Рабочая программа по русскому языку для учащихся 10–11-х классов с интеллектуальной недостаточностью

Разделы: Русский язык


Пояснительная записка

Рабочая программа разработана для учащихся с интеллектуальной недостаточностью 10-11 года обучения с учетом их особых образовательных потребностей. Программа реализует III этап АООП (10-12 классы), который направлен  максимальную социализацию, которая необходима для самостоятельной жизнедеятельности.

Цель изучения русского языка состоит в формировании коммуникативной компетенции обучающихся, а также совершенствовании навыков грамотного письма как показателя общей культуры  человека.

Задачи:

Специальной задачей курса русского языка является обеспечение максимально возможной социальной адаптации через такое содержание обучения, которое для них практически значимо и жизненно необходимо. Курс русского языка построен в тесной связи с тематикой СБО, а содержание упражнений определяется  содержанием жизненных ситуаций. На уроках русского языка в первую очередь отрабатываются те языковые и речевые умения, которые значимы для освоения учащимися социальных знаний:

  • уточнить и расширить активный запас слов, который необходим для понимания социальных ситуаций, для обеспечения адекватного взаимодействия с окружающими;
  • учить применять навыки делового письма в решении конкретных практических задач;
  • расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения;
  • ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе грамматических знаний и умений;
  • использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения практических (коммуникативно-речевых задач);
  • развитие коммуникативных умений и навыков обучающихся;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, стремление совершенствовать свою речь.
  • коррекция недостатков развития познавательной деятельности;
  • формирование мотивации к обучению и получению новых знаний, пробуждение внутренней потребности в общении;

Цель литературного чтения в 10-11 классе состоит в последовательном совершенствовании навыка полноценного чтения и умения воспринимать литературное произведение в единстве содержательной и языковой сторон.

Задачи:

  • закрепить навыки правильного, осознанного, выразительного и беглого чтения, научить понимать содержание, заключенное в художественных образах.
  • формирование потребности в чтении.

Эстетическое и нравственное воспитание в процессе чтения произведений художественной культуры.

Планируемые личностные и предметные результаты освоения программы

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели всего обучения – введение учащихся с умственной отсталостью в культуру, овладение  ими социокультурным опытом.

Личностные результаты:

  • Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия
  • Сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных условиях
  • Воспитание эстетических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей
  • Сформированность установки на безопасный здоровый образ жизни здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
  • Проявление готовности к самостоятельной жизни.

Планируемые предметные результаты

Русский язык

Минимальный уровень:

  • представление о языке как основном средстве человеческого общения;
  • образование слов с новым значением с опорой на образец и включение их в различные контексты для решения коммуникативно-речевых задач;
  • использование однокоренных слов для более точной передачи мысли в устных и письменных текстах;
  • использование изученных грамматических категорий при передаче чужих и собственных мыслей;
  • использование на письме орфографических правил после предварительного разбора текста на основе готового или коллективного составленного алгоритма;
  • нахождение в тексте и составление предложений с различным целевым назначением с опорой на представленный образец;
  • первоначальные представления о стилях речи (разговорном, деловом, художественном);
  • участие в обсуждении и отбор фактического материала (с помощью учителя), необходимого для раскрытия темы и основной мысли текста при решении коммуникативных задач;
  • выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме текста;
  • оформление изученных видов деловых бумаг с опорой на представленный образец;
  • письмо небольших по объему изложений повествовательного текста и повествовательного текста с элементами описания (70-90 слов) после предварительного обсуждения(отработки)всех компонентов текста;
  • составление и письмо небольших по объему сочинений (60-70 слов) повествовательного характера (с элементами описания) на основе наблюдений, практической деятельности, опорным словам и предложенному плану после предварительной отработки содержания и языкового оформления для решения коммуникативных задач.

