. – А о чем они нам говорят? Если мы видим знак «+»?

Д. – Сложить, прибавить.

В. – А ели «-»?

Д. – Вычесть, отнять.

В. – Сундуки да ларцы мы с вами открыли, нашли новые подсказки. Но прежде чем отправиться за новыми подсказками предлагаю немного потренироваться, ведь ошибки нам допускать нельзя.

В. – Прошу команд подойти к столам.

Задание № 3. «Цветные палочки»

У вас на столах лежат цветные палочки и цифры. Вам нужно при помощи палочек другого цвета изменить количество уже  лежащих на столе палочек  на заданное число и показать получившееся общее количество палочек, подняв нужную цифру, обозначающую их количество.

  1. 6  на 1 (7)      
  2. 4 на 2 (6)        
  3. 5 на 3 (8)            
  4. 5 на 4 (9)

В. - Ребята, вы справились с заданием и можете отправляться за новыми подсказками. Теперь нужно найти то место, на которое указывают эти карты-схемы. Как узнать, куда двигаться дальше?

Д. – свериться с картой. Мы должны пройти по… (длинной, короткой) до прямоугольного  указательного камня.

В. – Вот мы и пришли.  Идите по своим карам-схемам, а потом встретиться  снова на этом месте.   

Задание № 4. «Используй знаки»

Используя знаки «+» и «-», дети должны выполнить арифметические действия с предложенными им числами карточками и принести ответ в цифровом значении.

В. – Рассказывайте, что у вас получилось.

Ответы детей.

В. – Вы молодцы, справились еще с одним заданием, но что означают эти цифры, и как они нам могут помочь?

Ответы детей.

В. – Давайте поищем ответ, ребята, на нашей карте. Следующая наша остановка – Замок.

Задание № 5. «Башни»

В. – Вам нужно, найти башню с соответствующей цифрой.

Задание такое. Вам надо разместить жильцов башни на этажах по  комнатам и их количество на этаже должно быть равно числу, указанному на башне. На каждом этаже вы должны разместить  цифры так, чтобы при сложении этих цифр  у вас каждый раз  получалось число, указанное на башне. Но есть  условие – цифры, если это возможно, не должны повторяться, и вы ограничены по времени. Это задание нужно выполнить пока песок в часах не опуститься вниз. 

В. – И с этим заданием вы справились! Молодцы! Давайте узнаем, куда же нам дальше двигаться. А подскажет нам карта.

В. – Смотрите, мы почти у цели! Но злой Чародей приготовил нам еще одно испытание.

Задание № 6. «Проложи путь»

Чтобы пройти к ларцу, нужно проложить путь так, чтобы не навредить ни одному цветочку. Каждая команда должна найти свое место и, встав на исходную позицию, от заданной точки на листе рисует, как она будет идти к ларцу, кротчайшей дорогой. При этом команды не должны сталкиваться и терять членов команд.

Команды открывают сундук.

Задание № 7. «Ребус»

Ребята нам нужно разгадать, какие слова спрятаны за этими картинками.

Отгадка: Треугольникус – Квадратум – Волшебникус.

Раздается торжественный звук фанфар.

В. - Ура! У нас получилось! Теперь жители Тридевятого Королевства смогут все исправить и разрушить злые чары.

В. – Смотрите, какой большой сундук! Жители Тридевятого Королевства нас благодарят, за помощь.

(В сундуке угощение, настольная игра или памятные сувениры на каждого ребенка).

В. – Спасибо жители Тридевятого Королевства.

А нам пора возвращаться. Закрываем глаза и произносим волшебные слова:

Крибле-Крабле, Сим-саля-бим. Вернуться в детский сад хотим.

Дети «переносятся» в детский сад.

В. – Вот и закончилось наше приключение. Предлагаю вернуться в группу и зарисовать все, что с нами произошло. Это будут иллюстрации к новой сказке. А я запишу все наши приключения, и мы вместе сделаем книгу с новой сказкой. А какое у нее будет название, мы с вами придумаем.