Урок литературы по теме "Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»". 10-й класс

Разделы: Литература

Классы: 10, 11


Цели урока:

  • Определить понятие счастья для героев поэмы
  • Обозначить авторскую позицию по данной проблеме
  • Поразмыслить над современным пониманием счастья

Задачи:

Образовательные:

  • учиться анализировать образы, поступки литературных героев; соотносить взгляды литературных героев с собственными
  • получить возможность через собственные ценностные ориентиры сформулировать понятие счастье и выяснить авторскую позицию в поэме

Воспитательные:

  • прививать уважительное отношение к человеку, его мнению
  • воспитывать внимательного читателя и слушателя

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес к изучаемой поэме, расширять кругозор учащихся
  • применять знания на практике

Тип урока: урок-обобщение, подготовка к сочинению-размышлению

Оборудование:

  • буктрейлер
  • презентация

Методическая цель: показать формы работы по формированию ключевых компетенций.

Задачи: формирование и развитие компетенций

  • коммуникативной компетенции через совместную деятельность в группе;
  • учебно-познавательной компетенции через самостоятельную постановку цели урока, организацию способов её достижения, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
  • социокультурной компетенции через определение и выражение собственного отношения к философским понятиям;
  • информационной компетенции через работу с учебным материалом: поиск, извлечение, систематизацию, анализ и отбор необходимой для решения учебной задачи информации.

Форма организации познавательной деятельности учащихся: работа в группах и индивидуальная работа.

Ход урока

1. Актуализация знаний (наблюдение, в какой степени был усвоен предыдущий материал)

1. С поэмой «Кому на Руси жить хорошо» Николая Некрасова вас знакомила творческая группа одноклассников - 4 юноши. У них была цель заинтересовать класс произведением. Они сделали буктрейлер (определение понятия на доске; объясняет учащийся из творческой группы). Это первый опыт в нашей школе. Буктрейлер был показан на предыдущем уроке, группа внесла небольшие исправления, посмотрим его еще раз и вспомним содержание поэмы.

2. Показ буктрейлера. Учитель отмечает улучшение: «Спасибо за интересную работу!»

2. Организация самооценивания обучаемыми степенью владения актуальным опытом:

3. Итак, вспомнили содержание поэмы.

- С какой целью путешествуют по Руси семеро мужиков?

- Ищут ответ на вопрос.

- Какого человека ищут?

- Счастливого.

4. Какими вопросами задается автор вместе с мужиками? Давайте составим кластер вопросов (запись на доске и  в тетрадях).

5. Определение проблемы учащимися.

- Какую проблему поднимает автор?

- Одна из главных, поднятых Н.А.Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо», - это проблема определения счастья.

3. Создание ситуации противоречия между старым и новым материалом

- Итак, давайте подумаем, как Некрасов отвечает на поставленные вопросы; как бы вы сегодня ответили.

6. Проверка групповой домашней работы. Составление таблицы.

Группами были выбраны главы, чтобы определить: в чем герои глав находят счастье?

Сообщения групп.

Понимание счастья разными героями поэмы:

Поп.

«В чём счастие, по-вашему?
Покой, богатство, честь,
Не так ли, други милые?»
Они сказали: так…

Помещик.

Кого хочу – помилую,
Кого хочу – казню.
Закон - моё желание!
Кулак – моя полиция!

Матрёна Тимофеевна

Мне счастье в девках выпало:
У нас была хорошая,
Непьющая семья.

Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки,
Заброшены, потеряны
У Бога самого!

Глава «Счастливые»

  • Дьячок уволенный.
  • Рябая, одноглазая старуха.
  • Солдат с медалями.
  • Каменотёс с тяжёлым молотом.
  • Мужик с одышкою.
  • Дворовый графа Переметьева.
  • Крестьянин-белорус.
  • Мужик со скулой свороченной.
  • Оборванные нищие.

Ермила Гирин.