Достаточный уровень:

  • первоначальные знания о языке как основном средстве человеческого общения;
  • образование слов с новым значением, относящихся к разным частям речи, с опорой на схему и их дальнейшее использование для более точной и правильной передачи чужих и собственных мыслей;
  • составление устных письменных текстов разных типов — описание, повествование, рассуждение (под руководством учителя);
  • использование всех изученных грамматических категорий при передаче чужих и собственных мыслей в текстах, относящихся к разным стилям речи;
  • нахождение орфографической трудности в слове и решение орографической задачи (под руководством учителя);
  • пользование орфографическим словарем для уточнения написания слова;
  • самостоятельное составление предложений различных по интонации и цели высказывания для решения коммуникативных практически значимых задач;
  • выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме и основной мысли текста;
  • определение цели устного и письменного текста для решения коммуникативных задач;
  • оформление всех видов изученных деловых бумаг.

Чтение

Минимальный уровень:

  • правильное и осознанное чтение текста вслух, в темпе, обеспечивающем его понимание;
  • осознанное чтение молча доступных по содержанию текстов;
  • участие в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (ответы на вопросы, высказывание собственного мнения, выслушивание мнений одноклассников с соблюдением правил речевого этикета и правил работы в группе), опираясь на содержание текста или личный опыт;
  • установление смысловых отношений между поступками героев, событиями (с помощью учителя);
  • самостоятельное определение темы произведения;
  • определение основной мысли произведения (с помощью учителя);
  • редактирование  заголовков пунктов плана в соответствии с темой и основной мыслью  произведения (части текста);
  • деление на части несложных по структуре и содержанию текстов (с помощью учителя) на основе готового плана после предварительного анализа;
  • ответы на вопросы по содержанию произведения своими словами и с использованием слов автора;
  • определение собственного отношения к героям (герою) произведения и их поступкам (с помощью учителя);
  • пересказ текста по частям на основе коллективно составленного плана  и после предварительного анализа;
  • нахождение в тексте непонятных слов и выражений, объяснение их значения и смысла с опорой на контекст;
  • знание наизусть 1-го (небольшого по объему) прозаического отрывка и 10 стихотворений;
  • выбор интересующей литературы (с помощью взрослого); самостоятельное чтение небольших по объему и несложных по содержанию художественных произведений и научно-популярных текстов, выполнение посильных заданий.

Достаточный уровень:

  • правильное, беглое и осознанное чтение доступных художественных и научно-познавательных текстов вслух и молча;
  • использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое);
  • овладение элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
  • осознанное восприятие и оценка содержания и специфики различных текстов; участие в их обсуждении;
  • целенаправленное и осознанное восприятие произведений живописи и музыки, близких по тематике художественным текстам;
  • активное участие в диалоге, построенном на основе прочитанного и разобранного текста;
  • умение оценивать изложенные в произведении факты и явления с аргументацией своей точки зрения;
  • самостоятельно делить на части несложный по структуре  и содержанию текст;
  • самостоятельный выбор (или с помощью педагога) интересующей литературы;
  • самостоятельное чтение выбранной обучающимися художественной и научно-художественной литературы с последующим ее обсуждением;
  • заучивание наизусть стихотворений и отрывков из прозаических произведений (соответственно 12 и 3).

Содержание программы

Русский язык

I Модуль. Части речи

Имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол. Различение частей речи по вопросам и значению. Правила написания.

Имя существительное: общее значение. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные. Род имен существительных. Написание мягкого знака (ь) после шипящих в конце слов  у существительных женского рода. Число имен существительных. Имена существительные, употребляемые только в единственном или  множественном числе. Понятие о 1, 2, 3-м склонениях имен существительных. Склонение имен существительных в единственном и множественном числе. Падеж. Изменение существительных по падежам. Правописание падежных окончаний имён существительных единственного и множественного числа. Несклоняемые имена существительные.

