Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему «Чьи следы?» для детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: формирование экологической культуры детей через познание природы родного края.

Задачи:

  • упражнять в умении отмечать сезонные изменения в живой и неживой природе; закреплять знания о признаках весны;
  • упражнять детей в умении различать, классифицировать и называть животных, птиц;
  • закреплять уже накопленные знания, и расширять представления о жизни леса;
  • развивать память, внимание, творческое мышление;
  • воспитывать интерес к природе, прививать любовь и бережное отношение к ней.

Образовательные ресурсы: Мультимедийный проектор, ноутбук, клубок, д/и «Чьи следы?», фотоматериал к кейсу «Ненужный одуванчик», картинки птиц,отдельные карточки с изображением лесных жителей для игры «От маленького к большому», конверты с подсказками: 1 - деятельность взрослых весной, 2 - животный мир весной, 3 – растительный мир весной, 4 - птицы, 5 - явления природы; интеллект карта.

Ход деятельности

- Доброе утро, ребята. Давайте с вами улыбнемся друг другу и передадим свое настроение.

Игра «Передай свое настроение»

Дети по кругу, начиная с воспитателя, передают свое настроение, начиная со слов: «Мое настроение похоже на …солнышко, цветочек, снежок и т.п.»

Воспитатель: Сегодня утром к нам на электронную почту пришло видеообращение от любознайки, давайте его посмотрим.

На экране появляется Любознайка с лупой в руках, рассматривающий чьи-то следы.

Любознайка: Привет, ребята, ничего не могу понять. …Пошел сегодня прогуляться в лес, не успел зайти в него, как вокруг увидел множество разнообразных следов…с какой стороны я только их не рассматривал …никак не могу понять, чьи они. Мне очень нужна ваша помощь.

Воспитатель: ну, что, ребята, поможем любознайке?

Дети: конечно да.

Воспитатель: любознайка, что мы должны сделать?

Любознайка: вы должны пройти пять лесных препятствия (задания), после выполнения, которых получите конверты с подсказками, которые помогут вам заполнить интелект карту, которая у вас в группе, и разгадать эту загадку, ответив на вопрос: «Чьи же это следы?».

Воспитатель: Ну что ребята, отправляемся в лес? Попасть в лес нам поможет волшебный клубочек. Но, прежде чем отправиться в лес, нам нужно вспомнить правила поведения в лесу. Если мы их назовем, то первый конверт с подсказками будет наш. Готовы?

Дети: да

Интерактивная технология «Хоровод»

Воспитатель предлагает встать в круг, передавая клубок по кругу нужно назвать правила поведения в лесу:

- нельзя ломать деревья,

- нельзя разжигать костер, рвать цветы, разрушать гнезда, оставлять мусор, шуметь, обижать животных и т.п.

Воспитатель: хорошо, мы справились с заданием, вспомнили как нужно вести себя в лесу. Вот и первый конверт с подсказками (воспитатель обращает внимание, что на конверте изображен символ, обозначающий деятельность человека). Пора и в лес собираться, с остальными заданиями справляться. Возьмемся за руки и дружно скажем волшебные слова:

Ты катись, катись клубочек
Приведи скорей в лесочек.

Звучат звуки леса, на экране слайд №2 (лес)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как здесь красиво, и очень много следов. А вот и задание № 2. Необходимо определить какие животные здесь были, нужно определить, кому принадлежат следы.

Для того, что бы выполнить его нам нужно поделиться на две группы. Девочки будут работать с карточками на этом пенечке, а мальчики на этом.

Игра «Чьи следы?»

Детям предлагается соединить следы с картинкой животного.

Воспитатель: молодцы, очень хорошо справились с первым заданием. Вот и второй конверт с подсказками мы получили (воспитатель обращает внимание на символику конверта – животный мир). Осталось получить еще три конверта с подсказками, и мы сможет заполнить интеллект карту, что бы разгадать загадку. Продолжаем наш путь.

Воспитатель бросает клубочек, который определяет следующее задание.

Звучат звуки леса, на экране слайд №3 (лесная цветочная поляна)

Воспитатель: посмотрите, ребята, мы очутились на цветочной поляне, где большое разнообразие цветов. А вот и задание. Давайте сядем поудобнее и послушаем одну историю.

Дети рассаживаются напротив мольберта.

Интерактивная технология фотокейс «Ненужный одуванчик».

Воспитатель предлагает детям послушать текс кейса (историю), задается проблемный вопрос, дети обсуждают и рассуждают, приходят к одному варианту ответа. После чего предлагают варианты ответов, примеряя на себя роль главного героя.

