Краткосрочный проект в средней группе "Снегири"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  • Обучающие задачи: расширять представления детей о многообразии птиц, закрепить знания о характерных особенностях снегиря.
  • Развивающие задачи: развивать познавательный интерес к объектам живой природы; развивать умение находить скрытый смысл в тексте загадок.
  • Речевые задачи: обогащение активного словаря, развивать основы диалогового общения и связной монологической речи; обогащение пассивного словаря – щебетание.
  • Воспитательные задачи: воспитывать любовь к природе.

Материал: Картинки с изображением снегирей на ветках рябины, гнезда снегирей с птенцами, репродукции картин художников.

Предварительная работа: наблюдение за птицами, прилетающими на участок, рассматривание изображений птиц на иллюстрациях, фотографиях, картинках, чтение стихов о птицах, беседы о жизни птиц зимой, прослушивание записей с голосами птиц.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, напомните какое сейчас время года? (Ответы детей). Да, сейчас зима. Мы с вами зимой можем наблюдать за птицами, прилетающими на участок. Каких птиц вы видели на участке? (Ответы детей). Зимой в кормушку прилетают синички, голуби, воробьи и другие птицы. Сегодня мы поговорим об одной удивительной красивой птице.

Послушайте загадку.

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появиться опять. (Снегирь)

Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это … (Снегири)

Воспитатель: Да, эта красивая птичка называется снегирь. Снегирь – птица загадочная. Зимой и летом она живет в наших лесах. Летом среди зелени он не особенно заметен, но зимой – это время снегиря. Его яркая грудка выделяется на фоне белого снега.

Снегиря увидеть трудно
Летом за густой листвой.
А заметен красногрудый
Только зимнею порой.

Художники рисовали снегирей на своих полотнах. Давайте полюбуемся картинами.

А.Волков «Снегири»

А.Прокофьев «Снегири»

Е.Лоскутов «Снегири» 

Р.Савинова ««Снегири»

О.Рыжиков «Снегири»

Воспитатель: Ребята, давайте поговорим о снегире. Какая грудка у снегиря? ( Дети: красная, пушистая).  Какая голова у снегиря? (Дети: маленькая, чёрная).  Какой хвостик?  (Дети: черный).  Какие глаза? (Дети: маленькие, серые). Какой клюв? (Дети: маленький, серый). Какого цвета крылья у снегиря? (Дети: серого). Чем покрыто тело снегиря?  (Дети: перьями).

(Воспитатель  предлагает детям послушать песенку снегиря).

Воспитатель: Голос снегиря – негромкий свист («фьють-фьють»). Пение – довольно тихое и маловыразительное, в нем много скрипучих и шипящих звуков. Снегири очень дружные птицы, поэтому летают чаще всего стайкой. Что такое стайка? (Ответы детей). Стайка – это много птиц, которые летают вместе. А как называется стайка снегирей? (Варианты детей) -  Снегириная стайка.

На снегу сидит, блистая,
Красногрудых птичек стая.
Бросим крошек поскорей
Для красавцев – снегирей.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, чем питаются снегири? (Ответы детей).

(Педагог обобщает ответы детей): Снегири питаются семенами различных трав, ягодами рябины.

(Воспитатель предлагает детям побыть снегирями).

Проводится физкультминутка «Снегири»

Вот на ветках посмотри, (Руками хлопают по бокам)
В красных майках снегири. (Показывают грудки)
Распустили перышки, (Руки слегка в стороны)
Греются на солнышке. (Шевелят пальчиками)
Головой вертят, вертят, (Повороты головой вправо, влево)
Улететь они хотят. (Бегут по кругу, взмахивая руками)
Кыш! Кыш! Улетели!

Воспитатель: Ребята, есть примета: снегири появляются рядом с жильем людей перед сильным снегопадом. Возможно, именно поэтому они и получили название «снегирь».

Снегирь – птица довольно доверчивая и общительная, поэтому можно приблизиться к снегирю поближе, рассмотреть его и покормить.

Снегири - снегири
На дворике у двери.
Я насыпал за порог
Гречку, семечки, творог.

Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомились с красивыми птицами – снегирями. Не забудьте зимой покормить птиц!