Методическая разработка «Раннее выявление семейного неблагополучия в социально-педагогической деятельности образовательной организации»

Разделы: Социальная педагогика


«Ребёнку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, атмосфере счастья, любви и понимания» - так записано в конвенции о правах ребёнка. Так должно быть, но, к сожалению, в жизни всё больше семей в силу различных обстоятельств, объективных и субъективных причин становятся неблагополучными.

Проблема раннего выявления семейного неблагополучия является актуальной и значимой в системе профилактической работы с семьей по защите прав и интересов несовершеннолетних в образовательных организациях. Чем раньше начинается профилактика и социальная поддержка конкретной семье, тем больше шансов у ребенка успешно социализироваться в обществе.

Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов социального риска в семье:

  • Социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска);
  • Медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей – особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами);
  • Социально-демографические (неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с несовершеннолетними и престарелыми родителями);
  • Социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными ориентациями);
  • Психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители);
  • Криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиции и нормы преступной субкультуры).

Наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательно возникновения социального неблагополучия, но указывает на большую степень его вероятности, которая возрастает по мере увеличения числа факторов социального риска семьи (например, семья неполная, многодетная, малообеспеченная). Поэтому выявление неблагополучия в семьях связано с ранним выявлением факторов социального риска.

Можно представить следующий алгоритм раннего выявления семейного неблагополучия.

Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих учреждение образования. С этой целью заполняются личные дела, составляется социально-педагогическая характеристика каждого класса и социальный паспорт образовательной организации в целом. Далее выявляются социально-бытовые условия проживания обучающихся, состав семей, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с каждой семьей. В социально-педагогической деятельности используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия. Основной информацией обладает классный руководитель, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка, его поведению выявляет признаки неблагополучия и социальный педагог, имеющий социально-педагогическую характеристику каждого класса и составляющий социальный паспорт школы.

В результате наблюдения к характерным признакам внешнего вида и поведения ребенка, воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих обязанностей можно отнести:

- утомленный, сонный вид;

- санитарно-гигиеническую запущенность;

- склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания (голод- фактор риска для подростка);

- неумеренный аппетит;

- задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии;

- привлечение внимания любым способом;

- чрезмерная потребность в ласке;

- проявление агрессии и импульсивности, которая сменяется апатией и подавленным состоянием;

- проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;

- трудности в обучении.

Признаки физического насилия в семье могут проявляться в боязливости ребенка, в выраженном страхе взрослых, в проявлении тревоги в форме тиков, сосании пальца, раскачивания, в боязни идти домой, в жестоком обращении с животными, в стремлении скрыть причину травм.
Для работы с социально-неблагополучной семьей или ребенком в образовательной организации составляется индивидуальный план сопровождения, проводится работа по оказанию помощи в воспитании, трудоустройстве, лечении, организации отдыха с привлечением всех субъектов межведомственного взаимодействия (социальная защита, молодежная политика, здравоохранение, инспектора по опеке и попечительству, ОДН, Агенство занятости населения и т.д.). Принцип комплексного подхода в работе социального педагога образовательной организации к решению социальных проблем обучающихся позволяет не только привлечь специалистов учреждений конкретных ведомств (в зависимости от типа проблемы) к решению проблем ребенка и семьи, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении на ранней стадии, но также своевременно проводить системную работу с социально-незащищенными категориями обучающихся и их родителями.

Таким образом, социальный педагог осуществит эффективное взаимодействие в рамках социального партнерства со всеми ведомствами и субъектами профилактики, гарантирующими социальную помощь и защиту интересов ребенка и его семьи. Успешность сотрудничества обеспечат следующие условия взаимодействия:

- взаимное информирование о семьях и детях, нуждающихся в социальной и педагогической помощи;

- организация и проведение совместных мероприятий с целью повышения результативности в оказании психолого-педагогической и медико-социальной помощи;

- исключение дублирования форм и методов, противоречивых действий, применяемых для изменения ситуации или решения проблемы.

В соответствии со ст.9 Федерального закона №120-ФЗ от 24 июня 1999 года «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» необходимо информировать:

  • прокуратуру - о нарушениях прав и свобод несовершеннолетних;
  • КДН и ЗП – о нарушенных правах несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • опеку и попечительство – о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, либо находящихся в обстановке представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;
  • органы социальной защиты – о несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также семей, находящихся в социально опасном положении;
  • ОВД – о выявлении родителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними или вовлекающих их в совершение преступлений или антиобщественных действий, а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия;
  • органы здравоохранения - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;
  • органы управления образованием – о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских домов, школ-интернатов и других образовательных учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях;
  • органы по делам молодежи – о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости;
  • органы службы занятости – о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в профессиональной ориентации и трудовом устройстве.

В соответствии с российским законодательством существуют следующие виды ответственности лиц, нарушающих права и интересы детей.

Административная ответственность.

Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющие обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 5.35). Рассмотрение дел по указанной статье относится к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Уголовная ответственность.

Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей – за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.

Примеры: ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), ст. 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью), ст.113 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта), ст.115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью), ст.116 (побои), ст.117 (истязание), ст. 118 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности), ст. 131 (изнасилование); ст.132 (насильственные действия сексуального характера); ст.133 (понуждение к действиям сексуального характера), ст. 134 (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим четырнадцатилетнего возраста); Ст. 135. (развратные действия) ст.125 (оставление в опасности); ст.124 (неоказание помощи больному); ст. 156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего), ст. 157 (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей) ст. 110 (доведение до самоубийства); ст. 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью) и другие.

