Конспект непосредственной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию в среднедошкольном возрасте на тему «Кто живет в моем доме?»

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание: Формировать представление детей о своей семье и взаимоотношении в ней.

  • Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»: Формировать у ребенка доброжелательное отношение к родным людям, уважительного и заботливого отношения к ним, и принадлежности к членам своей семьи, развивать эмоциональную отзывчивость.
  • Образовательная область «Познавательное развитие»: Дать представление детям о семье, членах семьи их отношениях, отвечать на вопросы о своей семье, о семейных событиях, о действиях и поступках взрослых и детей, в которых проявляются доброе отношение и забота о людях и членах семьи, любовь к родным. Воспитывать в детях усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми.
  • Образовательная область «Речевое развитие»: Развивать речевые навыки у детей, обогащать словарь, умение правильно выстраивать свои высказывания. Познакомить детей с народными высказываниями о семье.
  • Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»: Развивать у детей умение рисовать, используя трафарет, развивать творческую инициативу, рисовать аккуратно, не заходя за контуры.

Активизация словаря: добрая, любимая¸ заботливая, сильный, смелый, папенька, мамочка, младенец, ребенок, подросток, семья.

Материал: мольберт, сюжетные картинки о семье, дом, сердечко, цветок «Добрых дел», бабочки, бусы, сумочка, шарфик, галстук, телефон, кепка, семейный альбом, фотоаппарат, волшебный сундучок, с\к «Добрые дела», трафарет «цветы», краски, салфетки, кисточки, магнитофон, подборка детских песен о семье.

Предварительная работа: беседа о семье и ее членах, стихи, загадки, рассматривание иллюстраций в книгах о семье, д\и «Что такое хорошо и что такое плохо?», составление рассказов о маме и папе, где работают, чем любят заниматься в свободное время.

Ход деятельности

1. Сюрпризный момент: «Волшебный сундучок».

Воспитатель приглашает детей в круг. Ребята, к нам пришло много гостей, поздороваемся.

Воспитатель: У меня на столе волшебный сундучок. Что же в нем находится?

Воспитатель открывает сундучок (в это время тихо звучит детская песенка на тему «Моя семья»). Достает картинки, они красиво перевязаны лентой и бантом. Достает первую картинку - это дом с пустыми окнами (прикрепляет картинку к мольберту).

Воспитатель: Что это? (Дом)

Воспитатель спрашивает: А кто же может жить в этом доме? (люди.)

Воспитатель предлагает послушать загадку:

Целует, обнимает
К сердцу прижимает
Все она умеет
Всех она жалеет
Угадайте-ка друзья! Кто же это?

Ответы детей: (Это мамочка моя).

Воспитатель: Это первая картинка, поставим первую картинку в наш дом.

Воспитатель говорит: Послушайте следующую загадку.

- Галстук, шляпа, телефон
Жду друзья от вас ответа.
Кто же это?

- Дети отвечают: Это папа.

- Молодцы! Конечно папа.

- Воспитатель предлагает поставить картинку папы в окно дома.

- А кто же еще может жить в этом доме?

- Угостит всегда вареньем
- Стол накроет с угощеньем,
- Лада, наша ладушка,
- Кто? – родная. (бабушка).

- Воспитатель предлагает поставить картинку бабушки в окно дома.

- Воспитатель говорит детям: «Отгадайте следующую загадку, Кто же еще живет в доме?»

- Он трудился не от скуки,
- У него в мозолях руки.
- А теперь он стар и сед-
- Мой родной, любимый... (дед).

Ответы детей: дедушка (находим картинку и ставим в окно дома).

- Загадывает воспитатель следующую загадку.

- Кто любит и меня и братца.
- Но больше любит наряжаться!
- Очень модная девчонка-
- Моя старшая… (сестренка).

(Дети ставят картинку в окно дома).

- Воспитатель предлагает следующую загадку:

- Кто веселый карапуз-
- Шустро ползает на пузе?
- Удивительный мальчишка -
- Это младший мой... (братишка).