Имел он всё, что надобно
Для счастья: и спокойствие,
И деньги, и почёт,
Почёт завидный, истинный,
Не купленный ни деньгами,
Ни страхом: строгой правдою,
Умом и добротой.

Счастье для 7 мужиков

… Мы ищем, дядя Влас,
Непоротой губернии,
Непотрошёной волости,
Избыткова села!... 

Авторское понимание счастья.

Выразителем авторской позиции в поэме является герой Григорий Добросклонов.

Гриша Добросклонов

…и лет пятнадцати
Григорий твёрдо знал уже,
Что будет жить для счастия
Убогого и тёмного родного уголка.

Глава поэмы

Герой главы

В чем счастье

Поп

поп

Покой, почет, богатство

Помещик

Оболт-Оболдуев

«кулак – моя полиция», неограниченная власть, владение собственностью

Счастливые

мужики

«дырявое с заплатами, горбатое с мозолями»

 

Ермил Гирин

доверие людей, совестливость

Крестьянка

Савелий

«клейменый, да не раб»

 

Матрена Корчагина

Семья, муж рядом, дети. Но «ключи от счастья женского потеряны у Бога самого»

Доброе время…

Гриша Добросклонов

«для счастья убогого и темного родного уголка», пишет песни

7.  Вывод учащихся по таблице. Последняя глава рассказывает о герое-идеале автора. Поэт видел счастье и истинное назначение человека в бескорыстном служении народу (запись в тетрадях).

4. Сообщение учащимся пределов познания, ориентация на цель учения

8. Учитель: Позиция автора ясна. А каков взгляд на сущность счастья других мыслителей? Обратим внимание на их толкование счастья – показ слайда и чтение цитат вслух учащимися.

5. Организация изучения учебного материала

9. Предлагаю выбрать наиболее понравившееся высказывание о счастье и, используя Метод «Пресс», написать небольшое размышление. (Слайд – Метод «Пресс»)

10. Прослушивание размышлений учащихся.

11. Вывод учащихся после размышлений. Каждый человек счастье понимает по-разному, в зависимости от условий, в которых он живет, и идеалов людей, которые его окружают.

6. Организация самооценивания, обобщение изученного

12. - Разговор о счастье ведется с младших классов. В каких произведениях речь шла о счастье? (учащиеся вспоминают)

Действительно, о счастье вы размышляли, когда читали феерию Метерлинка «Синяя птица». В чем счастье? Где эта птица счастья?

- Ответы учащихся.

- А в повести «Алые паруса» А.Грина?

- Ответы учащихся.

Параллельно - показ слайдов с обложками книг.

13. Групповая работа. В этих произведениях есть не только формулы счастья, но и их символы: птица, корабль с алыми парусами. Я предлагаю вам в своей группе создать символ или формулу счастья.

14. Выступление групп о символах или формулах счастья.

7. Итог урока. Оценивание работы на уроке, подведение итогов работы групп.

8. Домашнее задание: подготовиться к сочинению о счастье – подобрать 2 аргумента из литературы

9. Рефлексия.

Слово учителя. Семь мужиков-странников отправились в путь за счастьем. Человек способен сам его сотворить, например, сделав доброе дело. Ведь счастье - это прежде всего состояние души, поэтому добрый, отзывчивый человек всегда счастливее злого, корыстного.

15. Чтение учителем стихотворения Э.Асадова «Что такое счастье».

Литература

  1. Гамула, Н.В. «Проблема счастья» на примере поэмы Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: Урок литературы, 10 класс / Н.В. Гамула, О.В. Тиц // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
  2. Иштуганова, А. О. Конспект урока по литературе в 10 классе по теме "Проблема счастья в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»" //nsportal.ru.
  3. Торопчина, Л.В. Поэма Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Текст: готовимся к сочинению/ Л.В. Торопчина// Литература-Первое сентября.-2004.-№18.- С.19-23.