Гражданско-правовая ответственность.

Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.

Пример: лишение родительских прав (ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации), ограничение родительских прав (ст. 73 Семейного кодекса Российской Федерации), отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации).

Дисциплинарной ответственности могут быть подвергнуты должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допустившие сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми.

Обобщая вышеизложенное, содержание работы социального педагога ОУ по раннему выявлению случаев семейного неблагополучия может выглядеть так:

1. Подробное изучение социально-педагогических характеристик классов и индивидуальных характеристик учащихся из данных классных руководителей при составлении социального паспорта ОУ, а также из собеседований с классными руководителями.

2. Участие в работе методического объединения классных руководителей для своевременного получения информации об учащихся и их семьях (выявление личностных и семейных проблем).

3. Составление картотек учащихся, попадающих в «группу риска» и семей, с которыми необходима постоянная социально-педагогическая и психологическая работа (социальный патронаж).

3. Использование различных форм работы с родителями в целях их информирования и просвещения (родительские собрания, консультирование, анкетирование и т.д.) на тему «жестокое обращение и насилие» с использованием законодательной базы об ответственности лиц, допускающих жестокое обращение.

4. Ознакомление участников образовательного процесса с признаками факторов риска для раннего выявления семейного неблагополучия, фактов жестокого обращения с детьми, «внешние признаки реагирования», поведенческие признаки ребенка и родителей.

Факторами риска семейного неблагополучия могут быть следующие параметры характеристики ребенка или его семьи:

- неполные, многодетные, приемные семьи;

- низкий уровень жизни семьи, социальные проблемы, бытовая неустроенность (малообеспеченность, наличие безработных членов, отсутствие или стесненные квартирные условия и т.д.);

- внутрисемейные отношения родителей;

- антисоциальный способ жизнедеятельности семьи, где имеет место алкоголизм родителей, употребление наркотиков, проституция и т.д.;

- низкий уровень педагогической культуры родителей;

- традиционные методы воспитания с применением физических наказаний, использованием авторитарных принципов, избыточности дисциплинарных форм;

- психическое нездоровье родителей, других членов семьи;

- неумение взрослых управлять эмоциями в стрессовом состоянии;

- нежеланный ребенок, или имеющий особенности физического, умственного развития, какие-либо девиации в поведении;

- отягощенная наследственность ребенка;

- психологические особенности ребенка;

- кризисы данного детского возраста;

- гиперактивность ребенка;

Очевидные «внешние» признаки реагирования для специалистов образовательной организации:

- асоциальное поведение ребенка;

- ребенок пропускает занятия или не посещает школу;

- у ребенка на теле травмы, следы насилия;

- ребенок побирается;

- ребенок грязно или не по сезону одет;

- семья ведет асоциальный образ жизни и не заботится о ребенке;

- наличие какой-либо информации о фактах жестокого обращения с детьми;

- наличие информации о фактах вовлечения несовершеннолетних в употребление спиртных напитков и наркотических веществ;

- наличие информации о фактах вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность.

5. В образовательной организации задача социального педагога довести до сведения педагогического коллектива информацию о формах насилия, знать их признаки, а также поведенческие и психологические индикаторы. Существуют следующие формы насилия: физическое, психическое, сексуальное и пренебрежение основными потребностями ребенка.

6. При работе с семьями обращать внимание на «сигналы», характеризующие проявление какой-либо формы насилия в воспитании детей.

7. Основные задачи руководителей и специалистов органов и учреждений системы профилактики:

- проводить профилактические мероприятия по предупреждению жестокого обращения с детьми;

- внимательно относиться к внешним проявлениям случаев жестокого обращения с детьми;

- оперативно информировать правоохранительные органы о выявленных случаях жестокого обращения с детьми;

- проводить работу по реабилитации жертв насилия.

8. В работе учитывать, что существуют явные признаки, которые требуют немедленного информирования правоохранительных органов:

- следы побоев, истязаний, другого физического воздействия;

- следы сексуального насилия;

- запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия и т.д.);

- отсутствие нормальных условий существования ребенка: антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных правил гигиены, отсутствие в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, соответствующих возрастным потребностям детей и необходимых для ухода за ними;

- систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка, лишение его сна, ребенка выгоняют из дома.

9. В рамках межведомственного взаимодействия следовать требованиям Регламента межведомственного взаимодействия: если сотрудники органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в процессе исполнения своих должностных обязанностей выявляют у детей перечисленные выше явные признаки жестокого обращения, то они обязаны:

- направить информацию в правоохранительные органы - для привлечения к ответственности лиц, допустивших жестокое обращение;

- направить информацию в органы опеки и попечительства - для решения вопроса о немедленном отобрании ребенка у родителей или лиц их заменяющих, на попечении которых он находится;

- принять меры по оказанию помощи ребенку.

Список использованных источников и литературы.

  1. Лодкина Т. В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства.- М.: Изд. Центр «Академия», 2003. - 192 с.
  2. В.Г. Дмитриева, Ф.П. Черноусова, И.В. Яркова. Социальный педагог в образовательном учреждении. - М., Педагогическое общество России, 2007. – 96 с.
  3. Федеральным законом №120-ФЗ от 24 июня 1999 года «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
  4. Регламент межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Санкт-Петербурга в организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.