Текс к фотокейсу «Ненужный одуванчик»

«На опушке леса вся полянка покрылась одуванчиками. Дети с радостью собирали огромные букеты из одуванчиков. Девочки плели веночки, мальчишки украшали свои «крепости». Только Марина смотрела на все с грустью. Почему ей было грустно?»

Воспитатель: какие вы, ребята, молодцы, очень хорошо справились и с этим заданием. Конверт с подсказками № 3 у нас (обращает внимание на символику конверта – растительный мир).

Воспитатель предлагает ребятам немного отдохнуть.

Физминутка «Прогулка в лесу»

Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели

И их лучики согрели.

Чудеса у нас на свете

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали

Великанами мы стали.

Бабочки летали,

Крыльями махали.

Дружно хлопаем,

Ногами топаем.

 (Встать, ноги вместе, руки)

 (через стороны – вверх - вдох, опустить вниз - выдох)

 (Ходьба на месте)

 (Повороты головой влево-право)

 (Встать на носки, руки через стороны)

 (вверх и посмотреть вверх)

 (Присесть, руки на поясе)

 

 (Встать на носочках, руки на поясе)

 (спина прямая, тянемся вверх)

 (Бег на месте, плавно махая руками)

 

 (Хлопки в ладоши)

 (Притопы на месте)

Воспитатель: Хорошо мы отдохнули, нужно продолжать наш путь. Ну, что клубочек покажи, где следующее задание нам найти.

Воспитатель бросает клубочек. Звучат звуки леса, на экране слайд №4 – Птицы на деревьях.

Воспитатель: сколько в лесу птиц, ребята. А как они замечательно поют. Задание № 4 «Птичьи трели».

Интерактивная технология «Карусель»

Воспитатель предлагает детям выбрать себе пару, и определиться, кто первый из них будет стоять во внешнем круге, а кто во внутреннем. Дети, стоящие во внутреннем кругу берут карточку с картинкой заданием для своей пары, и задают вопрос «Назови, птицу?». Играть начинают по сигналу – хлопок в ладоши (дети передвигаются по часовой стрелке, отвечая на вопрос). Затем ребята меняются местами.

Воспитатель: замечательно справились с заданием ребята, Четвертый конверт у нас (обращает внимание на символику конверта - птицы). Остался последний конверт. Маша, бросай клубочек.

Ребенок бросает клубочек. Звучат звуки леса, на экране слайд №5 – Природа леса.

Воспитатель: задание №5 «От маленького к большому». В лесу постоянно идет спор, кто самый маленький, кто самый большой. Мы сейчас поможем с вами расставить все на свои места, выстроить всех жителей леса по росту.

Интерактивная технология «Цепочка»

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, которые лежат на пеньке с изображением обитателями леса. Договориться, кто за кем будет выполнять задание, выстроиться в цепочку. Дети поочереди подходят к пеньку, выбирают нужного обитателя, располагая картинки от самого маленького к самому большому.

Воспитатель: все конверты с подсказками собраны. Пора возвращатьясв детский сад:

«Ты катись клубочек наш –
В детский сад верни ребят.

Воспитатель: ну вот мы и вернулись. Давайте с вами заполним нашу интеллект карту.

Дети вместе с воспитателем открывают поочереди конверты, символика которых соответствует символике на интеллект карте. В каждом конверте набор карточек по тематике (например: деятельность людей - вешают скворечники, красят, окапывают деревья, сажают саженцы и т.п.). Раскладывают карточки по символам, используя стрелки от частного к общему. Когда карточки все разложены, все стрелки выводят на одну картинку со знаком «?». Дети должны проанализировать все картинки, и придти к выводу, что все эти признаки принадлежат к времени года «весна». Тем самым помогают любознайке ответить на вопрос «Чьи следы?».

Воспитатель: конечно же, это следы весны. Правильно, ребята. Все вместе мы помогли Любознайке найти ответ на его вопрос.

Любознайка: спасибо, ребята, за помощь, теперь я точно знаю какие следы оставляет весна.

Воспитатель: а вы, ребята, если найдете другие следы весны, то обязательно их поместить на нашу интеллект карту.

Можно заменить задание №5.

Игра «Воздух, земля, вода»

Цель: Закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.

Дидактический материал: Мяч.

Методика проведения:

Вариант 1. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д.

Вариант 2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.

Давайте посмотрим на них, и поместим их на интеллект карту.

В конверте №1 картинки: медведь возле берлоги, серый заяц, лиса с лисятами, еж с ежатами, символ животного мира.