Современна ли классика

Разделы: Внеклассная работа


Тип школьного события: внеклассное мероприятие для старшеклассников в рамках Недели русского языка и литературы.

Форма проведения: дискуссия.

Используется технология организации групповой работы.

Ведущая роль учителя: модерация.

Предварительная работа: написание эссе на одноименную тему, аргументация с опорой на произведения классической литературы, повторение материала «Что такое дискуссия? Как ее провести?»

Цель: показать роль классической литературы в формировании духовности народа, современность нравственных ценностей, отраженных в произведениях писателями-классиками, стимулировать интерес к изучению классической литературы.

Предполагаемые результаты:

предметные:

  • Совершенствовать навыки проблемного анализа литературного произведения

Метапредметные: 

  • Совершенствование умения выделять главное в предлагаемых темах и вопросах; 
  • Обучение формулированию проблемы по данной теме;
  • Совершенствование умения строить монолог достоверно, логично, используя эффективные речевые средства для точного выражения мысли;
  • Формировать представление о способах дискуссии;
  • Совершенствовать умение рассуждать, доказывать свою позицию;
  • Формировать умение работы в команде 

Личностные:

  • Совершенствовать культуру общения. 
  • Формировать у учащихся представления о нравственных ценностях в жизни человека. 
  • Создавать потребность в самосовершенствовании духовных качеств личности.

Ход мероприятия

Учащиеся делятся на 4 группы.

1 этап (введение в дискуссию)

Тема нашего разговора:«Современна ли классика». Мы изучаем произведения далеких веков, где повествуется о событиях, явлениях, не всегда знакомых и понятных современному читателю. Так «Слово о полку Игореве» рассказывает о междоусобных воинах, борьбе с кочевниками в далеком 12 веке,. роман-эпопея Л. Н. Толстого - о жизни в период Отечественной войны 1812 года, а произведения начала 20 века посвящены революции 1917 года и гражданской войне. Так нужна ли классическая литература современному читателю? Что может она дать, чему научить? Может быть, стоит читать только произведения, рассказывающие о жизни в наши дни?

2 этап (обсуждение проблемы)

Чтобы ответить на эти вопросы, для начала, как мне кажется, нужно разобраться — зачем нам нужна литература?

Обсуждение в группах, выступление групп, обсуждение высказываний.

У каждого человека существует свой особенный внутренний мир, душа, и литература призвана будить душу и разум человека.

Что значит «Будить душу и разум человека»?

Фронтальная работа

Научить человека соблюдать нравственные законы человеческого общества, которые слагались веками, из поколения в поколение.

Задание группам: На какие размышления наводит данное высказывание? Как автор обосновывает значение книги (литературы) для человека? (приложение №1)

  • 1 группа: обратить внимание учащихся на глубинное значение слов «без чтения душно и душа голодает».
  • 2 группа: «просвещают душу», «укрепляют человека».
  • 3 группа: «праведная цель».
  • 4 группа: «жить на земле, как люди».

Работа в группах, высказывание групп.

2. На листах вы видите ряд существительных, подберите обобщающее понятие.

  • любовь,
  • совесть,
  • честность,
  • справедливость,
  • доброта,
  • трудолюбие

Выступление групп.

Все это можно назвать духовностью.

Обсудите в группах, как вы понимаете понятие духовность?

Сформулируйте, что такое духовность

Обсуждение и выступление групп.

Послушайте, как дается понятие духовности в словаре Ожегова.

«Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными».
Этому учит нас литература, быть духовными. Духовные ценности вечны.

Задание группам: Запишите десять ценностей, которые вы считаете самыми главными в жизни человека.

Выступление от групп, где выступающий обосновывает, почему выбранные ценности в приоритете, почему так их ранжировали:

  • Совесть
  • Доброта
  • Мир
  • Дружба
  • Любовь
  • Верность себе, людям, идеалам, Родине
  • Семья
  • Надежность
  • Правда
  • Смысл жизни
  • Великая цель
  • Трудолюбие
  • Счастье собственное и людей на Земле
  • Здоровье
  • Ум

3 этап (подведение итогов обсуждения)

Этим духовные ценностям учит нас классическая литература. Актуальны ли в наше непростое время эти ценности и проблемы, которые поднимали писатели всех времен? Над этим вы рассуждали дома. Итак, современна ли классическая литература?

Актуализация домашнего задания

Задание группам: В группе обсуждаются эссе учащихся и выбираются лучшие с точки зрения полноты раскрытия темы, аргументации собственной позиции примерами из произведений классической литературы), продумывается форма презентации работы.

Выступления авторов лучших работ (презентуются эссе, идет обсуждение позиции автора работы).

Рефлексия: Над чем позволил задуматься наш разговор? Какие выводы вы для себя сделали?

Те духовные ценности, которые раскрываются в произведениях классической литературы, актуальны и в 21 веке, мы должны научится жить, ориентируясь на вечные нравственные законы общества. Если общество духовно, тогда у человечества есть будущее. Человек только тогда развивается духовно, когда дает пищу уму и душе, читает произведения классической литературы, размышляя о прочитанном.

Приложение №1

Высказывания для групп

  1. «Духовное чтение нам необходимо каждый день, подобно молитве. Без чтения душно и душа голодает.» Феофан Затворник
  2. «Книги просвещают душу, поднимают и укрепляют человека, пробуждают в нем лучшие стремления, острят его ум и смягчают сердце» Теккерей У.
  3. «Русские люди добросовестно и безвозмездно трудятся, если в обществе есть нравственная идея, праведная цель». Фридрих Гегель
  4. «Мы научились летать в небе, как птицы. Мы научились плавать под водой, как рыбы. Осталось теперь научиться жить на земле, как люди». Бернард Шоу