Дети ставят картинку в окно дома.

- Воспитатель говорит: Вот и заселили мы дом, кто же в нем живет, давайте скажем одним словом.

- Дети говорят: Это семья.

- Воспитатель спрашивает: А как вы думаете, что же такое семья?

- Дети отвечают: Когда живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают друг другу.

- Воспитатель говорит: Правильно, дети, семья – это самое дорогое, что есть у человека.

- Воспитатель, обращается к детям и спрашивает: А кто живет в твоей семье?

2. Технология «Цепочка» (Передавая сердечко друг другу, дети называют сколько членов в семье).

Интерактивная технология «Цепочка». Цель: способствовать развитию умения правильно выстраивать высказывания о своей семье.

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1.Мотивационный

Воспитатель объясняет детям о ходе деятельности: передавать из рук в руки предмет быстро проговорить свой ответ

Дети осознают поставленную цель

2.Организационный

Воспитатель организовывает детей, выстраивая их цепочкой, создавая круг, для удобства передачи сердечка по кругу

Дети выстраиваются в цепочку, осознают нормы и правила сотрудничества

3.Деятельностный

 Придумайте предложение

Дети проговаривают свое предложение

4.Заключительный

Вы много сказали своих предложений, правильно, называя своих членов семьи

Дети присваивают новые знания

- Предполагаемые ответы детей: Папа. мама и я (2-3 ответа)

3. Работа в группах.

Воспитатель предлагает разделится на две группы( на двух столах. На столе стоят указатели(изображение девочки и мальчика).

4. Дидактическая игра: «Цепочка взросления».

Дети каждый на своем столе раскладывают картинки – младенец девочки, ребенок, подросток, девушка, мама, бабушка, тоже самое на другом столе (младенец - мальчик и т.д.).

Воспитатель: Кто же в вашей семье самый старший? Ответ детей: дедушка, бабушка, папа и т.д.

Воспитатель спрашивает: «А кто же младший?» Ответ детей: Ребенок (если есть младшие – младенец).

5. Физминутка (включаю музыку - магнитофон).

Кто живет у нас в квартире?
Раз, два. три, четыре (хлопаем в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (шагаем на месте)
Раз, два, три, четыре (ходьба вокруг себя)
Всех могу пересчитать (шагаем на месте)
Папа, мама, брат, сестра (хлопаем в ладоши).
Наша Мурка, два котенка (наклоны туловищем влево – вправо).
Мой сверчок, щегол и я (ходьба вокруг себя)
Вот и вся моя семья. (хлопаем в ладоши).

6. Д/И «Скажи ласково».

Воспитатель: Скажите, какая ваша семья? Ответы детей: дружная, большая, спортивная.

Воспитатель: А как вы относитесь в семье друг к другу? Ответы детей: С уважением, любовью, заботой друг о друге.

Воспитатель: В семье называют друг друга ласково и нежно, потому что любят друг друга. Как можно назвать ласково? воспитатель называет первое слово, дети продолжают)

Выкладываем кружочками на карте. Д\и «Скажи ласково» (все члены семьи и каждый ребенок, ставит набор кружков, соответствующие каждому слову).

Дочь - доченька, дочурка (предлагает вариант ответа воспитатель).

Затем дети самостоятельно подбирают слова.

Сын – сынок, сыночек; папа – папочка, папенька; дед – дедушка, дедуля;

Мама - мамочка, мамулечка; сестра – сестричка, сестренка; брат- братик, братишка.

Воспитатель: Сколько ласковых слов сказали о своей семье.

Слышится мелодия: Воспитатель привлекает внимание к волшебному сундучку. Давайте посмотрим, что же еще лежит в нем?

7. Д\И «Цветок добрых дел».

Воспитатель: Это волшебный цветок - «Цветок добрых дел». Подумайте, что вы делаете в своей семье? (предварительный ответ детей: помогая вытирать пыль, поливать цветы, убирать игрушки, собирать посуду со стола). Ответить помогут маленькие бабочки.