Имя прилагательное: понятие, значение в речи. Определение рода, числа и падежа имени прилагательного по роду, числу и падежу имени существительного. Согласование имени прилагательного с существительным в роде, числе и падеже. Спряжение имен прилагательных.
Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе.

Глагол как часть речи. Изменение глагола по временам (настоящее, прошедшее, будущее). Изменение глагола по лицам и числам.

Правописание окончаний глаголов 2-го лица -шь, -шься. Глаголы на -ся(-сь). Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Неопределенная форма глагола. Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов Iи IIспряжения. Правописание глаголов с –ться, -тся. Повелительная форма глагола. Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа. Правописание частицы НЕ с глаголами.

II. Модуль. Предложение

Простое и сложное предложение.

Предложение. Простые и сложные предложения. Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложений. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения распространенные и нераспространенные.

Установление последовательности предложений в тексте. Связь предложений в тексте с помощью различных языковых средств (личных местоимений, наречий, повтора существительного, синонимической замены и др.).

Однородные члены предложения. Союзы в простом и сложном предложении, знаки препинания перед союзами. Обращение, знаки препинания при обращении. Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи.

Сложное предложение. Сложные предложения без союзов и с сочинительными союзами И. А, НО. Сравнение простых предложений с однородными членами и сложных предложений. Сложные предложения с союзами ЧТО, ЧТОБЫ, ПОТОМУ ЧТО, КОГДА, КОТОРЫЙ.

III. Модуль. Текст (деловое письмо)

Текст, признаки текста. Отличие текстов от предложения. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение. Заголовок текста, подбор заголовков  к данному тексту. Работа с деформированным текстом. Распространение текста. Составление сложных предложений со словами дело в том, что; объясняется это тем, что и т.д.; Включение их в тексты-рассуждения с целью объяснения или доказательства.
Составление сложных предложений с союзами что, чтобы, так как, потому что, в связи с тем, что и т.д. Их использование в текстах-рассуждениях.

Составление рассказа по серии сюжетных картин, картине, по опорным словам, материалам наблюдения, по предложенной теме, по плану.

Деловое письмо

Адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо. Записки: личные и деловые. Заметка в стенгазету, объявление, заявление, автобиография, анкета, доверенность, расписка и др.

Письмо с элементами творческой деятельности.

Деловое повествование речи: памятки, инструкции, рецепты. Связь предложений в деловых повествованиях.

Деловые бумаги: расписка, доверенность, заявление.

Отработка структуры, содержания и оформления на письме сложных предложений с союзами при составлении деловых бумаг (расписка, доверенность, заявление).

Практические упражнения в составлении заявления о приеме на учебу, работу; материальной помощи; отпуске по уходу (за ребенком, больным)

Практические упражнения в составлении заявления о вступлении в  брак на официальном бланке; доверенности в свободной форме и на бланке.

Составление доверенности на распоряжение имуществом. Оформление бланков почтового перевода, посылки.

Деловое описание предмета: объявление о пропаже/находке животного.

Написание объявлений о покупке продаже, находке/пропаже предметов (животных) с включением их описания в деловом стиле.

Выбор слова из нескольких предложенных с точки зрения уместности его употребления в деловом стиле речи.

Составление и запись правил, памяток, инструкций, рецептов по предложенной теме и по опорным словам.

Практическое знакомство с различными видами деловых писем. Языковые, композиционные и стилистические различия деловых и личных писем.

Практические упражнения в оформлении трудового договора на бланке. Оформление служебной записки.

Тематика: личная гигиена, жилище, одежда и обувь, служба быта, медицинская помощь, средства связи, транспорт, культура общения, бюджет, торговля, семья, питание, трудоустройство.

Содержание программы литературное чтение

Содержание чтения (круг чтения). Устное народное творчество (мифы, легенды и сказки народов мира, былины, песни, пословицы, поговорки) как отражение культурных и этических ценностей народов.

Русская литература XIX века. Биографические справки и произведения (полностью или законченные отрывки из прозаических произведений века.