Дети поочередно подходят к цветку, прикрепляя к нему свою бабочку и рассказывают о том, что делают дома, помогая взрослым.

Воспитатель: Какой красивый цветок получился, много добрых дел вы делаете в семье. Сразу видно, что вы первые помощники в семье.

8. Д.И «Кому что принадлежит?»

Воспитатель: Мы поиграем в игру: «Кому что принадлежит». (символы - девочка и мальчик)

Воспитатель: В семье есть женщины и мужчины, девочки и мальчики. А вы кто? – задает вопрос воспитатель.

- Дети отвечают: Мы - девочки и мальчики.

- Вы выберете каждый по одному предмету, который принадлежит только девочкам и только мальчикам.

На столе лежат предметы (для девочек - бусы, сумочки, шарфик, косынка, зеркало, расческа: мальчикам - кепка, фонарик, галстук, шарф-кашпо, барсетка (мужская сумочка).

Воспитатель: Вы правильно, подобрали предметы.

Воспитатель: В каждой семье есть фотографии всех членов семьи. А где же их хранят?

Дети: (В альбоме)

Воспитатель: Правильно. В семейном альбоме. А для чего они хранятся?

Дети: На память о семье.

9. Фото на память.

- Вот мы свами сейчас достанем фотоаппарат из сундучка и сделаем фотографию на память и вложим ее в наш групповой альбом - это тоже наша семья.

Воспитатель говорит: Ребята, каждая семья замечательная и мы с вами можем ею гордиться, и даже похвалиться ею.

Воспитатель говорит: «- Папа, мама и я – дружная семья!»

- Воспитатель подводит итог сказанному: «И поэтому в семье все хорошо».

- Воспитатель: Когда в семье все хорошо, то какое настроение у всех?

- Дети: хорошее, радостное, веселое.

- Воспитатель предлагает выбрать смайлик – эмоцию «Радость». (достаем ее из волшебного сундучка). Этот смайлик мы прикрепим к нашему дому, чтобы здесь всегда было радостно.

- Воспитатель обращается к детям: «Ребята, у всех вас замечательные родители, хорошая семья. Хочется чтобы вы всегда ценили своих родителей и не огорчали их, заботились о них, когда будете взрослыми»

10. Творческая самостоятельная работа: «Подарок для семьи».

- Воспитатель: Сейчас мы с вами нарисуем подарок для своей семьи. Предлагаю пройти к столам, где все приготовлено для творческой работы (звучит тихая мелодия, в конце развешиваем на стене творчества рисунки детей, образуя выставку «Кто живет в моем доме?».

СВОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О СОСТАВЕ СЕМЬИ.

1. Образование 27 семей:

Среднее

Среднеспец.

Высшее

2

 32

 20

2.2%

 84.3%

 13.5%

2. Вид деятельности:

  • Рабочие - 30 чел - 58.8%
  • Служащие - 17 чел - 33.3%
  • Домох (Б, р). - 2 чел. -5.4%
  • Собственное дело - 1 чел (предприниматель) - 2.5%

3. Возраст родителей:

18-25

 25-35

 35-45

4 чел

28 чел

22 чел

7.2%

 48.6%

 44.2%

 

4. Состав семьи:

  • Полная – 25 семей - 95%
  • Неполная - 2 семьи - 5%

5. Кто помогает в воспитании ребенка?

  • Бабушка – 14 семей - 50.5%
  • Дедушка – 1 семья - 2.7%
  • Никто - 12 семей – 46.8%

6. Где берут информацию о воспитании ребенка?

  • Книги – 5 семей - 14%
  • Телепередачи – 6 семей – 29%
  • Интернет – 6 семей – 29%
  • Опыт собственного воспитания – 5 семей - 14%
  • Обращаются за помощь в воспитании к педагогу д/с - 5 семей – 14%