Русская литература XX века. Биографические справки и произведения (полностью или законченные отрывки из прозаических произведений) русских писателей и поэтов XX века.

Современные писатели. Биографические справки и произведения (полностью или законченные отрывки из прозаических произведений) современных писателей и поэтов.

Зарубежная литература. Биографические справки и произведения (полностью или законченные отрывки из прозаических произведений) зарубежных писателей и поэтов.

Теория литературы

Признаки прозаических произведений: сюжет, герои. Сюжет произведения. Герой (персонаж) произведения. Роль пейзажа и интерьера в рассказе.

Поэзия как вид художественных произведений. Признаки поэтических произведений: рифма, ритм.

Навыки чтения. Дальнейшее совершенствование навыков правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения в соответствии с нормами литературного произношения.

Осознанное чтение текста про себя с предварительными заданиями учителя. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению предварительно проанализированного текста или отрывка из него.

Умение правильно пользоваться средствами устной выразительности речи: тон, темп речи, сила голоса, логические ударения, интонация после предварительного разбора текста.

Сознательное чтение текста вслух и про себя.

Самостоятельная подготовка к выразительному чтению предварительно проанализированного текста или отрывка из него.

Работа над выразительным чтением с соответствующими установками  к чтению (определение настроения, соотнесение читаемого с изменением эмоций, логические ударения, интонация, повышение и понижение голоса, постановка пауз, тон, тембр, темп и т.п.).

Освоение разных видов чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее).

Работа с текстом. Самостоятельное определение темы произведения. Выявление авторского замысла (самостоятельно или с помощью учителя). Формулирование идеи произведения (самостоятельно или с помощью учителя). Соотнесение заглавия с темой и основной мыслью произведения (случаи соответствия и несоответствия).

Совершенствование умения устанавливать смысловые связи между событиями (в пределах одной части) и между частями произведения.
Совершенствование представлений о типах текстов (описание, рассуждение, повествование).

Сравнение художественных, деловых (учебных) и научно- познавательных текстов. Нахождение (с помощью учителя) необходимой информации в научно-познавательном тексте для подготовки сообщения.

Работа над образом героя литературного произведения, составление характеристики действующих лиц на основе выявления и осмысления поступков героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей. Нахождение в тексте слов и выражений, которые использует автор при характеристике героев; выявление отношения автора к персонажу (самостоятельно и с помощью учителя); выражение собственного отношения к герою и его поступкам. Подбор отрывков из произведения для аргументации и подтверждения определенных черт героев. Выявление особенностей речи действующих лиц (с помощью учителя). Развитие умения формулировать эмоционально-оценочные суждения для характеристики  героев (с помощью учителя).

Самостоятельное деление текста на законченные по смыслу части и озаглавливание частей в разной речевой форме (вопросительные, повествовательные, назывные предложения). Составление с помощью учителя цитатного плана.

Составление различных видов пересказов.

Аргументированный ответ с опорой на текст (с помощью учителя). Постановка вопросов по содержанию текста. Отбор в произведении материала, необходимого для составления рассказа на заданную тему. Составление рассказов по предложенной теме на материале нескольких произведений.

Определение эмоционального характера текстов (с помощью учителя).

Нахождение в стихотворных текстах с помощью учителя повторяющихся элементов, созвучных слов (на доступном материале). Подбор слова, близкого по звучанию из ряда данных.

Различение оттенков значений слов, использование оценочных слов в самостоятельной речи. Нахождение в произведении и осмысление значения слов, ярко изображающих события, героев, окружающую природу (фразеологизмы, эпитеты, сравнения, олицетворения
Выявление (с помощью учителя) основных жанровых признаков произведения и их понимание.

Выделение в тексте описаний и рассуждений.

Внеклассное чтение. Чтение доступных произведений художественной литературы отечественных и зарубежных авторов.

Тематическое планирование уроков русского языка. 10–11-е классы